Дело №2а-2405/2023
УИД 73RS0013-01-2023-003080-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лукашева В. И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий (бездействий) незаконными, о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лукашев В.И. обратился с иском в суд к ответчику Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (Далее – ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области») в обосновании которого указал, что с 2017 года отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Он является инвалидом второй группы, у него имеется заболевание сахарный диабет. На основании положений ст.90 УИК РФ он имеет право получать дополнительные посылки и передачи.
С 2017 года по август 2021 года он постоянно получал дополнительные посылки, в которых находились необходимые ему диабетические продукты. Однако с приходом нового начальника, разрешения на дополнительные посылки и передачи ему не выдаются.
Не получение им дополнительных посылок с питанием препятствует его нармальному питанию, поскольку не все продукты в столовой и в магазине исправительного учреждения он может есть по медицинским показаниям. Указанным нарушается его право на охрану здоровья, что является основанием для присуждения ему компенсации морального вреда.
Он как <данные изъяты>, переведен на диетическое питание. Однако в столовой учреждения нормы диетического питания не соблюдаются. Ему положено ежедневно стакан молока, свежие овощи и куриное яйцо. Вместо свежей картошки готовят замороженную, что не соответствует стандартом питания в ИУ. Недополучение необходимых продуктов нарушает его права, является нарушением условий содержания, в связи с чем в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда просит учесть, что неправильное питание влияет на его состояние здоровья, существенно нарушает его конституционные права. Просит определить размер компенсации морального вреда 50000 руб.
Администрация учреждения периодически предъявляет к нему требование о передвижении в колоне в строю. При этом он как инвалид 2 группы на основании ст.471 ПВР ИУ имеет право передвигаться вне строя.
Просит признать незаконными действия (бездействия) ответчика по не разрешению с 2022 года дополнительных передач (посылок) ему как больному сахарным диабетом, инвалиду 2 группы, а также действия по неполноценному обеспечению диетическим питанием; компенсировать ему за нарушение условий содержания 50000 руб.; вынести частное определение в целях устранения указанных нарушений, а также с целью прекращения выдвижения незаконных требований о передвижении его инвалида 2 группы только в строю.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральная служба исполнения наказаний России, в качестве заинтересованного лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть №73 ФСИН России».
В судебном заседании административный истец Лукашев В.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что в течение 2-х месяцев не давали яйца, вместо сливочного масла – маргарин. На начальника колонии он писал заявлении о разрешении дополнительных посылок, но на его заявление не ответили. Из-за отсутствия надлежащего питания у него ухудшилось здоровье, доза принимаемого лекарства повысилась. В отношении него выдвигают незаконные требования о то, что должен стоять и ждать когда весь отряд соберется и пойдет в столовую, а затем обратно. Ему стоять и ждать тяжело. Полагает, что он имеет право свободно посещать столовую, не ждать когда соберется весь отряд.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Коючкова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Лукашев В.И. не был ограничен в получении посылок и бандеролей, он получал дополнительные бандероли, которые не входит в общее число бандеролей, 21.10.2021, 07.12.2021, 16.09.2022, 19.12.2022. Медикаменты, содержащиеся в бандеролях были переданы в медицинское учреждение. Ст.90 УИК РФ предусматривает возможность передачи дополнительных бандеролей именно с лекарственными средствами по заключению врача.
Лукашев В.И. обеспечивался дополнительным питанием как инвалид второй группы, а с февраля 2023 года был переведен на питание для больных сахарным диабетом.
Осужденные не могут передвигаться по территории колонии без разрешения. Инвалиды могут передвигаться вне строя, но вместе со всеми осужденными. При этом Лукашав В.И. к ответственности за передвижение вне строя не привлекался.
Представитель ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-73 УФСИН России в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения деда.
Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий, и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 указанной статьи, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ, минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время"; приложением N 7 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, регламентирован также приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Судом установлено, что Лукашев В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН По Ульяновской области.
Лукашев В.И. согласно справке МСЭ-2007 №2905642 является <данные изъяты> (л.д.8)
Согласно медицинской справке, Лукашев В.И. имеет заболевание <данные изъяты> (л.д.10).
В исковом заявлении Лукашев В.И. ссылается на некачественное питание, нарушение норм выдачи продуктов.
Согласно спискам осужденных, нуждающихся в лечебном питании за период с января 2022 по январь 2023 года, Лукашев В.И. включен в общий список <данные изъяты>, получающих повышенную норму питания (л.д.44-80).
Из списков осужденных получающих повышенную норму питания с февраля 2023 по июль 2023 года следует, что Лукашев В.И. переведен на повышенную норму питания как больной <данные изъяты> (л.д.85-98).
Как следует из материалов дела, питание осужденных осуществляется согласно норм положенности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005. Разрабатывается меню-раскладка на неделю (л.д.136-153).
Лукашев В.И. не оспаривает содержание меню-раскладки, однако указывает, на то, что положенные продукты питания не выдают, в частности яйца не выдавали 2 месяца, кроме того, картошка готовиться из замороженного сырья.
Приложением №7 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" предусмотрена возможность замены одних продуктов питания другими.
В частности, предусмотрена замена картофеля на полуфабрикат консервированный; яйцо куриное возможно заменить на яичный порошок, меланж яичный, а также мясом или молоком (л.д.131,134).
Согласно рапортам на замену продуктов питания на 03.08.2023. 06.08.2023, 08.08.2023, 10.08.2023, 13.08.2023, 15.08.2023. 17.08.2023. 27.08.2023, 29.08.2023. 31.08.2023 производилась замена яйца на молоко (л.д.154-164).
В материалы дела представлен государственный контракт №ЗК-0011 от 20.03.2023 на поставку продуктов, а также счета фактуры на поставку яиц 30.08.2023, 27.09.2023 в учреждение.
Таким образом, доводы административного истца об отсутствии выдачи яиц в августе 2023 года нашли свое подтверждение, однако указанное не привело к нарушению его прав, поскольку была произведена замена продуктов в соответствии с установленными видами и нормами замены продуктов.
Административный истец указывает на то, что ему отказывают в получение дополнительных посылок с продуктами питания, положенных ему как <данные изъяты>, в связи с чем он лишен возможности полноценно питаться.
Согласно ч. 1 ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества; мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Максимальный вес одной передачи или посылки не должен превышать 20 килограммов, одной бандероли - 5 килограммов.
Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 90 УИК РФ).
Посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных (ч. 3 ст. 90 УИК РФ).
Согласно п.102 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110, осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125, 127 и 131 УИК.
Учет посылок, передач, бандеролей, поступающих на имя осужденного к лишению свободы, ведется работником ИУ в справочной карточке (п.107 Правил).
Посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными к лишению свободы в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 УИК. Они направляются в медицинскую организацию УИС для последующего применения при лечении соответствующего осужденного к лишению свободы (ч.3 ст.90 УИК РФ) (п.122 Правил).
Согласно п.123 Правил, больные осужденные к лишению свободы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС.
В соответствии с п. 474 Правил осужденные к лишению свободы, являющиеся инвалидами I и II групп, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС.
Как следует из пояснений Лукашева В.И., он написал заявление на имя начальника о получении дополнительных посылок, однако ответа на него не получил.
При этом согласно Журналу учета обращений граждан и осужденных по личным вопросам, Лукашев В.И. к начальнику учреждения в 2023 году не обращался.
В материалах дела отсутствует медицинское заключение, согласно которому Лукашеву В.И. положены дополнительные продукты питания по медицинским показаниям. При этом сам Лукашев В.И. не отрицает, что за медицинским заключением не обращался.
Согласно п.п.10.21 Правил, осужденные обязаны:
передвигаться строем по территории ИУ при перемещении в составе группы осужденных к лишению свободы.
без разрешения администрации ИУ покидать помещения, нахождение в которых регламентировано распорядком дня осужденных к лишению свободы, выходить за пределы изолированных участков, камерных помещений, запираемых помещений и изолированных жилых помещений, запираемых в свободное от учебы или работы время, прогулочных дворов, служебных помещений и входить в них; отказываться от выполнения законных требований администрации ИУ выйти из камер и других помещений ИУ или войти в них п.12.3 Правил);
находиться без разрешения администрации ИУ в общежитиях, в которых они не проживают, в учебных кабинетах, в которых не обучаются, либо на объектах, на территории которых не работают, иных объектах ИУ, в помещениях, в которые они не имеют права доступа, а также в строю не своего отряда (бригады) (п.12.4 Правил);
при передвижении по территории ИУ, а также во время проведения массовых мероприятий без разрешения администрации разговаривать, заглядывать в камерные глазки, подходить к дверям камерных помещений, поднимать какие-либо не принадлежащие им предметы и вещи, нарушать дисциплину строя, расстегивать одежду, снимать головной убор, держать руки в карманах (п.12.5 Правил).
Согласно п. 415-417 Правил, передвижение групп осужденных к лишению свободы по территории ИУ (за исключением колонии-поселения) осуществляется строем в установленном администрацией ИУ порядке.
При передвижении групп осужденных к лишению свободы строевой шаг не применяется.
В личное время осужденные к лишению свободы могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией ИУ, а по остальной части территории ИУ - только в сопровождении администрации ИУ. В период от отбоя до подъема нахождение осужденных к лишению свободы за пределами жилого помещения без разрешения администрации ИУ не допускается.
Согласно п. 471 Правил осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами I и II групп, в том числе нуждающимся в постоянном уходе, разрешается передвигаться по территории ИУ вне строя.
Согласно п.59 Правил, прием осужденными к лишению свободы пищи производится в часы, установленные их распорядком дня, поотрядно в столовой ИУ.
Как следует из пояснений Лукашевам В.И., он не согласен с тем, что его заставляют ждать, перед тем как идти в столовую и возвращаться из нее, когда соберется весь отряд. Поскольку он <данные изъяты>, он имеет право самостоятельно прийти в столовую.
Как следует из приведенных норм Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, передвижение по территории исправительного учреждения возможно только в сопровождении администрации ИУ. При этом прием пищи осужденными осуществляется в соответствии с распорядком дня в установленные часы.
Инвалиды 1 и 2 группы освобождены от обязанности ходить строем, однако не имеют право на самостоятельное передвижение по территории колонии без сопровождения представителя ИУ.
Доказательств того, что Лукашева В.И. заставляли ходить строем, чем нарушили его права, нет. Само по себе требование передвигаться вместе с отрядом в сопровождении сотрудника ИУ не может быть признано незаконным.
Таким образом, судом не установлено нарушение прав Лукашева В.И. действиями (бездействиями) административного ответчика. В связи с указанным, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется. В удовлетворении исковых требований Лукашеву В.И. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №10 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░