Решение по делу № 2-2671/2020 ~ М-2259/2020 от 19.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 года                                                 г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ, в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Хаймчиковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к ФКУ" Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ» об обязании разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия регионального значения

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия просит обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать научно – проектную документацию в отношении объекта культурного наследия регионального значения ««Здание бывшей городской Думы, где ДД.ММ.ГГГГ собрание учительского Союза приняло решение присоединиться к борьбе трудящихся России против самодержавия», расположенного по адресу: <адрес>.

      В обоснование заявления указано, что ответчик является пользователем указанного объекта культурного наследия регионального значения. Распоряжением Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство, по условиям которого предписано в том числе разработать научно-проектную документацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ Непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, либо его утраты, в связи с чем нарушаются права и интересы государства.

Судом в качестве соответчиков по ходатайству представителя истца к участию в деле привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ».

В судебном заседании представитель истца Жамбалова Ю.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дала суду аналогичные пояснения.

Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Бурятия Скворцова Л.С. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила суду, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ. Военный комиссариат Республики Бурятия в соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ представляет интересы государства в области обороны. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Охранное обязательство Военному комиссару Республики не выдавалось, о наличии охранного обязательства не было известно. Просила в иске отказать.

Представитель ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ» Лапердина О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из представленного суду письменного отзыва следует, что ФГКУ «СибТУИО» не является надлежащим ответчиком по делу. Законодатель ограничил владельцу имущества на праве оперативного управления пределы осуществления им пользования и владения в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Министерством обороны РФ обязанности по содержанию, капитальному ремонту объектов распределены между подчиненными органами. В соответствии с Положением о Департаменте строительства МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ организация работы по сохранению объектов культурного наследия возложена на данный центральный орган военного управления. В задачи данного подразделения МО РФ входит осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых на финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия, а также организация деятельности по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, работ по сохранению объектов культурного наследия.

Представитель Министерства обороны РФ Егорова К.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из представленного суду письменного отзыва следует, что объект культурного наследия регионального значения закреплен на праве оперативного управления за военным комиссариатом Республики Бурятия. В этой связи полагает, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что в здании, расположенном по адресу: <адрес>, располагается Кяхтинский отдел военного комиссариата Республики Бурятия.

Указанный объект является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и предоставлен ФКУ Военный комиссариат Республики Бурятия на праве оперативного управления. Право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (регистрационный ).

Распоряжением Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей городской Думы, где ДД.ММ.ГГГГ собрание учительского Союза приняло решение присоединиться к борьбе трудящихся России против самодержавия», расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.1 п. 25 охранного обязательства предусмотрено выполнение разработки научно-проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В преамбуле Закона N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.

Согласно статье 4 указанного Федерального закона объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно положениям п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в том числе, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.

В силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона N 61 "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об обороне" должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу вышеприведенных норм закона именно Министерство обороны РФ, по мнению суда, обязано разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия регионального значения, поскольку владелец имущества на праве оперативного управления законодательно ограничен пределами осуществления своих прав владения и пользования закрепленным имуществом, исходя из целей своей деятельности.

Приходя к данному выводу, суд принимает во внимание доводы представителя третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» о наличии в системе Министерства обороны РФ структурных подразделений, нормативными документами само предназначение которых, а также в обязанности, цели и задании которых прямо вменена организация работ по сохранению объектов культурного наследия, организация деятельности по проведению работ по сохранению объектом культурного наследия, разрешение вопросов капитального ремонта (Департамент строительства МО РФ, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами МО РФ).

В этой связи доводы ответчика о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации на Военный комиссариат Республики Бурятия, только исходя из закрепления за ним права оперативного управления на здание, являются несостоятельными.

Более того, в соответствии с пп. 2 п. 7, п. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия и направляется собственнику или иному законному владельцу объекта.

Согласно абз. 2 п. 13 ст. 47.6 приведенного закона обязанность лица по выполнению охранного обязательства возникает с момента его получения. Материалы дела не содержат сведений о получении ФКУ «Военный комиссариат РБ» охранного обязательства.

Аналогичным образом, по мнению суда, не имеется оснований и для возложения обязанности по разработке научно-проектной документации в отношении объекта культурного наследия регионального значения на ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ».

Согласно Уставу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, утвержденному Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ, учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Таким образом, учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, является Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд также находит, что требованиям обязательности своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного постановления будет отвечать установление 6-месячного срока, до истечения которого настоящее решение подлежит исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к ФКУ" Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ» об обязании разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия регионального значения удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Здание бывшей городской Думы, где ДД.ММ.ГГГГ собрание учительского Союза приняло решение присоединиться к борьбе трудящихся России против самодержавия», расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

    Решение подлежит исполнению в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу.

            Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Г.Г. Рабданова

2-2671/2020 ~ М-2259/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Ответчики
Министерство обороны РФ
ФКУ" Военный комиссариат Республики Бурятия"
ФГКУ «Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ»
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Рабданова Г.Г.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2020Подготовка дела (собеседование)
09.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
05.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020Дело оформлено
15.01.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее