Дело № 2-3677/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2015 г. г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Прудниковой Я.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шейкина А.И. о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
УСТАНОВИЛ:
Шейкин А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ДЗИО ПК указав, что он обратился в ДЗИО ПК с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м в аренду, сроком на 5 лет для размещения стоянки автотранспортных средств <дата> г. Письмом от <дата> ДЗИО ПК отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что УГА администрации г.Владивостока не утвердило схему испрашиваемого участка до <дата> года, а после этой даты вступили в силу изменения в законодательстве, УГА утратило полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка. С учётом того, что письмо получено заявителем <дата> года, ДЗИО ПК нарушены сроки рассмотрения заявления, которые согласно регламенту предоставления государственной услуги составляют всего 1 месяц со дня поступления заявления. Заявитель полагает, что решение от <дата> № <номер> противоречит закону и нарушает его права и законные интересы. Кроме того, с момента подачи заявления о возможном предоставлении земельного участка по настоящее время не предприняты никакие действия по согласованию и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не опубликована информация в СМИ, ни принято решение о проведении торгов и последующие действия по организации и проведению торгов ДЗИО ПК. Просит суд признать незаконным решение ДЗИО ПК № <номер> от <дата> года, как несоответствующие ЗК РФ, действующему на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка и утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать ДЗИО ПК в двухнедельный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании заявитель Шейкин А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснил, что <дата> обратился в ДЗИО ПК с заявлением о предоставлении земельного участка. К заявлению приложил полный пакет документов, требуемый регламентом «О предоставлении государственной услуги». Письмом от <дата> ДЗИО ПК отказал в предоставлении земельного участка по той причине, что УГА администрации г. Владивостока не утвердило схему испрашиваемого участка, в связи с изменениями в земельном законодательстве. Отказ получил 19.05.2015. Считает отказ незаконным, так как ДЗИО ПК нарушены сроки рассмотрения заявления, которые согласно регламенту предоставления государственной услуги составляют 1 месяц со дня поступления заявления в ДЗИО ПК, в результате чего допущено бездействие, выразившееся в непринятии в установленный законом срок действий по согласованию и выдаче схемы расположения земельного участка. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ДЗИО ПК по доверенности Крахмалова Е.С. возражала против удовлетворения заявления, суду пояснила, что заявление Шейкина А.И. было рассмотрено в срок, документы были направлены в УГА 27.02.2015. Поскольку УГА администрации г.Владивостока в силу изменений законодательства до <дата> схему расположения земельного участка утвердить не успело, а процедура согласования схемы границ участка не проводилась, было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УГА администрации г.Владивостока по доверенности Фрейдун В.А. возражала против удовлетворения заявления, суду пояснила, что обращение ДЗИО ПК о рассмотрении возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было получено 27.02.2015. Управлением частично была проведена работа по указанному обращению, однако, окончательное решение о рассмотрении возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в срок до 01.03.2015 принято не было в связи с изменением действующего законодательства, УГА администрации г.Владивостока с 01.03.2015 утратило полномочия по утверждению представленной схемы расположения земельного участка. Просит суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Выслушав заявителя, представителя УГА администрации г.Владивостока, представителя ДЗИО ПК, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителем Шейкиным А.И. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования принятого ДЗИО ПК решения, оформленного ответом от <дата> №<номер>.
Судом установлено, что <дата> Шейкин А.И. отправил заявление об обжаловании данного решения ДЗИО ПК в Советский районный суд г.Владивостока. Определением судьи Советского районного суда г.Владивостока заявление Шейкина А.И. было возвращено заявителю в связи с тем, что не было им подписано. После исправления недостатков, заявление вновь было подано Шейкиным А.И. в суд. При таких обстоятельствах, суд считает, что срок для обжалования решения ДЗИО ПК, оформленного ответом от <дата> <номер> не пропущен.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ: к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Из смысла ч.4 ст.258 ГПК РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
Порядок и правила предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены ст.34 ЗК РФ, действовавшей на момент подачи заявления Шейкиным А.И. в ДЗИО ПК от <дата> года.
Как указано в ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с ч.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3 ст.34 ЗК РФ).
На основании ч.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Постановлением администрации г.Владивостока от 27.12.2010 №1596 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией г.Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» установлен порядок утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Предоставление услуги осуществляется администрацией г.Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры.
В судебном заседании установлено, что <дата> Шейкин А.И. обратился в ДЗИО ПК с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе ул.<адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, сроком на 5 лет для размещения стоянки автотранспортных средств.
<дата> ДЗИО ПК обратился в УГА администрации г.Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.<адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения автостоянки (л.д. 25-26).
<дата> УГА администрации г.Владивостока направило в ДЗИО ПК и Шейкину А.И. ответ №<номер> о возврате документов, из которого следует, что Управлением частично была проведена работа по указанному обращению, однако, окончательное решение о рассмотрении возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка в срок до <дата> принято не было. В связи с изменением действующего законодательства УГА администрации г.Владивостока с 01.03.2015 утратило полномочия по утверждению представленной схемы расположения земельного участка (л.д. 21-23).
<дата> ДЗИО ПК направил Шейкину А.И. ответ о рассмотрении обращения № <номер>, из которого следует, что в связи с тем, что в срок до <дата> УГА администрации г.Владивостока не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, документы, направленные в администрацию г.Владивостока возвращены в ДЗИО ПК. Дополнительно указано, что с <дата> предоставление земельных участков осуществляется путем проведения торгов, реализация права на получение испрашиваемого земельного участка возможно исключительно путем принятия участия в аукционе, проводимом по инициативе заинтересованного лица (л.д. 15-16).
В качестве способа восстановления нарушенного права, заявитель просит обязать ДЗИО ПК восстановить нарушенные права путем утверждения и выдачи схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми статьи 28-34 признаны утратившими силу.
Согласно закону Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» обеспечение подготовки и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обеспечение выбора земельного участка, на сегодняшний день, осуществляет Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края, в данном случае департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (или бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Заявителем Шейкиным А.И. не представлены в суд доказательства нарушения его прав, и несоответствия принятого ДЗИО ПК решения, оформленного ответом от <дата> №<номер>, требованиям закона, так же не представлено доказательств, пропуска срока рассмотрения заявления Шейкина А.И. ДЗИО ПК.
Суд установлено, что в настоящее время право на спорный земельный участок у заявителя не возникло. Шейкин А.И. не лишен права обращения с заявлением в ДЗИО ПК о предоставлении земельного участка с учетом вступивших изменений в Земельный кодекс РФ.
В совокупности, изложенные обстоятельства свидетельствуют о законности решения ДЗИО ПК, принятого в соответствии с действующим законодательством, в пределах представленных законом полномочий и в срок, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Шейкина А.И. не имеется. Судом не усматривается нарушение прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Шейкина А.И. о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, с момента изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2015.
Судья Т.А. Борщенко