Дело № 2-431/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2019 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Стародубцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Катуаровская средняя общеобразовательная школа, Управлению образования Администрации <данные изъяты> обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ
Истец Управление Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском (с учетом имевшего место уточнения требований) к ответчикам Муниципальному общеобразовательному учреждению Катуаровская средняя общеобразовательная школа, Управлению образования Администрации <данные изъяты> об обязании совершить действия, мотивируя свои требования тем, что ответчиками допускается бездействие по устранению нарушений требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 явилась, уточненные требования поддерживает, настаивает на удовлетворении иска.
Пояснила, что Дмитровским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> на основании распоряжения о проведении проверки №-д от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Катуаровская средняя образовательная школа по адресу: <адрес>, рабочий <адрес> была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой были установлены нарушения Учреждением требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
По факту выявленных нарушений были применены меры административного воздействия – в виде штрафа, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, для устранения вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки по проверке выполнения вышеуказанного предписания, ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме, а именно: в соответствии п.п.3, 8 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Дмитровским территориальным отделом от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ МОУ Катуаровская средняя образовательная школа подлежали исполнению следующие мероприятия:
- пункт 3: обеспечить наличие в помещениях начальных классов умывальных раковин, в соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2. 2821– 10, - не выполнено;
- пункт 8: обеспечить проверку технического состояния вентиляции здания, представить акт проверки эффективности работы, технического обслуживания системы приточно-вытяжной вентиляции, в соответствии с требованиями п.6.1 СанПиН 2.4.2. 2821– 10, - не выполнено.
Согласно объяснениям руководства учреждения, данные пункты предписания не исполнены по причине отсутствия должного финансирования.
За невыполнение предписания в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи 27 судебного участка Дмитровского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя образовательная школа привлечено к административной ответственности.
Также должностным лицом в соответствии с требованиями п. 71 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 764, было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений, которые не были устранены в назначенный срок, с установлением нового срока для устранения указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель Муниципального общеобразовательного учреждения Катуаровская средняя общеобразовательная школа ФИО6 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась. Указывает на отсутствие финансирования, что исключает возможность выполнения требований предписания.
Представитель Управления образования Администрации <данные изъяты> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, представлены письменные возражения на иск.
Представители Администрации <данные изъяты>, Министерства экономики и финансов <адрес> в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории <адрес> выполняет Управление Роспотребнадзора по <адрес>, его территориальные отделы.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу пунктов 2, 3 части 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 24 ФЗ № 52 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Судом установлено, что здание Катуаровской средней школы по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении Муниципального общеобразовательного учреждения Катуаровская средняя общеобразовательная школа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86).
Дмитровским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> на основании распоряжения о проведении проверки №-д от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя образовательная школа по адресу: <адрес>, рабочий <адрес> была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой были установлены нарушения Учреждением требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
По факту выявленных нарушений были применены меры административного воздействия – в виде штрафа, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, для устранения вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки по проверке выполнения вышеуказанного предписания, ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме, а именно: в соответствии п.п.3, 8 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ МОУ <адрес> средняя образовательная школа подлежали исполнению следующие мероприятия:
- пункт 3: обеспечить наличие в помещениях начальных классов умывальных раковин, в соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2. 2821– 10, - не выполнено;
- пункт 8: обеспечить проверку технического состояния вентиляции здания, представить акт проверки эффективности работы, технического обслуживания системы приточно-вытяжной вентиляции, в соответствии с требованиями п.6.1 СанПиН 2.4.2. 2821– 10, - не выполнено.
Согласно объяснениям руководства учреждения, данные пункты предписания не исполнены по причине отсутствия должного финансирования.
За невыполнение предписания в отношении Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи 27 судебного участка Дмитровского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное общеобразовательное учреждение Катуаровская средняя образовательная школа привлечено к административной ответственности.
Также должностным лицом в соответствии с требованиями п. 71 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764, было выдано предписание от 27.08.2018 г. № 3/322-05 об устранении нарушений, которые не были устранены в назначенный срок, с установлением нового срока для устранения указанных нарушений до 01 августа 2019 года.
В соответствии со ст. 28 ФЗ № 52 в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 1 ст. 29 ФЗ №52 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 3 ст. 39 ФЗ №52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.27 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов, и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.
В соответствии с п. 6.1 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что образовательным учреждением не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия для обучения и работы в учреждении, создана угроза жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения.
Суд также приходит к выводу о том, что в общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.
В данной связи, устанавливая субъектов ответственности и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд исходит из того, что наряду с Муниципальным общеобразовательным учреждением Катуаровская средняя общеобразовательная школа ответственности несет и Управление образования Администрации <данные изъяты>.
При этом юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства следующие: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений предполагается действиями самого муниципального общеобразовательного учреждения, финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из п. 1.6 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа полномочия учредителя данного учреждения возложены на Управление образования Администрации <данные изъяты> (л.д. 18).
Соответственно, объем ответственности Управление образования Администрации <данные изъяты> за выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в данном общеобразовательном учреждении определяется тем, что данное лицо по отношению к подведомственному учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии с положениями ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
В соответствии с положениями ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; ) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как отмечалось выше, общеобразовательное учреждение имеет имущество, переданное ему на праве оперативного управления.
В связи с изложенным выше, обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у учредителя бюджетного учреждения существовала с момента образования Муниципального общеобразовательного учреждения Катуаровская средняя общеобразовательная школа, между тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
Доказательств обратного не представлено и судом не добыто, равно как и не представлено доказательств выделения учредителем и главным распорядителем достаточных средств для финансирования расходов на устранение выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Катуаровская средняя общеобразовательная школа и Управление образования Администрации <данные изъяты> устранить нарушения а именно:
- обеспечить наличие в помещениях начальных классов умывальных раковин, в соответствии с требованиями п. 4.27 СанПиН 2.4.2. 2821– 10;
- обеспечить проверку технического состояния вентиляции здания специализированной организацией, представить акт проверки эффективности работы, технического обслуживания системы приточно-вытяжной вентиляции, в соответствии с требованиями п.6.1 СанПиН 2.4.2. 2821– 10 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Федеральный судья Черкашина О.А.