Судья Рожнова О.Е. Дело № 33а-3282/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2018 года апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья «Ромашково-Т» на решение Одинцовского городского суда Московской области от 27 сентября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о ликвидации Товарищества собственников жилья «Ромашково-Т».
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя ТСЖ «Ромашково-Т» - Мирович Г.В.,
установила:
Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – ГУ МО «ГЖИ Московской области») обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) о ликвидации ТСЖ «Ромашково-Т», возложении обязанности по ликвидации на председателя правления данного ТСЖ.
В обоснование заявленных требований указало, что протоколом общего собрания собственников помещений от 10.04.2010 утверждено решение о создании ТСЖ «Ромашково-Т» в поселке из трех многоквартирных домов (таунхаусов) по адресу: <данные изъяты> По утверждению административного истца, ТСЖ создано с грубыми, неустранимыми нарушениями требований действовавшего на тот момент законодательства, а именно: ТСЖ создано на земельных участках, не граничащих друг с другом; на дату принятия решения о создании ТСЖ и на дату его регистрации не принималось решение о прекращении деятельности созданного ранее для управления теми же домами ТСЖ «Ромашково-3»; общим собранием собственников помещений в каждом из домов (не менее 2/3 голосов) решение о создании ТСЖ «Ромашково-Т» в целях управления многоквартирными домами не принималось. Кроме того, со стороны ТСЖ при осуществлении своей деятельности имеют место неоднократные грубые нарушения требований закона: отсутствие органа управления по месту регистрации (<данные изъяты>), незаконная установка шлагбаума на муниципальной дороге по <данные изъяты>, отчуждение в 2011 году в собственность ТСЖ общего имущества собственников помещений домов №<данные изъяты> путем заключения незаконных сделок с ЗАО «Миэль-Недвижимость»; имели место факты невыполнения товариществом выносимых ГЖИ предписаний.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признал по доводам письменных возражений (л.д. 135-140, том 2), пояснил, что административный истец действует недобросовестно, в интересах заинтересованного лица <данные изъяты> О.Н., которая имеет перед ТСЖ задолженность, установленную решениями судов, в сумме более <данные изъяты> руб.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> О.Н. заявленные требования поддержал, полагал их обоснованными.
Представитель заинтересованного лица - МРИ ФНС России № 22 по Московской области - в судебное заседание не явился.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 27 сентября 2017 года административный иск удовлетворен; одновременно суд указал, что настоящее решение является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации Товарищества собственников жилья «Ромашково-Т».
На данное решение ТСЖ «Ромашково-Т» подана апелляционная жалоба.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителя ТСЖ «Ромашково-Т», не явились. Учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений <данные изъяты> О.Н. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент создания ТСЖ «Ромашково-Т») товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В силу части 2 указанной выше статьи товарищество собственников жилья может быть создано при объединении:
1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;
2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ч. 3 ст. 136 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Из материалов дела усматривается, что протоколом № 1 общего собрания собственников помещений (9 квартир из 15 существующих при вводе домов в эксплуатацию) от 10.04.2010 утверждено решение о создании товарищества собственников жилья «Ромашково-Т» на базе трех многоквартирных домов (таунхаусов) по адресу: <данные изъяты> (л.д. 8-10, том 2); запись о создании юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 20.12.2010 (л.д. 19, том 2).
Разрешая возникший спор и признавая несостоятельным довод административного истца о незаконности создания ТСЖ ввиду отсутствия решения общего собрания собственников помещений каждого из трех домов (не менее 2/3 голосов «за») о создании ТСЖ «Ромашково-Т», суд первой инстанции правомерно исходил из того, на момент принятия решения о создании данного ТСЖ (10.04.2010) статья 136 ЖК РФ действовала в редакции, не содержащей указанные выше нормоположения; соответствующие изменения в данную статью были внесены только Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ, однако его действие не распространяется на ранее возникшие правоотношения.
Удовлетворяя административный иск о ликвидации ТСЖ «Ромашково-Т», суд первой инстанции исходил из того, что допущенные при создании указанного ТСЖ нарушения носят неустранимый характер, в деятельности ответчика имеются многочисленные нарушения, которые носят системный характер: <данные изъяты> располагаются на земельных участках, не имеющих общей границы, что являлось препятствием для создания единого ТСЖ для данных домов; установлен факт наличия управляющей компании вышеуказанных домов - ТСЖ «Ромашково-3» - на дату создания ТСЖ «Ромашково-Т»; не представлено допустимых доказательств расположения органов юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; имели место неоднократные нарушения закона со стороны ответчика: ограничение проезда по <данные изъяты>, отчуждение в пользу ответчика общего имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирных домов, невыполнение предписаний надзорных органов и требований о предоставлении запрошенных документов; имели место факты нарушения требований стандарта раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731; по утверждению представителя заинтересованного лица <данные изъяты> О.Н., со стороны ответчика имело место прекращение оказания коммунальных услуг в январе 2016 года, необоснованный отказ в предоставлении запрошенной информации.
Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не установил юридически значимые для дела обстоятельства, неправильно истолковал закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям.
Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (пп. 1); по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пп. 3); в иных случаях, предусмотренных законом (пп. 6).
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Системный анализ указанных выше нормоположений позволяет сделать вывод, что орган государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации товарищества собственников жилья исключительно в случае выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ТСЖ, либо неисполнения ТСЖ в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
Следовательно, действия ТСЖ «Ромашково-Т» по ограничению проезда по <данные изъяты> (установка шлагбаума), отчуждению в пользу ТСЖ общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, не выполнению требований надзорных органов о предоставлении запрошенных документов, нарушению требований стандарта раскрытия информации, прекращению оказания коммунальных услуг <данные изъяты> О.Н., отсутствие органа управления товарищества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, даже в случае доказанности таковых, не предоставляют ГУ МО «ГЖИ Московской области» право на обращение в суд с иском о ликвидации ТСЖ «Ромашково-Т»; кроме того, данные нарушения могут быть устранены ТСЖ добровольно либо по результатам разрешения самостоятельного судебного спора о защите нарушенного субъективного права.
Одновременно в ходе судебного разбирательства не был установлен тот факт, что ГУ МО «ГЖИ Московской области» в адрес ТСЖ «Ромашково-Т» выносилось предписание об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям и что данное предписание товарищество не исполнило.
Действительно, на дату принятия решения о создании ТСЖ «Ромашково-Т» и на дату его регистрации в ЕГРЮЛ имелись сведения о ТСЖ «Ромашково-3» как об организации, управляющей домами №<данные изъяты> в созданном кондоминиуме «Ромашково-3», что противоречит положениям части 1 статьи 136 ЖК РФ.
Вместе с тем, в деле отсутствуют доказательства того, что по состоянию как на апрель 2010 года, так и позднее ТСЖ «Ромашково-3» осуществляло какую-либо деятельность по управлению вышеназванными домами. Более того, данное нарушение закона было устранено 04.04.2014, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ТСЖ «Ромашково-3», исключении данного юридического лица из соответствующего реестра (л.д. 26, том 2).
Довод административного истца, поддержанный судом первой инстанции, о незаконности создания ТСЖ «Ромашково-3» в связи с тем, что земельные участки, на которых расположены <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, не имеют общих границ, является несостоятельным в силу нижеследующего.
Как было указано выше, согласно п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент создания ТСЖ «Ромашково-Т») товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
В рассматриваемом случае земельный участок <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности заинтересованному лицу <данные изъяты> О.Н. и на котором расположено принадлежащее ей жилое помещение – <данные изъяты>, является составной частью земельного участка под многоквартирным домом <данные изъяты>, соответственно, земельные участки под домами №№ <данные изъяты> граничат между собой.
Действительно, земельные участки, на которых расположены <данные изъяты> <данные изъяты>, разделены автомобильной дорогой местного значения.
Вместе с тем, принимая во внимание, что дорога является территорией общего пользования, все участки и расположенные на них объекты соединены едиными сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры, судебная коллегия находит, что собственники помещений в многоквартирных домах №<данные изъяты> по <данные изъяты> имели право на основании п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ создать единое товарищество собственников жилья.
Кроме того, исходя из общих принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, допущенные при создании юридического лица нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная коллегия принимает во внимание, что волеизъявление большинства собственников помещений многоквартирных домов № <данные изъяты> по <данные изъяты> в апреле 2010 года было направлено на создание ТСЖ «Ромашково-Т» в целях управления данными многоквартирными домами; ТСЖ «Ромашково-Т» более 7 лет осуществляет свою деятельность, предоставляя услуги и получая за них оплату; в настоящее время членами ТСЖ «Ромашково-Т» являются собственники 12 (из 15 существующих) квартир; ни один собственник помещений, за исключением <данные изъяты> О.Н., не поддержал административный иск.
Кроме того, в силу положений действующего жилищного законодательства собственники помещений в домах №<данные изъяты> по <данные изъяты> имеют возможность самостоятельно ликвидировать данное ТСЖ, избрать иной способ управления домами, переизбрать органы управления ТСЖ, однако таким правом не воспользовались.
Судебная коллегия считает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неустранимых нарушениях, допущенных при создании ТСЖ «Ромашково-Т», которые с учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий являются достаточным основанием для принятия решения о ликвидации данного товарищества собственников жилья.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение об удовлетворении административного иска ГУ МО «ГЖИ Московской области» о ликвидации ТСЖ «Ромашково-Т» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 27 сентября 2017 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о ликвидации Товарищества собственников жилья «Ромашково-Т» - отказать.
Председательствующий
Судьи