Дело № 2-2808/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Бухаровой М.А.
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорняковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах Вышедко Александры Михайловны к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решений незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска в интересах Вышедко А.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Октябрьского района в городе Красноярске, мотивируя требования тем, что федеральным законодательством возможность приостановления и прекращения выплат мер социальной поддержки в отношении инвалидов не предусмотрена, в том числе и в случае наличия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в связи с чем правовых оснований у ответчика для приостановления и прекращения выплаты инвалиду мер социальной поддержки не имелось. Просит признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске о приостановлении предоставления Вышедко А.М. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2017 года, признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске о прекращении предоставления Вышедко А.М. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2017 года и возложении обязанности на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске предоставить Вышедко А.М. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 апреля 2017 года по декабрь 2017 года.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Вышедко А.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, путем направления заказной корреспонденции, которая вернулась в адрес суда невостребованной.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района в городе Красноярске – Егорова М.А (по доверенности) в судебном заседании в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать в полном объеме, указывая на то, что у Вышедко А.М. имеется задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 года по 31.03.2017 года, что противоречит ст. 160 ЖК РФ, согласно которой компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Оспариваемые прокурором Октябрьского района г. Красноярска решения управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о приостановлении и прекращении предоставления Вышедко А.М. дополнительных мер социальной поддержки не противоречат федеральному законодательству, предусматривающему, что наличие документа о задолженности (либо отсутствии задолженности) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является необходимым условием предоставления субсидии.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
В судебном заседании установлено, что Вышедко А.М. является инвалидом Х группы, инвалидность ей установлена с 06 сентября 2015 года бессрочно (л.д. 26).
Вышедко А.М. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Х (л.д. 27).
Согласно сведениям ответчика, в период с 01 сентября 2014 по 01 апреля 2017 года Вышедко А.М. пользовалась мерами социальной поддержки.
Также судом установлено, что выплата субсидии Вышедко А.М. была приостановлена с 01 апреля 2017 года в связи с наличием задолженности по оплате услуги «взнос на капитальный ремонт» за период с 01 сентября 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 1 687 рубля 56 коп.
В связи с непогашением указанной задолженности в течении одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) выплата субсидий Вышедко А.М. была прекращена с 01 мая 2017 года, о чем последней было направлено уведомление от 15 мая 2017 года № 1325 (л.д. 11-12).
Разрешая спор по существу, с учетом установленных обстоятельств и анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что приостановление предоставления Вышедко А.М. на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с 01 мая 2017 года в связи с наличием у нее задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
В связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», наличие у Вышедко А.М. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, поскольку предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, приходит к выводу, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 01 мая 2017 года.
При этом, суд не может принять во внимание возражения ответчика о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.
Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, поскольку действующим законодательством предусмотрена процедура приостановления выплаты меры социальной поддержки в случае образования задолженности, факт возникновения которой установлен в судебном заседании и подтвержден обеими сторонами, тогда как законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки не имеет, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах Вышедко Александры Михайловны к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решений незаконными, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления Вышедко Александре Михайловне субсидий на оплату жилищно- коммунальных услуг с 01 мая 2017 года.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске произвести начислении и выплату субсидии на жилищно-коммунальных услуг Вышедко Александре Михайловне с 01 мая 2017 года.
В удовлетворении остальных требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: Кравченко О.Е.