Дело № 2-390/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд УР в составе:
Председательствующего судьи Старковой Т.М.
при секретаре Исуповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики к УИА о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики обратилась в суд с иском к УИА о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, указывая при этом, что в соответсвии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>, находится в собственности УИА ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекцией УР на основании письма Администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу самовольной перепланировки (переустройства) данного жилого помещения, проводилась внеплановая выездная проверка. Уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ были направлены собственнику квартиры УИА заказными письмами с уведомлением по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>. Заказные письма о проведении проверки ответчиком получены не были, вернулись в адрес Госжилинспекции УР с отметкой «Истек срок хранения». При выходе инспектора в адрес для осмотра, доступ в <адрес> УИА не был предоставлен, что подтверждается актами №ИЗ-38-222 от ДД.ММ.ГГГГ, №ИЗ-38-276 от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, провести проверку в <адрес> микрорайона Западный <адрес> УР по факту самовольной перепланировки не представляется возможным. Вышеизложенные обстоятельства подтверждают факт уклонения собственника <адрес> УИА от обеспечения доступа должностных лиц инспекции в жилое помещение с целью проведения проверки. Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Госжилинспекция УР осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными в статье 20 Жилищного кодекса РФ и в Положении, утвержденном Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.8 Положения Госжилинспекция УР осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя, в том числе, организацию и проведение проверок граждан обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Должностные лица Госжилинспекции УР, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации вправе с согласия собственников помещений многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование. Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Согласно ст.29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлен органом, осуществляющим согласование. В силу п. 1.7.1, п. 1.7.2, п. 1.7.4 «Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда», утвержденных постановлением № Госстроя РФ переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено (или) перепланировано обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В соответствии с Правилами предоставления коммнуальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ oт ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель обязан допускать представителей исполнителя, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время. До настоящего времени ответчиком доступ в свою квартиру с целью проверки фактов самовольной перепланировки, переоборудования <адрес> микрорайона Западный <адрес> УР не предоставлен. В своем заявлении Госжилинспекция УР просила обязать УИА предоставить доступ представителям Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>, с целью проверки фактов самовольной перепланировки, переоборудования квартиры.
В судебном заседании представитель истца по доверенности БСВ предъявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, полностью поддержала, просила суд их удовлетворить.
Ответчик УИА., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Почтовая корреспонденция, с отметкой «Судебное», направленная ответчику, возвратилась в суд в связи с истечением срока хранения.
При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что за УИА зарегистрировано право собственности на <адрес> (кадастровый (или) условный №), площадью 52,6 кв.м., по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>, о чем сделана запись регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Администрацию поступило обращение управляющей организации ООО «Управляющая строительная компания» с доводами о принятии мер в отношении собственников квартир, расположенных в многоквартирных домах, в том числе и в отношении <адрес> микрорайона Западный <адрес> УР, принадлежащей УИА, имеющих в эксплуатации газовые баллоны.
Распоряжениями на проведение мероприятий по контролю № И1-38-222 от ДД.ММ.ГГГГ, №И1-38-276 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, копией конверта, информацией об отправлении, Актами осмотра объекта жилищного фонда №ИЗ-38-222 от ДД.ММ.ГГГГ, №ИЗ-38-276 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Инспекция извещала ответчика УИА о проведении проверки по вопросу незаконного переустройства в <адрес> жилого <адрес> микрорайона Западный <адрес> УР и просила предоставить доступ в данную квартиру ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 10 мин., соответственно. Заказные письма о проведении проверок направлялись собственнику УИА по месту ее регистрации по месту жительства. При выходах инспектора в адрес для осмотра доступ в жилое помещение не предоставлен.
Удовлетворяя исковое заявление, суд исходил из следующего.
В силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ст. 3 Жилищного кодекса РФ проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ», исходя из того, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Статья 25 Конституции РФ, п. 2 ст. 3 ЖК РФ предусматривают возможность проникновения в жилище гражданина на основании судебного акта.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требовании законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № определено, что на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, обеспечивать сохранность жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществление муниципального жилищного контроля, под которым согласно ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Жилищное законодательство РФ наделяет органы местного самоуправления контролирующими полномочиями за соблюдением прав и законных интересов лиц, которые могут быть ущемлены в результате изменения технических характеристик и назначения помещений при их самовольном переустройстве и (или) перепланировке.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 указанных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В случае обращения гражданина, либо юридического лица в адрес ГЖИ с соответствующим с заявлением, истец обязан, в силу делегированных на него полномочий, осуществить региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки принадлежащего ответчику помещения, для чего необходимо обеспечение доступа сотрудникам истца в обозначенную жилую площадь, тогда как совершение ответчиком действий по не предоставлению доступа в принадлежащее ему помещение, препятствует исполнению истцом обязанности по проведению обследования жилого помещения.
Суд считает, что, препятствуя доступу в квартиру работникам Госжилинспекции УР, ответчик нарушает права истца, необходимые для защиты интересов третьих лиц.
Наряду с этим, суд учитывает, что при рассмотрении данного дела не является юридически значимым обстоятельством разрешение вопроса о том, проведена ли в квартире ответчика перепланировка на законных основаниях. Заявленные истцом требования направлены на создание условий Госжилинспекции УР для доступа в принадлежащее ответчику жилое помещение в целях проведения (по обращению Администрации МО «<адрес>») осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки (переустройства) жилого помещения.
В связи с этим, суд считает необходимым возложить на ответчика УИА обязанность предоставить Госжилинспекции УР доступ в квартиру, расположенную по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>, для осмотра и обследования технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики к УИА о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, удовлетворить.
Обязать УИА предоставить доступ представителям Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Западный, <адрес>, с целью проверки фактов самовольной перепланировки, переоборудования квартиры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: