Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-564/2018 от 24.09.2018

УИД 66RS0031-01-2018-000341-83

Дело № 2-564/2018

Решение в мотивированном виде изготовлено 29 октября 2018 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 года            город Качканар

Качканарский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Закировой О.А.,

при секретаре Коноваловой Е.А.,

с участием истца Туртушова О.Г.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Качканаре Свердловской области - Демченко Ю.А., действующей на основании доверенности № 10 от 11 октября 2018 года,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туртушова Олега Геннадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Качканаре Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Туртушов О.Г. обратился в Качканарский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Качканаре (ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре) Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указано, что 10 ноября 2017 года Туртушов О.Г. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре с заявлением о назначении досрочной трудовй пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ». Решением ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре от 12 января 2018 года ему отказали в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом в льготный стаж работы не зачли следующие периоды:

- с 02 апреля 1984 года по 18 мая 1984 года в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в п. Сугот ОГБУЗ «Колпашевской районной больницы»;

- с 21 мая 1984 года по 20 июня 1986 года служба в Советской армии;

- с 25 марта 1991 года по 29 сентября 1991 года, с 18 ноября 1991 года по 27 ноября 1991 года в должности фельдшера по врачебному контролю за спортсменами «Качканарской центральной больницы»;

- с 14 января 1991 года по 07 мая 1992 года в должности фельдшера в детско-юношеской спортивной школе № 2 Качканарского ГОРОНО;

- с 08 мая 1992 года по 19 ноября 1993 года, с 08 ноября 1994 года по 17 февраля 1995 года в должности массажиста в санатории-профилактории треста «Качканаррудстрой»;

- с 20 февраля 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 02 января 1996 года по 31 марта 1996 года, с 02 апреля 1996 года по 31 мая 1996 года, с 02 июня 1996 года по 30 июня 1996 года, 02 июля 1996 года по 31 августа 1996 года, с 07 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 08 декабря 1996 года по 29 декабря 1998 года, с 01 января 1999 года по 03 января 1999 года, с 07 января 1999 года по 19 февраля 1999 года в должности медбрата по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» АО «ЕВРАЗ Качканарского горно-обогатительного комбината»;

- с 21 февраля 1999 года по 01 апреля 2001 года, с 15 апреля 2001 года по 17 февраля 2002 года, с 20 февраля 2002 года по 22 сентября 2002 года, с 03 октября 2002 года по 17 сентября 2003 года, с 29 сентября 2003 года по 31 августа 2004 года, с 14 сентября 2004 года по 21 февраля 2006 года, с 23 февраля 2006 года по 26 июля 2006 года, с 28 июля 2006 года по 21 августа 2006 года, с 23 августа 2006 года по 27 августа 2006 года, с29 августа 2006 года по 30 ноября 2007 года в должности медбрата по массажу, медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат»;

- с 01 декабря 2007 года по 29 ноября 2015 года, с 01 декабря 2015 года по 29 ноября 2015 года, с 01 декабря 2015 года по 30 января 2016 года, с 01 февраля 2016 года по 14 февраля 2016 года, с 16 февраля 2016 года по 16 марта 2016 года, с 18 марта 2016 года по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 05 февраля 2017 года, с 12 февраля 2017 года по 28 февраля 2017 года, со 02 марта 2017 года по 09 ноября 2017 года в должности медицинский брат по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» ООО МСЧ «Ванадий».

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку перечисленные периоды подлежат включению в льготный стаж, поскольку он работал на должностях медицинского работника, а отсутствие определенного учреждения в Списках должностей не может умалять его конституционных прав на назначение в досрочном порядке страховой пенсии по старости. В связи с этим Туртушов О.Г. просил суд включить перечисленные выше периоды работы в льготный стаж и назначить ему трудовую пенсию по старости со дня возникновения у него этого права, то есть с 11 января 2018 года.

В судебном заседании истец Туртушов О.Г. исковые требования изменил, просил суд исключить период работы с 14 января 1991 года по 07 мая 1992 года в должности фельдшера в детско-юношеской спортивной школе № 2 Качканарского ГОРОНО, так как ДЮСШ является образовательным учреждением, данный стаж не может входить в специальный стаж работы, а также исключить периоды с 25 марта 1991 года по 29 сентября 1991 года, с 18 ноября 1991 года по 27 ноября 1991 года в должности фельдшера по врачебному контролю за спортсменами «Качканарской центральной больницы», с 08 мая 1992 года по 30 сентября 1993 года в должности массажиста в санатории-профилактории треста «Качканаррудстрой». Просил суд включить в специальный стаж работы увеличенный период с последнего места работы по 01 апреля 2018 года включительно. В обоснование своих требований пояснил, что 02 апреля 2018 года он вновь обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости, но ему вновь было отказано. Полагает, что в специальный трудовой стаж должен быть зачтен период работы в пос. Сугот ОГБУЗ «Колпашевской районной больницы» с 02 апреля 1984 года по 18 мая 1984 года, так как в Постановлении от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» есть фельдшерские акушерские пункты. Он работал в должности заведующего на основании Приказа Минздрава СССР от 27 июля 1973 года № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны», «Положения о фельдшерско-акушерском пункте».С 21 мая 1974 года он проходил военную службу в армии медработником по специальности. Эти сведения отражены в военном билете, справке из военкомата. Не зачтены в специальный стаж периоды работы с 01 октября 1993 года по 19 ноября 1993 года, с 08 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года массажистом в санатории-профилактории профкома треста «Качканаррудстрой». В соответствии с перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), есть врачи, медсестры, фельдшеры, массажисты. 17 февраля 1995 года он устроен на работу в санаторий «Зеленый мыс» медбратом. В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11 декабря 2017 года говорится о том, что стаж засчитывается, если должность носит прежний характер. Данный пункт не препятствует ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ПФ РФ утверждает, что санаторий не обладает статусом юридического лица. Однако он работал в этой же должности в этой же организации. Считает, что исключение некоторых периодов из трудового стажа необоснованно и просит суд принять во внимание положения Определения Конституционного Суда РФ от 06 декабря 2001 года № 310, определение Верховного Суда РФ от 07 октября 2003 года, 27 декабря 2002 года.

Период работы с 20 сентября 1995 года по 31 октября 1999 года включен в специальный трудовой стаж, независимо от наименования формы собственности. Просит учесть разъяснения Верховного Суда РФ от 05 февраля 2017 года № 36. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержден Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781. Просит суд обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда № 25 от 20 декабря 2005 года и исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре Демченко Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что 02 апреля 2018 года Туртушов О.Г. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре повторно для назначения досрочной пенсии по старости. В соответствиями с положениями ФЗ РФ «О страховых пенсиях» от 28декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. На основании представленных справок, уточняющих справок, запросов 16 октября 2018 года Управлением ПФ РФ было вынесено решение об отказе в установлении пенсии Туртушову О.Г. Стаж истца был рассмотрен по 01 апреля 2018 года, в решении об отказе все подробно расписано. Чтобы включить в трудовой стаж службу в армии, есть два варианта: включение стажа как военнослужащему по правилам старого трудового законодательства 1995 года, либо включить в стаж 2/3 отработанного стажа. Если он служил по специальности, то должны быть представлены подтверждающие документы. Архивная справка из военкомата им не поступила. Туртушов О.Г. работал в сельской местности, в фельдшерско-акушерском пункте. В соответствии с перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года требовался стаж 20 лет. Если была работа на руководящей должности, то 2/3 стажа. Это по старому законодательству. По новому законодательству этот период работы не засчитывается в специальный стаж из-за того, что у должности неправильное наименование.

По периодам работы в санатории треста: в законодательстве не предусмотрено слово «массажист». В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом от 15 октября 1999 года № 377, имеется должность медицинская сестра по массажу. Должность массажист в номенклатуре отсутствует. Этот период не включен в специальный трудовой стаж.

Периоды работы с 1995 по 1999 годы не включены в специальный стаж по причине того, что санаторий-профилакторий «Зеленый мыс» не обладает статусом юридического лица. В списке есть санатории-курорты, санаторий-профилакторий отсутствует. Период работы с января 2002 года по настоящее время не включен в специальный стаж, так как наименование учреждения санаторий-профилакторий «Зеленый мыс» ООО «МСЧ «Ванадий» отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения от 29 октября 2002 года № 781. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «МСЧ Ванадий» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в представленном отзыве исковые требования Туртушова О.Г. поддержал, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 148-150).

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «ЕВРАЗ КГОК» Матаева М.А. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда телефонограмму, в которой просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 143).

В соответствии с ч. 5ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, учитывая мнение третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 27).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что первоначально Туртушов О.Г. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре 10 ноября 20017 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре № 1865990/17 от 29 декабря 2017 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствие необходимого стажа медицинской деятельности 30 лет (л.д. 8-9). При этом в льготный стаж было зачтено 02 года 07 месяцев 09 дней.

02 апреля 2018 года истец повторно обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Качканаре № 515595/18 от 16 октября 2018 года ему было вновь отказано в назначении пенсии по тому же основанию - отсутствию необходимого стажа медицинской деятельности 30 лет. При этом в льготный стаж зачтено 04 года 06 месяцев 17 дней, в том числе зачтена часть спорных периодов, которые Туртушов О.Г. заявлял в первоначальном иске, а именно с 25 марта 1991 года по 29 сентября 1991 года, с 18 ноября 1991 года по 27 ноября 1991 года в должности фельдшера по врачебному контролю за спортсменами в Качканарской центральной городской больнице.

В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, ответчик не включил оспариваемые периоды осуществления Турптушовым О.Г. трудовой деятельности в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом пос. Сугот ОГБУЗ «Колпашевской районной больницы», службу в Советской армии, масажжиста в санатории-профилактории профкома треста «Качканаррудстрой», медбрата по массажу, сестры медицинской по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат», ООО «Медико-санитарная часть «Ванадий».

Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 04 года 06 месяцев 17 дней по решению от 16 октября 2018 года.

В соответствии с п. 1 раздела 2 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») работа в должности фельдшера, в том числе в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, засчитывалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Вместе с тем в п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», имеется оговорка о том, что время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Истцом в качестве одного из периодов, подлежащих, по его мнению, включению в льготный стаж, заявлен период работы с 02 апреля 1984 года по 18 мая 1984 года в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом в п. Сугот ОГБУЗ «Колпашевской районной больницы». Как пояснила представитель ответчика Демченко Ю.А., данный период работы не включен в стаж медицинской деятельности именно по тому основанию, что отсутствует 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет. Суд соглашается с данной позицией ответчика, поскольку истцу пенсионным органом зачет стаж медицинской деятельности только 04 года 06 месяцев 17 дней, тогда как он должен был быть не менее 20 лет. Следовательно, требование Туртушова О.Г. о включении данного периода работы в стаж медицинской деятельности удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, суд считает необходимым удовлетворить требование истца о включении в льготный стаж периода службы в Советской армии с 21 мая 1984 года по 20 июня 1986 года, поскольку как военным билетом (л.д. 13-15), так и справкой Военного комиссариата городов Качканар, Лесной и Нижняя Тура, Верхотурского уезда Свердловской области № 112 от 25 апреля 2018 года подтверждается, что Туртушов О.Г. проходил действительную военную службу по призыву в период с 21 мая 1984 года по 12 июня 1986 года в должности фельдшера. Возможность включения данного периода в стаж медицинской деятельности предусмотрена п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия, то есть наличия отсутствует 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет.

Период работы с 08 ноября 1994 года по 31 декабря 1994 года массажистом в санатории-профилактории профкома треста «Качканаррудстрой» не включен ответчиком в стаж медицинской деятельности, поскольку не представлен документ, что должность массажист относится к среднему медицинскому персоналу.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, включается в стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Из представленных истцом в материалы дела документов действительно следует, что подтверждение отношения должности массажиста к среднему медицинскому персоналу. Архивной справкой № 85 от 02 марта 2018 года, выданной МКУ «Качканарский городской архив», подтверждается только тот факт, что 08 ноября 1994 года Туртушов О.Г. принят массажистом в санаторий-профилакторий, а 17 февраля 1995 года уволен переводом в профилакторий «Зеленый мыс» (л.д. 28). Следовательно, данный период действительно не может быть включен в стаж медицинской деятельности истца.

Оспариваемый истцом период работы с 01 января 1995 года по 17 февраля 1995 года массажистом в санатории-профилактории профкома треста «Качканаррудстрой» не включен пенсионным органом в стаж медицинской деятельности в связи с тем, что в расчетной ведомости за январь 1995 года начислений заработной платы истцу нет, а в листе начислений за февраль 1995 года он не значится, что также подтверждается указанной выше архивной справкой. Вместе с тем, согласно копии трудовой книжки Туртушова О.Г. в период с 08 ноября 1994 года по 17 февраля 1995 года он действительно работал в указанной должности в указанном учреждении (л.д. 16-19, записи №№ 27, 28). Вместе с тем, данный период, по мнению суда, также не может быть включен в стаж медицинской деятельности, поскольку отсутствуют доказательства того, что должность массажиста относилась к среднему медицинскому персоналу.

Периоды работы с 20 февраля 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 02 января 1996 года по 31 марта 1996 года, с 02 апреля 1996 года по 31 мая 1996 года, с 02 июня 1996 года по 30 июня 1996 года, 02 июля 1996 года по 31 августа 1996 года, с 07 сентября 1996 года по 05 декабря 1996 года, с 08 декабря 1996 года по 29 декабря 1998 года, с 01 января 1999 года по 03 января 1999 года, с 07 января 1999 года по 19 февраля 1999 года, с 21 февраля 1999 года по 31 октября 1999 года в должности медбрата по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» АО «ЕВРАЗ Качканарского горно-обогатительного комбината» не включены ответчиком в стаж в связи с отсутствием у данной организации статуса юридического лица.

Из представленной истцом должностной инструкции медицинского брата по массажу санатория-профилактория «Зеленый мыс», утвержденной генеральным директором ОАО «Качканарский горно-обогатительный комбинат» 01 февраля 1995 года, не следует, что санаторий-профилакторий является самостоятельным юридическим лицом, а не структурным подразделением ОАО «Качканарский горно-обогатительный комбинат». Иных доказательств этого истцом суду не представлено, в связи с чем требование удовлетворению не подлежит.

Что касается оставшихся периодов работы, заявленных Туртушовым О.Г. к включению в медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, то суд исходит из следующего.

С 01 ноября 1999 года введен в действие Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»).

Аналогичное правовое регулирование закреплено и в п. 21 раздела «Наименования учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, также действовавшего на время спорных отношений.

Из приведенных выше нормативных положений, а также позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2991-О, следует, что с 01 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Таким образом, с 01 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных.

Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а именно после 01 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

В оспариваемые периоды, имевшие место после 01 ноября 1999 года Туртушов О.Г. работал в качестве медбрата по массажу, медицинской сестры по массажу в санатории-профилактории «Зеленый мыс» лечебно-профилактического комплекса Качканарского горно-обогатительного комбината, в санатории-профилактории «Зеленый мыс» АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат», медбрата по массажу в санатории-профилактории «зеленый мыс» ООО «Медико-санитарная часть «Ванадий», который, исходя из представленных истцом копий лицензий и сертификатов за период с 2007 года по 2017 год и других имеющихся материалов дела, не имел конкретного профиля деятельности, а только разрешение на осуществление медицинской деятельности.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у санатория таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в п. 21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781, то оснований для удовлетворения требований истца в указанной части у суда не имеется.

Кроме того, суд принимает во внимание, что разделом «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 такие наименования учреждений, как открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и медико-санитарная часть общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.

В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.

В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст. ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066).

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. ст. 50, 66, 87 Гражданского кодекса Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью относятся к числу коммерческих организаций.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью структурное подразделение не может являться учреждением.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).

ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат», ООО «Медико-санитарная часть «Ванадий» и их структурное подразделение - санаторий-профилакторий, в результате реорганизации лечебно-профилактического комплекса, существовавшего после многочисленных изменений в структуре юридических лиц с 1990 года, не являлись учреждениями здравоохранения и не были поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года № 715, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 года № 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, санаторий-профилакторий открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны. Представленные третьим лицом ООО «МСЧ «Ванадий» распечатки с официального сайта Министерства здравоохранения Свердловской области эти обстоятельства не опровергают.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, санаторий-профилакторий открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

С учетом перечисленного выше возможность применения к спорным периодам п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусматривающего включение в специальный стаж лечебной деятельности в санатории-профилактории, являющимся структурным лечебно-профилактическим подразделением организации, исключается.

Следовательно, оснований для применения к спорным правоотношениям, разъяснений содержащихся в абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, не имелось.

Как следует из материалов дела, до начала исчисления спорных периодов (20 февраля 1995 года) Туртушов О.Г. работал в должности медицинского брата в ГБУЗ СО «Качканарская центральная городская больница», медицинского брата в Сысертской центральной районной больнице, работа в которых включена пенсионным органом в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно записям в трудовой книжке Туртушов О.Г. 20 февраля 1995 года принят на работу в санаторий-профилакторий «Зеленый мыс» АО «Качканарский горно-обогатительный комбинат «Ванадий», реорганизованное в последующем в ОАО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат», которое как установлено выше изначально к учреждению здравоохранения не относилось, вследствие чего возможность установления тождественности трудовой деятельности работника при изменении организационно-правовой формы организации, не отнесенной к учреждению здравоохранения, в случае сохранения в ней прежнего характера профессиональной деятельности у суда отсутствует.

Суд также не учитывает, что работодатель по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, льготный характер работы истца не подтвердил, что в целом согласуется с перечисленными выше позициями. Отзыв ООО «МСЧ «Ванадий» и отчеты медицинского регистратора о количестве отдыхающих (по диагнозу) за период с 1999 года по 2017 год также не подтверждают специализированный характер медицинской деятельности работодателя истца.

В связи с отсутствием необходимого стажа, оснований для признания за Туртушовым О.Г. права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то судебные расходы с него не взыскиваются.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ 21 ░░░ 1984 ░░░░ ░░ 12 ░░░░ 1986 ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░

2-564/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Туртушов Олег Геннадьевич
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Качканаре
Другие
АО "ЕВРАЗ КГОК"
ООО МСЧ "Ванадий"
Суд
Качканарский городской суд Свердловской области
Судья
Закирова О.А.
Дело на сайте суда
kachkanarsky--svd.sudrf.ru
24.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2018Передача материалов судье
26.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2018Судебное заседание
24.10.2018Судебное заседание
29.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2018Дело оформлено
25.12.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее