Дело № 2-234
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2013 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.
При секретаре Тупиной Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкова Анатолия Николаевича, Панкова Андрея Анатольевича к открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания» (далее ОАО «КЭСК»), открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» (далее ОАО «ПСК») о защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истцы являются собственниками жилого помещения- квартиры <адрес>
Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, однако, никто из собственников дома не был уведомлен о его установке.
С июля 2011 года по настоящее время истцам в счет на оплату услуг по электроснабжению включаются начисления услуги по электроснабжению в местах общего пользования.
Истцы считают, что выставление счетов на общедомовые нужды незаконны, так как коллективный (общедомовой) прибор учета установлен без уведомления и решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч.1 ст. 541 ГК РФ электроснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором электроснабжения и соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета и ее фактическом потреблении. При этом, единственным прибором учета, согласованным сторонами в качестве расчетного, является индивидуальный прибор учета, установленный для каждой квартиры.
Истцы просят признать действия по установке прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, признать действия по включению в квитанцию на оплату коммунальных услуг электроснабжения строки ОДН и требования платы ОДН незаконными.
В судебное заседание истцы не явились, о дне слушания дела извещены.
Представитель истцов Перякина Н.Ф., действует на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика- представитель ОАО «КЭСК» Сорваль И.Л., действует на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что нарушений прав потребителей не допущено. Действующее законодательство не исключает право сетевой организации установить собственный прибор учета своими силами, за счет собственных средств и самостоятельно осуществлять его содержание и обслуживание, не передавая указанные приборы учета в принудительном порядке в собственность граждан, проживающих в многоквартирном доме. Коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии был установлен ОАО «ПСК» по согласованию с управляющей организацией ООО «Питкярантское домоуправление» за счет собственных средств. Определение размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета осуществляется на основании показаний данного прибора учета. В период до сентября 2012 года расчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в отношении Панковых осуществлялся на основании п. 23 Правил № 307, с сентября 2012 г.- в соответствии с п. 44 Правил № 354. Поскольку договор энергоснабжения между ОАО «КЭСК» и управляющей организацией ООО «Мастер Строй-Сервис» не заключен, управляющая компания не приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика, а, следовательно, не вправе продавать ее потребителям и взимать за это плату.
Представитель ответчика- представитель ОАО «Прионежская сетевая компания» в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен. Представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что ОАО «ПСК» иск не признает. Установка коллективного (общедомового) прибора учета в спорном многоквартирном доме была согласована управляющей компанией, представляющей интересы потребителей, ООО «Питкярантское Домоуправление» и произведена за счет средств ООО «ПСК». Обязанность потребителей оборудовать многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета не исключает права сетевой компании произвести установку своими силами и за свой счет. Считает неприменимой к настоящему делу п. 2 и п.3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., поскольку плата с потребителей за установку коллективного (общедомового) прибора учета не взималась. В соответствии с п. 22 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Та же обязанность закреплена в Правилах о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354. Пунктами 88,89 Постановления № 530 установлено, что расчет отпущенной во внутридомовые сети многоквартирного дома электрической энергии осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Представитель третьего лица- представитель ООО «Мастер Строй-Сервис» в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен. Возражений по иску не представил.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя истцов Перякину Н.Ф., представителя ответчика ОАО «КЭСК» Сорваль И.Л., принимая во внимание доводы и основания иска, возражения на иск, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Панков А.Н., Панков А.А. являются собственниками жилого помещения-квартиры <адрес>, в связи с чем, в соответствии со ст. 210, 292, 637 ГК РФ, частью 3 ст. 31, ст.39 ЖК РФ истцы обязаны нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе общедомовых электроустановок, и потреблению электроэнергии в местах общего пользования. Квартира истцов оборудована индивидуальным прибором учета электрической энергии.
Вышеуказанный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, который установлен 02.06.2009 г. ОАО «ПСК» в трансформаторной подстанции №. Данное обстоятельство подтверждается справкой-актом от 02.06.2009 г., актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплутационной ответственности сторон от 29.06.2009 г., согласно которого границы эксплутационной ответственности сторон совпадают, однолинейной принципиальной схемой электроснабжения многоквартирного дома. Установка прибора учета была согласована с управляющей организацией ООО «Питкярантское Домоуправление».
В 2012 года истцы получили счет за потребление электроэнергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования № от 18.09.2012 г. на сумму <данные изъяты>. за период с июля 2011 г. по июнь 2012 г., и по настоящее время продолжают получать ежемесячно счета за ОДН, выставляемые ОАО «КЭСК».
Согласно положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, определяется исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., при оборудовании многоквартирных домов коллективными приборами учета потребители коммунальных услуг в таком доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного прибора учета.
В силу пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений, в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле, установленной п.п.1 п.3 приложения №2 к Правилам.
Аналогичная норма предусмотрена также п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г. Согласно п. 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354.
В связи с чем, гражданам начисляется оплата за электроэнергию общедомового потребления с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсах исходя из показаний приборов общедомового учета. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальные услуги, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Судом установлено, что суммы, предъявленные истцам для оплаты за ОДН, рассчитаны на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством РФ. При этом, определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Истцы не оспаривают объем и качество поставленной электроэнергии.
Доводы представителя истцов о том, что отсутствует решение собственников на установку прибора учета, в связи с чем, установленный прибор учета, не может быть принят в качестве расчетных для определения отпущенной жителям электроэнергии, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» такая обязанность возложена непосредственно на собственников помещений в многоквартирном доме, в свою очередь, организация, осуществляющая снабжение, не вправе отказать обратившимся по данному вопросу лицам; цена договора определяется соглашением сторон. Указанные положения корреспондируют к положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества. Установка же соответствующего прибора учета предполагает его возмездность.
Судом не установлено нарушений со стороны ОАО «КЭСК» при производстве расчета платы за электрическую энергию за ОДН, поскольку он произведен в соответствии с Правилами.
Поскольку многоквартирный дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным прибором учета электрической энергии, неисправностей в его работе не установлено, то ОАО «КЭСК» верно производит начисление платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования на основании показаний общедомового прибора учета.
Кроме того, закон не предусматривает право потребителя отказаться от оплаты фактически потребленной электрической энергии по тому основанию, что коллективный (общедомовой) прибор учета установлен и принадлежит сетевой организации.
В соответствии с п.п «в» п. 49 Правил № 307 обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры возложена на исполнителя.
Договор энергоснабжения в интересах потребителей управляющей компанией до настоящего времени не заключен. Управляющая компания не инициировала заключение договора. Следовательно, ООО «Мастер Строй-Сервис» не приобретает электрическую энергию и не вправе продавать ее потребителям и взимать плату за это.
Из анализа п. 14 и подп. «б» п. 17 Правил № 354 следует, что ресурсоснабжающая организация самостоятельно предоставляет коммунальную услугу соответствующего вида гражданам до начала предоставления коммунальной услуги управляющей организацией на основании договора поставки коммунального ресурса, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
ОАО «КЭСК» в силу Постановления ГК РК по энергетике и регулированию тарифов от 10.10.06 г. № 137 является гарантирующим поставщиком на территории РК, в связи с чем, обязано заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения, которые по тем или иным причинам остались без обслуживающей их энергосбытовой компании.
В силу ч.1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме.
Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электроэнергии данному гарантирующему поставщику. Таким образом, договоры энергоснабжения с гражданами, проживающими в спорном многоквартирном дом, являются заключенными, в силу закона, а, следовательно, ОАО «КЭСК» вправе выставлять потребителям счета за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
Ссылка представителя истца на п.2 и п.3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» является несостоятельной, поскольку поставка электрической энергии на общедомовые нужды не является дополнительной услугой, предоставленной потребителю, а является основным обязательством, вытекающим из договора энергоснабжения, наряду с оплатой электрической энергии, потребленной в жилом помещении.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Панкову Анатолию Николаевичу, Панкову Андрею Анатольевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 27 мая 2013 года.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина