Дело № 2-3735/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 10 ноября 2016 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при секретаре Мухатовой Ю.О.,
с участием:
представителя истца администрации Советского района г. Волгограда – Грищенко А.Х., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Советского района г. Волгограда к Колесниковой <данные изъяты> об освобождении земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация Советского района г. Волгограда обратилась в суд с исковыми требованиями к Колесниковой С.Я. об освобождении земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что специалистами комитета земельных ресурсов администрации Волгограда и администрации Советского района Волгограда, в связи с поступившей жалобой от Никитиной О.С., проживающей <адрес> проведена проверка законности установки ограждения из сетки рабицы на территории, прилегающей к дому <адрес>. В ходе осмотра земельного участка 12.02.2015г. составлен акт обследования и установлено, что на земельном участке, по пер. Сухумскому (территория, прилегающая к <адрес>) установлено ограждение из сетки - рабицы длинною 7,0+7,0+16,0 = 30,0 м. Сведения о наличии правоустанавливающих документах на землю в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют.
19.08.2015 специалистами администрации Советского района Волгограда составлено уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложено собственнику до 25.08.2015 в добровольном порядке освободить муниципальную землю от самовольно возведенного ограждения. Указанное уведомление было размещено на самовольно возведенном объекте и направлено по почте.
29 сентября 2016г. повторно был обследован земельный участок и составлен акт обследования, где было установлено, что данный участок по <адрес> не освобожден от ограждения из сетки - рабицы длинною 7,0+7,0+16,0 = 30,0 м.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником домовладения <адрес> является Колесникова С.Я.
Ввиду отсутствия правовых оснований для занятия вышеуказанного земельного участка, расположенного на землях общего пользования, ответчик не имеет законных оснований для использования вышеуказанного самовольно захваченного земельного участка для размещения ограждения.
Истец просит суд обязать Колесникову С.Я. за свой счет произвести снос (демонтаж) ограждение из сетки – рабицы длиною 7,0+7,0+16,0=30,0 м., размещенного на территории общего пользования, прилегающей к дому <адрес> и освободить земельный участок.
Истец представитель администрации Советского района г. Волгограда Грищенко А.Х. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью и просила суд удовлетворить их в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Колесникова С.Я., извещенная судом о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом и своевременно, что подтверждается направленными по адресу ее регистрации заказными письмами с судебными повестками и возвращенными в суд с отметкой «истек срок хранения», факт регистрации ответчика по указанному истцом адресу подтверждается сведениями Управления по вопросам миграции ГУ МВД Росси по Волгоградской области.
Суд расценивает действия ответчика по неявке в суд как злоупотребление предоставленным ему правом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании изложенного суд приходит к выводу, о рассмотрении данного гражданского дела без участия ответчика Колесниковой С.Я., в связи с тем, что о дате и времени судебного заседания данное лицо уведомлено надлежащим образом и своевременно, со стороны ответчика не представлено каких-либо ходатайств и заявлений, которые послужили бы основанием для отложения судебного заседания. Кроме того, не представлено и каких-либо документов, подтверждающих уважительность ее неявки в судебное заседание.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу из нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (пункт 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу части 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В судебном заседании установлено, что согласно актам обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗР, от 29.09.2016г. №-ДЗР на земельном участке по пер. Сухумскому г. Волгограда, на территории, прилегающей к дому № установлено ограждение из сетки рабицы длинною 7,0+7,0+16,0=30,0м. Сведений о наличии правоустанавливающих документов на землю в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют. (л.д. 7, 9).
Как видно из копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик Колесникова С.Я. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением администрации Волгограда от 27 декабря 2007г. № 2837 администрациям районов Волгограда делегированы полномочия на обращение в суд с исками о сносе (демонтаже) самовольно установленных временных (мобильных) строений (сооружений) и освобождении земельных участков с правом совершения всех необходимых процессуальных действий.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (далее ЗКРФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В данном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка.
Таким образом, ответчиком не представлено суду документов, свидетельствующих об отводе ему земельного участка для установки ограждения из сетки рабицы.
Из содержания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль, за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В силу пункта 6 части 5 статьи 39 Устава городского округа город-герой Волгоград, администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованиям земель города Волгограда, а также по обеспечению защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Согласно с пп.4 п.2 этой статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Так же из п.2 ст.62 ЗК РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении права собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно освобождению земельного участка.
Поскольку у ответчика отсутствуют законные основания для использования спорного земельного участка для установки ограждения из сетки рабицы длинною 7,0+7,0+16,0=30,0м., суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на Колесникову С.Я. произвести снос (демонтаж) ограждения из сетки – рабицы длинною 7,0+7,0+16,0=30,0м., размещенного на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку <адрес> и освободить земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Советского района г. Волгограда к Колесниковой <данные изъяты> об освобождении земельного участка – удовлетворить.
Обязать Колесникову <данные изъяты> за свой счет произвести снос (демонтаж) ограждения из сетки рабицы длинною 7,0+7,0+16,0=30,0м., размещенного на территории общего пользования, прилегающей к дому № <адрес> в Советском районе г. Волгограда и освободить земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд г. Волгограда
Судья Т.В. Макарова