Дело № 2а-1181/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Плотниковой Ю.Ю.,
представителя административного ответчика по доверенности Мальцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Воронежской области к Кораблину С.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2015 год, пени,
у с т а н о в и л:
МИ ФНС России № 8 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кораблину С.Н. и просит взыскать налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5000 руб., пени в размере 98,91 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 568 985,51 руб., пени в размере 31 718,96 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, пени в размере 212,42 руб., всего 606 015,80 руб., мотивируя требования тем, что ответчик является собственником строений и земельных участков, расположенных в <адрес>. За 2015г. налоги согласно направленным налоговым уведомлениям ответчиком не уплачены, произведена частичная оплата налога на имущество. В связи с чем начислены пени и направлены требования об уплате налогов и пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 8 по Воронежской области по доверенности Плотникова Ю.Ю. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, просила восстановить срок на подачу административного искового заявления, поскольку первоначально административный иск в Коминтерновский районный суд г. Воронежа был подан своевременно, однако налоговым органом в связи с большой суммой взыскания не было учтено, что процедура предъявления административного иска, все равно требует сначала обратиться к мировому судье за вынесением судебного приказа, а иск предъявлять после его отмены.
Административный ответчик Кораблин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил своего представителя.
Представитель административного ответчика Кораблина С.Н. по доверенности Мальцев А.А., в судебном заседании пояснил, что истребуемые налоги Кораблиным С.Н. не оплачены, поскольку он не согласен с кадастровой стоимостью земельных участков. Кораблин С.Н. не получал требование об уплате налогов и пени (№). Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с данным иском.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы судебного приказа № 2а-1664/2017, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ)
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, что ответчик Кораблин С.Н. является собственником земельных участков, согласно приложению «Земельные объекты» (л.д. 19-36) и собственником недвижимого имущества согласно приложению «Имущество» (л.д. 36-39) и плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Межрайонной ИФНС России № 8 по Воронежской области в адрес Кораблина С.Н. было направлено налоговое уведомление № (№) от 05.08.2016г. о необходимости уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц в срок не позднее 01.12.2016г. (л.д. 58-64). Обстоятельства получения данного налогового уведомления ответчиком не оспорены. По истечении срока платежа недоимка по налогу в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Поскольку налогоплательщиком налоги не были уплачены, в отношении него налоговым органом было выставлено требование (№) по состоянию на 22.12.2016г. об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 585 000,00 руб., пени по указанным налогам в размере 3900,00 руб. со сроком исполнения до 28.02.2017 г. (л.д. 48). Сопоставив приложенные к настоящему административному иску документы с приложенным пакетом документов к заявлению о выдаче судебного приказа о взыскании истребуемой задолженности, суд исходит именно из этой даты срока исполнения указанного требования, поскольку к заявлению о выдаче судебного приказа прилагалось указанное требование (№) от 22.12.2016г., устанавливающее срок исполнения 28.02.2017г. (л.д. 146).
Доводы представителя административного ответчика о том, что данное требование Кораблину С.Н. не направлялось и соответственно Кораблин С.Н. его не получал, суд находит не состоятельными, поскольку в силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В судебное заседание налоговым органом представлены подтверждения направления указанного требования почтой 28.12.2016г. (л.д. 50) и доказательства получения административным ответчиком Кораблиным С.Н. указанного требования 06.01.2017г. (л.д. 51).
Кроме того, Межрайонной ИФНС № 8 по Воронежской области Кораблину С.Н. было выставлено требование (№) по состоянию на 17.11.2016г. об уплате пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц в размере 28170,1 руб. со сроком исполнения до 27.12.2016 г. (л.д. 40, 41-45, 46). Получение указанного требования ответчиком не оспаривалось.
Ни требование (№) от 22.12.2016г., ни требование (№) от 17.11.2016г. ответчиком исполнены не были.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По требованию (№) от 22.12.2016г. со сроком исполнения 28.02.2017г. срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговым органом соблюден, поскольку, как следует из материалов судебного приказа № 2а-1664/17, заявление о выдаче судебного приказа поступило в судебный участок 24.08.2017г. (л.д. 106).
В части требования (№) от 17.11.2016г. со сроком исполнения до 27.12.2017г. суд считает возможным восстановить срок на обращение в суд в силу следующего.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» указано, что под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ), четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (пункты 1 - 3 статьи 229.2 АПК РФ). В связи с неверным применением указанных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, первоначально налоговым органом в Коминтерновский районный суд г. Воронежа было подано административное исковое заявление о взыскании вышеуказанных недоимок, в том числе, и по требованию (№) от 17.11.2016г. со сроком исполнения до 27.12.2017г. (л.д. 94-99). Указанный административный иск был направлен в районный суд 29.04.2017г. и поступил в суд 03.05.2017г. (л.д. 94, 100), т.е. в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования (№). Данный административный иск был оставлен определением судьи без движения, а затем согласно определению судьи от 31.07.2017г. возвращен заявителю, определение о возвращении административного искового заявления было получено административным органом 22.08.2017г. (л.д. 101, 102). Определение об отказе в принятии административного иска или заявления о выдаче судебного приказа судами не выносилось. При таких обстоятельствах, а именно учитывая, что первоначально административный иск был подан в установленный срок, суд считает возможным восстановить налоговому органу срок на обращение в суд по требованию (№) от 17.11.2016г.
Шестимесячный срок на обращение в суд после вынесения определения об отмене судебного приказа МИ ФНС № 8 по Воронежской области соблюден, поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 27.09.2017г. (л.д. 165), с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 12.12.2017г. (л.д. 70).
Согласно расчету, представленному МИ ФНС № 8 по Воронежской области сумма задолженности по налогам за 2015г., пени составляет 606 015,80 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5000 руб., пени в размере 98,91 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 568 985,51 руб., пени в размере 31 718,96 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, пени в размере 212,42 руб. (л.д. 10-11, 41-45, 49, 52-57).
Суд принимает представленный истцом расчет, который является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы налогов и пени, более того, представителем административного ответчика в судебном заседании не отрицалось, что земельный налог Кораблиным С.Н. не уплачивается в связи с несогласием с кадастровой стоимостью земельных участком, оплата налога на имущество ничем не подтверждена.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма налогов и пени в размере 606 015,80 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 9260,15 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Воронежской области к Кораблину С.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2015 год, пени удовлетворить.
Взыскать с Кораблина С.Н. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2015 год по налогу на имущество физических лиц в сумме 5000 руб., пени в сумме 98,91 руб., земельный налог в сумме 568 985,51 руб., пени в сумме 31718,96 руб., 212,42 руб., всего 606 015 (шестьсот шесть тысяч пятнадцать) руб. 80 коп.
Взыскать с Кораблина С.Н. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) доход федерального бюджета госпошлину в размере 9260 (девять тысяч двести шестьдесят) руб. 15 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2018г.
Дело № 2а-1181/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Плотниковой Ю.Ю.,
представителя административного ответчика по доверенности Мальцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Воронежской области к Кораблину С.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2015 год, пени,
у с т а н о в и л:
МИ ФНС России № 8 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кораблину С.Н. и просит взыскать налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5000 руб., пени в размере 98,91 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 568 985,51 руб., пени в размере 31 718,96 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, пени в размере 212,42 руб., всего 606 015,80 руб., мотивируя требования тем, что ответчик является собственником строений и земельных участков, расположенных в <адрес>. За 2015г. налоги согласно направленным налоговым уведомлениям ответчиком не уплачены, произведена частичная оплата налога на имущество. В связи с чем начислены пени и направлены требования об уплате налогов и пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 8 по Воронежской области по доверенности Плотникова Ю.Ю. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, просила восстановить срок на подачу административного искового заявления, поскольку первоначально административный иск в Коминтерновский районный суд г. Воронежа был подан своевременно, однако налоговым органом в связи с большой суммой взыскания не было учтено, что процедура предъявления административного иска, все равно требует сначала обратиться к мировому судье за вынесением судебного приказа, а иск предъявлять после его отмены.
Административный ответчик Кораблин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил своего представителя.
Представитель административного ответчика Кораблина С.Н. по доверенности Мальцев А.А., в судебном заседании пояснил, что истребуемые налоги Кораблиным С.Н. не оплачены, поскольку он не согласен с кадастровой стоимостью земельных участков. Кораблин С.Н. не получал требование об уплате налогов и пени (№). Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, так как налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с данным иском.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы судебного приказа № 2а-1664/2017, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ)
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, что ответчик Кораблин С.Н. является собственником земельных участков, согласно приложению «Земельные объекты» (л.д. 19-36) и собственником недвижимого имущества согласно приложению «Имущество» (л.д. 36-39) и плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Межрайонной ИФНС России № 8 по Воронежской области в адрес Кораблина С.Н. было направлено налоговое уведомление № (№) от 05.08.2016г. о необходимости уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц в срок не позднее 01.12.2016г. (л.д. 58-64). Обстоятельства получения данного налогового уведомления ответчиком не оспорены. По истечении срока платежа недоимка по налогу в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Поскольку налогоплательщиком налоги не были уплачены, в отношении него налоговым органом было выставлено требование (№) по состоянию на 22.12.2016г. об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 585 000,00 руб., пени по указанным налогам в размере 3900,00 руб. со сроком исполнения до 28.02.2017 г. (л.д. 48). Сопоставив приложенные к настоящему административному иску документы с приложенным пакетом документов к заявлению о выдаче судебного приказа о взыскании истребуемой задолженности, суд исходит именно из этой даты срока исполнения указанного требования, поскольку к заявлению о выдаче судебного приказа прилагалось указанное требование (№) от 22.12.2016г., устанавливающее срок исполнения 28.02.2017г. (л.д. 146).
Доводы представителя административного ответчика о том, что данное требование Кораблину С.Н. не направлялось и соответственно Кораблин С.Н. его не получал, суд находит не состоятельными, поскольку в силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В судебное заседание налоговым органом представлены подтверждения направления указанного требования почтой 28.12.2016г. (л.д. 50) и доказательства получения административным ответчиком Кораблиным С.Н. указанного требования 06.01.2017г. (л.д. 51).
Кроме того, Межрайонной ИФНС № 8 по Воронежской области Кораблину С.Н. было выставлено требование (№) по состоянию на 17.11.2016г. об уплате пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц в размере 28170,1 руб. со сроком исполнения до 27.12.2016 г. (л.д. 40, 41-45, 46). Получение указанного требования ответчиком не оспаривалось.
Ни требование (№) от 22.12.2016г., ни требование (№) от 17.11.2016г. ответчиком исполнены не были.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По требованию (№) от 22.12.2016г. со сроком исполнения 28.02.2017г. срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговым органом соблюден, поскольку, как следует из материалов судебного приказа № 2а-1664/17, заявление о выдаче судебного приказа поступило в судебный участок 24.08.2017г. (л.д. 106).
В части требования (№) от 17.11.2016г. со сроком исполнения до 27.12.2017г. суд считает возможным восстановить срок на обращение в суд в силу следующего.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» указано, что под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ), четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (пункты 1 - 3 статьи 229.2 АПК РФ). В связи с неверным применением указанных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, первоначально налоговым органом в Коминтерновский районный суд г. Воронежа было подано административное исковое заявление о взыскании вышеуказанных недоимок, в том числе, и по требованию (№) от 17.11.2016г. со сроком исполнения до 27.12.2017г. (л.д. 94-99). Указанный административный иск был направлен в районный суд 29.04.2017г. и поступил в суд 03.05.2017г. (л.д. 94, 100), т.е. в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования (№). Данный административный иск был оставлен определением судьи без движения, а затем согласно определению судьи от 31.07.2017г. возвращен заявителю, определение о возвращении административного искового заявления было получено административным органом 22.08.2017г. (л.д. 101, 102). Определение об отказе в принятии административного иска или заявления о выдаче судебного приказа судами не выносилось. При таких обстоятельствах, а именно учитывая, что первоначально административный иск был подан в установленный срок, суд считает возможным восстановить налоговому органу срок на обращение в суд по требованию (№) от 17.11.2016г.
Шестимесячный срок на обращение в суд после вынесения определения об отмене судебного приказа МИ ФНС № 8 по Воронежской области соблюден, поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 27.09.2017г. (л.д. 165), с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 12.12.2017г. (л.д. 70).
Согласно расчету, представленному МИ ФНС № 8 по Воронежской области сумма задолженности по налогам за 2015г., пени составляет 606 015,80 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5000 руб., пени в размере 98,91 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 568 985,51 руб., пени в размере 31 718,96 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, пени в размере 212,42 руб. (л.д. 10-11, 41-45, 49, 52-57).
Суд принимает представленный истцом расчет, который является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь административным ответчиком не представлено доказательств уплаты взыскиваемой суммы налогов и пени, более того, представителем административного ответчика в судебном заседании не отрицалось, что земельный налог Кораблиным С.Н. не уплачивается в связи с несогласием с кадастровой стоимостью земельных участком, оплата налога на имущество ничем не подтверждена.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, сумма налогов и пени в размере 606 015,80 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию составит 9260,15 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Воронежской области к Кораблину С.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2015 год, пени удовлетворить.
Взыскать с Кораблина С.Н. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2015 год по налогу на имущество физических лиц в сумме 5000 руб., пени в сумме 98,91 руб., земельный налог в сумме 568 985,51 руб., пени в сумме 31718,96 руб., 212,42 руб., всего 606 015 (шестьсот шесть тысяч пятнадцать) руб. 80 коп.
Взыскать с Кораблина С.Н. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) доход федерального бюджета госпошлину в размере 9260 (девять тысяч двести шестьдесят) руб. 15 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2018г.