Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-68/2016 ~ М-19/2016 от 11.01.2016

Дело № 2-68/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2016 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Королевой К.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО9,

истца ФИО2,

при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности предоставить жилое помещение и заключить договор найма на предоставленное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным иском, указав в нем, что по результатам проведенной проверки установлено, что ФИО2 до достижения ею 18-летнего возраста относилась к детям, оставшимся без попечения родителей<адрес> «Надежда» <адрес>, за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии ФИО2 была передана под опеку супругам ФИО12. Закрепленное за ФИО2 жилое помещение в 1998 году было приватизировано, в собственности ФИО6 находилось 3/8 доли указанного жилого помещения, эта доля ДД.ММ.ГГГГ ею передана по договору дарения ФИО7 Площадь указанного жилого помещения составляет 56,6 кв.м, тогда как в соответствии с постановлением Администрации <адрес> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма на территории <адрес> городского округа утверждена 15 кв.м. Приказом Управления социальной политики по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, но и по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено. Прокурор просит суд обязать Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> принять ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для целей предоставления жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда, обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом на территории городского округа <адрес> для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2, обязать государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО2, обязать Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2 в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения и подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора <адрес> ФИО9 уточнила исковые требования, а именно просила исключить из ранее заявленных требования, предъявленные к Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес>, указав, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>. В остальной части заявленные требования поддержала в полном объеме и в дополнение пояснила суду, что в соответствии со сведениями, представленными СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации», за ФИО2 зарегистрирован объект недвижимости на праве долевой собственности в виде 1/4 доли в праве по адресу: <адрес>, но поскольку площадь указанного жилого помещения составляет 56,6 кв.м, то на каждого человека, являющегося собственником данной квартиры, приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной постановлением Администрации <адрес> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . Иное жилое помещение ФИО2 не предоставлялось.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы помощника прокурора <адрес> в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В материалах дела имеется письменный отзыв, в котором представитель ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае права ФИО2 не нарушаются, соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещение возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований.

Представитель ответчика – Территориального отраслевого органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Из представленного письменного отзыва следует, что на основании приказа начальника Управления социальной политики по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего, действуя в интересах ФИО2, поддерживают требования прокурора <адрес>.

Представитель ответчика – Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного слушания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, каких-либо ходатайств не заявлял.

Представитель ответчика – государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. Согласно представленному письменному отзыву просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, кроме того указывает, что нарушений прав ФИО10 не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещение возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований.

Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО9, а также ФИО8, рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к следующим выводам.

В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

На основании ст., ст. 16, 17 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года, которой определяется законодательство государств, признающих верховенство данной Конвенции, к которым относится и ФИО1, гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье, а также в зависимость от ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами, как и в зависимость от иных обстоятельств, которые влияют на исполнение требований законодательства в нарушение прав ребенка.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Так, из материалов гражданского дела следует, что на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения по городу <адрес> -у от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, помещена под надзор в <адрес> «Надежда» <адрес>, так как ее мать ФИО6 решением Серовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой отдела ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого же приказа за ФИО2 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии на основании приказа начальника Управления социальной защиты населения по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была передана под опеку супругам ФИО13

Исходя из этого, истец ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом также установлено, что приказом начальника Управления социальной защиты населения по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.

Согласно уведомлениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и отделом «<адрес> Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО2 отсутствуют.

В соответствии с уведомлением СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации» за от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрирован объект недвижимости на праве долевой собственности в виде 1/4 доли в праве по адресу: <адрес>.

При этом, как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь указанного жилого помещения составляет 56,6 кв.м. Следовательно, на каждого собственника приходится 14,15 кв.м общей площади квартиры, что ниже утвержденной постановлением Администрации <адрес> городского округа от ДД.ММ.ГГГГ учетной нормы на территории <адрес> городского округа, а именно 15 кв.м.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались, что подтверждает доводы помощника прокурора <адрес> и истца о невозможности ее проживания в имеющемся у нее на праве собственности жилом помещении.

В соответствии со справкой ГБПОУ <адрес> металлургический техникум» ФИО2 является студентом 2 курса очной формы обучения с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства ответчиками также не оспаривались, что свидетельствует о фактическом отсутствии у истца ФИО2 жилого помещения для проживания.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям - сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.

Жилые помещения предоставляются детям - сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).

В силу п. 9 указанного Порядка на управления социальной политики возложена обязанность обеспечить подписание договоров детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения и возвратить подписанные договоры в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты их подписания.

Так, ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО2 права на предоставление ей жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ей жилого помещения.

Судом установлено, что ФИО2 в настоящее время не имеет законных прав на жилое помещение, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечена, хотя в силу закона ей принадлежит такое право.

Давая оценку доводам ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> и государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» о нарушении прав иных лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, то суд находит их несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Согласно действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования предоставления такой категории граждан жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал на очередь, как это было предусмотрено статьями 52, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этом случае, согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, подлежащими удовлетворению, так как право лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.

При этом, ФИО2 после окончания ею учебного учреждения подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть 16 кв.м общей площади.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Тем самым ответчики, являясь государственными органами <адрес>, освобождены от уплаты государственной пошлины и с них не может быть взыскана государственная пошлина.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, не менее нормы предоставления жилья, установленной на территории городского округа <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в Реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать государственное казенное учреждение <адрес> <адрес>» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения в Свердловский областной суд, с принесением жалоб через Карпинский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.03.2016 года.

Председательствующий:

Копия верна.

2-68/2016 ~ М-19/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Созонова Полина Олеговна
Горяинов А.В.
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Управление социальной политики по г. Карпинску
Фонд жилищного строительства
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Суд
Карпинский городской суд Свердловской области
Судья
Королёва Ксения Николаевна
Дело на странице суда
karpinsky--svd.sudrf.ru
11.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2016Передача материалов судье
15.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016Подготовка дела (собеседование)
28.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2016Судебное заседание
26.02.2016Судебное заседание
09.03.2016Судебное заседание
11.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2016Дело оформлено
26.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее