Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 19 августа 2015 г.
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи С.А. Халаевой,
при секретаре Т.А. Паршиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1904/2015 по иску Васильева <данные изъяты> к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Васильев С.Н. в лице представителя по доверенности Прачевой Ж.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 30 кв.м., отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, на территории муниципального образования п. Винзили Тюменского района Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, общая площадь указанной <адрес> кв.м. Фактически, дом в котором была расположена квартира истца, сгорел в 1990 году. Заключением межведомственной комиссии № от 21.12.2012, назначенной распоряжением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания. Постановлением администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указанное заключение межведомственной комиссии утверждено, жилое помещение признано непригодным для проживания и включено в программу «Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО <адрес> на 2013-2015 годы» До настоящего времени истцу по договору социального найма не предоставлено иное пригодное для проживания жилое помещение. В собственности жилого помещения истец также не имеет в связи с чем, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст. 13, 14, ч.5 ст. 57, ст. 85, 87 Жилищного кодекса РФ, ст. 22 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных им по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» заявляет требования о возложении обязанности на ответчиков по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке.
Истец Васильев С.Н. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времни проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца – Прачева Ж.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что истец в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> был вселен с членами своей семьи на основании ордера, площадь квартиры была 30 кв.м. В 1990 году дом сгорел, но истец остается в нем зарегистрированным, другого жилого помещения не имеет, проживает у родственников, ранее состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но сведения об этом не сохранились, также не сохранились списки граждан проживавших в сгоревших домах. В настоящее время один включен в программу «Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО <адрес> на 2013-2015 годы», но сроки переселения по решению Думы перенесены на 2017 год.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования п. Винзили Тюменского района тюменской области – Овчинникова О.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), в судебном заседании иск не признала, представила суду письменные возражения на исковое заявление (л.д. 49), которые поддержала в судебном заседании. Суду пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не значится, не был передан администрации по акту приема-передачи имущества с администрацией Тюменского муниципального района <адрес>. Жилое помещение истца включено в программу «Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО <адрес> на 2013-2015 годы», предполагаемый срок отселения 2017 год при условии финансирования из бюджета. Так как бюджетом МО <адрес> данный вид расходов не предусмотрен и не может быть предусмотрен. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных им по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>» право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда имеют только граждане, признанными малоимущими в порядке, установленном названным законом и нуждающиеся в жилых помещениях.
Представитель администрации Тюменского муниципального района Тюменской области – Сомова С.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), в судебном заседании иск не признала. Предоставила суду письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 46-48), который поддержала в судебном заседании. Суду пояснила, что на администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, так как решение о непригодности жилого помещения для проживания принято межведомственной комиссией МО п. Винзили.
Представитель ответчиков – Правительства Тюменской области и Главного управления строительства Тюменской области – Сергеенкова Л.Ю., действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), в судебном заседании иск не признала, поддержала письменные возражения (л.д. 40-43).
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Судом установлено.
Васильеву С.Н. с учетом членов семьи: супруги: ФИО8 и сына – ФИО9 Дениса, 1987 года рождения ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполнительного комитета Винзилинского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение – отдельная однокомнатная квартира, жилой площадью 15,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, о чем выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Из объяснений представителей сторон в судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был полностью уничтожен в результате пожара в 1990 году, что также подтверждается сообщением межрайонного ОД и АП № УНД Главного управления МЧС России по <адрес> (л.д. 11).
Постановлением Администрации <адрес> № от 21.01.2013, утверждено заключение межведомственной комиссии администрации МО <адрес> (Приложение 1) от ДД.ММ.ГГГГ № 13, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания и включено в Программу «Переселение граждан из пригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования <адрес> на 2013-2015 годы» (л.д.12), что также подтверждается справкой администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которой предполагаемый срок отселения истца 2017 год при условии финансирования из бюджета <адрес> (л.д. 15).
Суд не принимает возражения представителя ответчика администрации МО <адрес> о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> не является муниципальным, так как в реестре муниципальной собственности не состоит и не принималось в числе прочих объектов жилищного фонда по акту приема передачи от администрации Тюменского муниципального района. Так как в соответствии с представленным ответчиком приказом администрации Тюменского муниципального района <адрес> № 152к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110) передача в муниципальную собственность сельского поселения имущества жилищно-коммунального фонда осуществлялась в 1997 году. На период издания приказа жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> фактически не существовал, так как был уничтожен в результате пожара в 1990 году, следовательно, не мог быть включен в реестр муниципальной собственности. При этом судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> истцу в 1988 году было предоставлено на условиях социального найма по ордеру, иных доказательств суду не представлено.
Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47. Согласно названного постановления, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и признания их пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы администрации МО <адрес> от 04.10.2011г. №402, жилое помещение по адресу: <адрес> было признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не пригодным для проживания. Признанное непригодным для проживанием жилое помещение постановлением администрации МО <адрес> включено в муниципальную программу «Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО <адрес> на 2013-2015 годы».
Согласно п.3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания;
При этом в соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса РФ выселяемым из непригодного для проживания жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, суд соглашается с возражениями представителей ответчиков – Правительства Тюменской области, Главного управления строительства <адрес> и администрации Тюменского муниципального района <адрес> о том, что согласно нормам действующего законодательства, на них не может быть возложена обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения ФИО1 и они не являются надлежащими ответчиками по данному иску, поскольку спорные отношения вытекают из существующих между наймодателем и нанимателем отношений по пользованию жилым помещением муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания. Исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма может быть возложена в данном случае только на администрацию муниципального образования <адрес>.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
Согласно ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлены категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела истцу, жилое помещение взамен утраченного вследствие пожара администрацией муниципального образования п. Винзили не предоставлено. При этом Васильев С.Н. на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущем в установленном законом порядке не признан, что подтверждается справкой администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52), объяснениями представителя ответчика в судебном заседании. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О), для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку судом установлено, что Васильев С.Н. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном порядке не признан, не относится ни к одной из перечисленных в законе категорий граждан, которым во внеочередном порядке предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, а также учитывая, что он включен в муниципальную программу «Переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда МО <адрес> на 2013-2015 годы» со сроком отселения 2017 год и числится в списке граждан подлежащих переселению в связи с признанием жилых помещений непригодных для проживания под номером 36 (л.д. 105-106), отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом суд приходит к выводу, что исковые требования Васильева С.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст. 11, 14, 15, 57, 60-69, 86, 87 Жилищного кодекса РФ, Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных им по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» ст. 12, 39, 56, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Васильеву <данные изъяты> в удовлетворении требований к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области, Правительство Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв.м. отвечающего установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории муниципального образования п. Винзили Тюменского района Тюменской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) С.А. Халаева
Мотивированное решение составлено 28 августа 2015 года.