РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Самарской Региональной Общественной Организаци по защите прав потребителей "РосКонтроль"» к Управлению Юстиции РФ по Самарской области о признании предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль" обратилось в суд с административным иском Управлению Юстиции РФ по Самарской области о признании предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, в обоснование требований указав, что <адрес> г. в адрес истца Управлением Юстиции РФ по Самарской области вынесено предупреждение в соответствии с которым истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. предложено устранить нарушения законодательства РФ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов производных от этого наименования, допускается по решению, выдаваемому в порядке, установленном правительством РФ. Истец считает данное предупреждение незаконным, поскольку при регистрации некоммерческой организации СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль", при проверке регистрирующим органом представленных на регистрацию документов никаких нарушений законодательства РФ выявлено не было, Управлением Юстиции РФ по Самарской области не было принято решение об отказе в регистрации по вышеуказанным основаниям.
Истец просит суд признать незаконным предупреждение Управления Юстиции РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить данное предупреждение, взыскать с ответчика сумму государственной пошлины в размере 2000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Перфильев К.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Юстиции РФ по Самарской области Чуряпкина А.О., действующая на основании доверенности, в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 37-39). Дополнила, что принятие решения о регистрации некоммерческой организации само по себе не является основанием к разрешению использования в наименовании организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов производных от этого наименования.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании материалов дела установлено, что Управлением Юстиции РФ по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль" вынесено предупреждение № в соответствии с которым истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. предложено устранить нарушения законодательства РФ – п. 4 ст. 4 ФЗ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов производных от этого наименования, допускается по решению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Организация использует в своем наименовании производное слово от официального наименования Российская Федерация или Россия без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности организации, либо с особой значимостью деятельности организации в государственных интересах. (л.д. 13-34).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).
Правила выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ранее названы - Правила).
В пункте 58.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).
Сокращение «Рос», используемое в фирменных наименованиях организаций, разрешение на использование которого в названиях организаций уполномочена выдавать Межведомственная комиссия, представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от «Российский», «Россия», вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
В соответствии со статьей 21 и 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ общественных объединениях», согласно подпунктам 30.7. 30.10. Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», а также в соответствии с подпунктами 61 и 65 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области осуществляет государственную регистрацию общественных объединений, зарегистрированных на территории Самарской области и контроль за их деятельностью.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Общественных объединениях» в случае выявления нарушения общественными Объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.
Стороной административного истца не оспаривалось то обстоятельство, что в наименовании СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль" используется производное слово от наименования Российская Федерация или Россия, при этом в материалы дела не представлено доказательств получения СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль" в установленном Правительством РФ порядке разрешения на использование в своем наименовании официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования.
Таким образом, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение (предупреждение) принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При отсутствии разрешения на использование в своем наименовании производных слов от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", не имеют юридического значения доводы административного истца о том, что Управлением Юстиции по Самарской области при проверке представленных организацией на регистрацию документов никаких нарушений законодательства РФ не выявлено и принято решение о регистрации СРОО по защите прав потребителей "РосКонтроль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарской Региональной Общественной Организаци по защите прав потребителей "РосКонтроль"» к Управлению Юстиции РФ по Самарской области о признании предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 30 октября 2017 года.
Председательствующий судья (подпись) Галиуллина Л.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
СУДЬЯ
СЕКРЕТАРЬ