2а- 157/2019 |
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Грибановский |
26 апреля 2019 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,
при секретаре Бобровских Н.В.,
с участием административного истца Хлебниковой Е.А.,
представителя административного истца Хлебниковой Е.А., адвоката Шипиловой С.А. на основании ордера,
административного ответчика, должностного лицо Летуновской О.В., представляющей также интересы административного ответчика КУВО «УСЗН Грибановского района»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Хлебниковой Екатерины Алексеевны к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской Ольги Валентиновны, к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Хлебникова Екатерина Алексеевна обратилась в суд к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской О.В., к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» (далее по тексту – КУВО «УСЗН Грибановского района») с административным исковым заявлением об оспаривании решений от 06.04.2018 об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал (далее по тексту – РМК).
Требования мотивирует тем, что она является многодетной матерью шестерых несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и имеет право на получение регионального материнского капитала на третьего и каждого последующего ребенка.
В марте 2018 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о получении регионального материнского капитала на четверых младших детей, но сертификат был выдан только на третьего ребенка, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В отношении дочерей ФИО4, ФИО5 и ФИО6 было отказано в связи с тем, что по представленным документам на момент рождения этих детей на территории Воронежской области она (Хлебникова Е.А.) проживала менее года. Считает принятые решения незаконными, поскольку с рождения до настоящего времени фактически проживает на территории Воронежской области, здесь же рождены все ее дети.
В судебном заседании административный истец Хлебникова Е.А. поддержала административные исковые требования.
Представитель Хлебниковой Е.А., адвокат Шипилова С.А., действующая на основании ордера, л.д. 85, считает принятые решения об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал незаконными. Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 2017 года установлен факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории Российской Федерации с 1999 года. После вступления решения суда в законную силу Хлебникова Е.А. впервые получила паспорт гражданина Российской Федерации, зарегистрировалась по месту жительства в пгт Грибановский Воронежской области, после чего зарегистрировала своих детей. Хлебникова Е.А. всех шестерых детей родила на территории Воронежской области, старшие дети ходят в школу на территории пгт Грибановский, то есть факт постоянного проживания Хлебниковой Е.А. на территории области очевиден и сомнений не вызывает. Кроме того, ответчик должен был принять во внимание то обстоятельство, что Хлебникова Е.А. неграмотная, имеет шестерых детей, скоро родится седьмой ребенок.
Административный ответчик – должностное лицо, принявшее обжалуемые решения, директор КУВО «УСЗН Грибановского района» Летуновская О.В., также представляющая интересы административного ответчика КУВО «УСЗН Грибановского района», в судебном заседании требования административного искового заявления не признала и показала, что оспариваемые решения приняты в полном соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н «Об утверждении Порядка предоставления регионального материнского капитала», которыми закреплено, что право на РМК имеют граждане РФ, постоянно проживающие на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения ребенка. Данный факт должен получить документальное подтверждение.
В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации Хлебникова Е.А. постоянно проживает на территории Воронежской области с 12.04.2017. На момент рождения четвертого, пятого и шестого ребенка - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Хлебникова Е.А. проживала на территории области менее одного года, что не дает ей права на получение РМК.
Суду предоставлены письменные возражения на административное исковое заявление, содержащие ссылки на основания, приведенные представителем в судебном заседании, л.д. 35-36, 81-82.
Заинтересованное лицо, Департамент социальной защиты Воронежской области, своевременно и надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, л.д. 79, своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении административного искового заявления в свое отсутствие либо об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв, возражения на административное исковое заявление не предоставил. Суд полагает возможным рассмотрение административного искового заявления при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суд полагает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Требований искового характера, связанных с правом на получение мер социальной поддержки административный истец не заявляет, его право на их получение никем не оспаривается. Спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган исполнительной власти, решение которого оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.При этом обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, факта соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а факта законности принятых решений, совершенного действия (бездействия) - на представителей публичной власти (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на неё обязанность обеспечивать государственную поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Законом Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» установлены меры социальной поддержки, в том числе, право на получение регионального материнского капитала.
В соответствии со статьей 43.12 названного Закона право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2017 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом Воронежской области «О прожиточном минимуме в Воронежской области».
Уполномоченным органом на ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, является исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (статья 7).
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области, устанавливается постановлениями Правительства Воронежской области или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Воронежской области (часть 3 статьи 14).
Порядок предоставления РМК в Воронежской области (далее по тексту – Порядок) утвержден Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н.
Согласно пунктов 2.1, 2.2 Порядка для выдачи сертификата граждане обращаются в казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» районов г. Воронежа и области по месту жительства. К заявлению прилагаются паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документы, подтверждающие государственную регистрацию рождения всех детей заявителя; документы, подтверждающие доходы заявителя и каждого члена его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за выдачей сертификата на РМК для определения величины среднедушевого дохода семьи для лиц, указанных в статье 43.12 Закона.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка КУВО «УСЗН района» в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на РМК. Уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения способом, указанным в заявлении. Уведомление об отказе в выдаче сертификата на РМК должно содержать причины отказа.
Как установлено материалами дела, административный истец Хлебникова Е.А. имеет шестерых несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в отношении которых является матерью одиночкой (свидетельства о рождении детей, л.д. 51 – 56).
Вместе с детьми Хлебникова Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (справка администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, л.д. 57, свидетельства о регистрации по месту жительства, л.д. 21 - 27).
16.03.2018 Хлебникова Е.А. обратилась в КУВО «УСЗН Грибановского района» с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал на четверых младших детей, приложив к заявлению необходимый пакет документов, л.д. 39-43.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 4 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, л.д. 28, 62.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 5 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением пятого ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 29, 66.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 6 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением шестого ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, л.д. 30, 69.
В каждом решении и в направленных Хлебниковой Е.А. уведомлениях разъяснено, что основанием для отказа явилось проживание Хлебниковой Е.А. на территории <адрес> на момент рождения детей менее одного года.
Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 11 апреля 2019 года Хлебниковой Е.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал, л.д. 74-75.
Исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе дела № 15 - № 17 на выдачу сертификатов на РМК в отношении Хлебниковой Е.А, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
Хлебникова Е.А. зарегистрирована в пгт Грибановский Воронежской области с 12.04.2017 (паспорт серии №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 45).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 01.09.2015 установлен факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории Российской Федерации с 1999 года по дату вступления решения суда в законную силу, по 01.10. 2015, л.д. 83-84.
В период с 01.10.2015 по 12.04.2017 факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории области какими-либо доказательствами не подтвержден.
На момент рождения четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отсутствуют сведения о проживании на территории области с 02.10.2015 по 29.11.2015; на момент рождения пятого ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нет сведений о постоянном проживании на территории области с 23.02.2016 по 23.02.2017; на момент рождения шестого ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нет сведений с 08.02.2017 по 12.04.2017.
Таким образом, на момент рождения этих детей отсутствуют доказательства проживания Хлебниковой Е.А. на территории Воронежской области более года.
Поскольку необходимым и обязательным условием для назначения рассматриваемой выплаты является документально подтвержденное постоянное проживание матери на территории Воронежской области на момент рождения ребенка не менее одного года, а таких доказательств на дату подачи заявления представлено не было, у КУВО «УСЗН Грибановского района» отсутствовали основания для предоставления Хлебниковой Е.А. сертификатов на РМК на четвертого, пятого и шестого ребенка.
При таких обстоятельствах суд считает принятые административным ответчиком решения об отказе Хлебниковой Е.А. в предоставлении сертификатов на РМК законными и обоснованными, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, Хлебниковой Е.А. было разъяснено, что для получения сертификатов ей достаточно установить факт постоянного проживания на территории Воронежской области в течение года со дня рождения четвертого, пятого и шестого ребенка, поскольку ее право на получение РМК не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Хлебниковой Екатерины Алексеевны к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской Ольге Валентиновне, к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Э.В. Дорофеева
Мотивированное решение изготовлено 01 мая 2019 года.
Копия верна: Судья:
Секретарь:
2а- 157/2019 |
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Грибановский |
26 апреля 2019 года |
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,
при секретаре Бобровских Н.В.,
с участием административного истца Хлебниковой Е.А.,
представителя административного истца Хлебниковой Е.А., адвоката Шипиловой С.А. на основании ордера,
административного ответчика, должностного лицо Летуновской О.В., представляющей также интересы административного ответчика КУВО «УСЗН Грибановского района»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Хлебниковой Екатерины Алексеевны к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской Ольги Валентиновны, к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Хлебникова Екатерина Алексеевна обратилась в суд к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской О.В., к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» (далее по тексту – КУВО «УСЗН Грибановского района») с административным исковым заявлением об оспаривании решений от 06.04.2018 об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал (далее по тексту – РМК).
Требования мотивирует тем, что она является многодетной матерью шестерых несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и имеет право на получение регионального материнского капитала на третьего и каждого последующего ребенка.
В марте 2018 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о получении регионального материнского капитала на четверых младших детей, но сертификат был выдан только на третьего ребенка, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В отношении дочерей ФИО4, ФИО5 и ФИО6 было отказано в связи с тем, что по представленным документам на момент рождения этих детей на территории Воронежской области она (Хлебникова Е.А.) проживала менее года. Считает принятые решения незаконными, поскольку с рождения до настоящего времени фактически проживает на территории Воронежской области, здесь же рождены все ее дети.
В судебном заседании административный истец Хлебникова Е.А. поддержала административные исковые требования.
Представитель Хлебниковой Е.А., адвокат Шипилова С.А., действующая на основании ордера, л.д. 85, считает принятые решения об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал незаконными. Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 2017 года установлен факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории Российской Федерации с 1999 года. После вступления решения суда в законную силу Хлебникова Е.А. впервые получила паспорт гражданина Российской Федерации, зарегистрировалась по месту жительства в пгт Грибановский Воронежской области, после чего зарегистрировала своих детей. Хлебникова Е.А. всех шестерых детей родила на территории Воронежской области, старшие дети ходят в школу на территории пгт Грибановский, то есть факт постоянного проживания Хлебниковой Е.А. на территории области очевиден и сомнений не вызывает. Кроме того, ответчик должен был принять во внимание то обстоятельство, что Хлебникова Е.А. неграмотная, имеет шестерых детей, скоро родится седьмой ребенок.
Административный ответчик – должностное лицо, принявшее обжалуемые решения, директор КУВО «УСЗН Грибановского района» Летуновская О.В., также представляющая интересы административного ответчика КУВО «УСЗН Грибановского района», в судебном заседании требования административного искового заявления не признала и показала, что оспариваемые решения приняты в полном соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н «Об утверждении Порядка предоставления регионального материнского капитала», которыми закреплено, что право на РМК имеют граждане РФ, постоянно проживающие на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения ребенка. Данный факт должен получить документальное подтверждение.
В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации Хлебникова Е.А. постоянно проживает на территории Воронежской области с 12.04.2017. На момент рождения четвертого, пятого и шестого ребенка - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Хлебникова Е.А. проживала на территории области менее одного года, что не дает ей права на получение РМК.
Суду предоставлены письменные возражения на административное исковое заявление, содержащие ссылки на основания, приведенные представителем в судебном заседании, л.д. 35-36, 81-82.
Заинтересованное лицо, Департамент социальной защиты Воронежской области, своевременно и надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, л.д. 79, своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении административного искового заявления в свое отсутствие либо об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв, возражения на административное исковое заявление не предоставил. Суд полагает возможным рассмотрение административного искового заявления при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суд полагает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Требований искового характера, связанных с правом на получение мер социальной поддержки административный истец не заявляет, его право на их получение никем не оспаривается. Спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Уполномоченный орган исполнительной власти, решение которого оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.При этом обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, факта соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а факта законности принятых решений, совершенного действия (бездействия) - на представителей публичной власти (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на неё обязанность обеспечивать государственную поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Законом Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» установлены меры социальной поддержки, в том числе, право на получение регионального материнского капитала.
В соответствии со статьей 43.12 названного Закона право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2017 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области, установленную в соответствии с Законом Воронежской области «О прожиточном минимуме в Воронежской области».
Уполномоченным органом на ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, является исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения (статья 7).
Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области, устанавливается постановлениями Правительства Воронежской области или нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Воронежской области (часть 3 статьи 14).
Порядок предоставления РМК в Воронежской области (далее по тексту – Порядок) утвержден Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 10.07.2017 № 27/н.
Согласно пунктов 2.1, 2.2 Порядка для выдачи сертификата граждане обращаются в казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» районов г. Воронежа и области по месту жительства. К заявлению прилагаются паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документы, подтверждающие государственную регистрацию рождения всех детей заявителя; документы, подтверждающие доходы заявителя и каждого члена его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за выдачей сертификата на РМК для определения величины среднедушевого дохода семьи для лиц, указанных в статье 43.12 Закона.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка КУВО «УСЗН района» в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на РМК. Уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения способом, указанным в заявлении. Уведомление об отказе в выдаче сертификата на РМК должно содержать причины отказа.
Как установлено материалами дела, административный истец Хлебникова Е.А. имеет шестерых несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в отношении которых является матерью одиночкой (свидетельства о рождении детей, л.д. 51 – 56).
Вместе с детьми Хлебникова Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (справка администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, л.д. 57, свидетельства о регистрации по месту жительства, л.д. 21 - 27).
16.03.2018 Хлебникова Е.А. обратилась в КУВО «УСЗН Грибановского района» с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал на четверых младших детей, приложив к заявлению необходимый пакет документов, л.д. 39-43.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 4 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, л.д. 28, 62.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 5 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением пятого ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 29, 66.
Решением КУВО «УСЗН Грибановского района» № 6 от 06.04.2018 отказано в выдаче сертификата на РМК в связи с рождением шестого ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, л.д. 30, 69.
В каждом решении и в направленных Хлебниковой Е.А. уведомлениях разъяснено, что основанием для отказа явилось проживание Хлебниковой Е.А. на территории <адрес> на момент рождения детей менее одного года.
Определением Грибановского районного суда Воронежской области от 11 апреля 2019 года Хлебниковой Е.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал, л.д. 74-75.
Исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе дела № 15 - № 17 на выдачу сертификатов на РМК в отношении Хлебниковой Е.А, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
Хлебникова Е.А. зарегистрирована в пгт Грибановский Воронежской области с 12.04.2017 (паспорт серии №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 45).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 01.09.2015 установлен факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории Российской Федерации с 1999 года по дату вступления решения суда в законную силу, по 01.10. 2015, л.д. 83-84.
В период с 01.10.2015 по 12.04.2017 факт проживания Хлебниковой Е.А. на территории области какими-либо доказательствами не подтвержден.
На момент рождения четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отсутствуют сведения о проживании на территории области с 02.10.2015 по 29.11.2015; на момент рождения пятого ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нет сведений о постоянном проживании на территории области с 23.02.2016 по 23.02.2017; на момент рождения шестого ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нет сведений с 08.02.2017 по 12.04.2017.
Таким образом, на момент рождения этих детей отсутствуют доказательства проживания Хлебниковой Е.А. на территории Воронежской области более года.
Поскольку необходимым и обязательным условием для назначения рассматриваемой выплаты является документально подтвержденное постоянное проживание матери на территории Воронежской области на момент рождения ребенка не менее одного года, а таких доказательств на дату подачи заявления представлено не было, у КУВО «УСЗН Грибановского района» отсутствовали основания для предоставления Хлебниковой Е.А. сертификатов на РМК на четвертого, пятого и шестого ребенка.
При таких обстоятельствах суд считает принятые административным ответчиком решения об отказе Хлебниковой Е.А. в предоставлении сертификатов на РМК законными и обоснованными, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, Хлебниковой Е.А. было разъяснено, что для получения сертификатов ей достаточно установить факт постоянного проживания на территории Воронежской области в течение года со дня рождения четвертого, пятого и шестого ребенка, поскольку ее право на получение РМК не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Хлебниковой Екатерины Алексеевны к директору Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» Летуновской Ольге Валентиновне, к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Грибановского района» о признании незаконными решений об отказе в выдаче сертификатов на региональный материнский капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Э.В. Дорофеева
Мотивированное решение изготовлено 01 мая 2019 года.
Копия верна: Судья:
Секретарь: