Дело № 2 – 849/2019; УИД № 42RS0010-01-2019-000854-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего – судьи Смирновой Т.Ю.,
при секретаре Черепановой Е.В.,
с участием представителя истца Коробовой Н.И., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности № от 05 сентября 2016 года, зарегистрированной в реестре нотариуса за №, сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
13 мая 2019 года
гражданское дело по иску Мамезерова Игоря Александровича к администрации Киселёвского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Мамезеров И.А. обратился в суд с иском к ответчику администрации Киселёвского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости.
Иск мотивирует тем, что 16 ноября 2017 года Киселёвским городским судом Кемеровской области было вынесено судебное решение, согласно которому суд признал право собственности за истцом на нежилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 729,4 кв.м.
После чего, при проведении кадастровых работ кадастровым инженером выяснились следующие обстоятельства, которые не могли быть известны заявителю ранее.
До реконструкции нежилого помещения, право собственности на которое было признано решением суда от 16 ноября 2017 года, имело площадь 361,9 кв.м, с кадастровым номером №, и именно это нежилое помещение № было реконструировано истцом до площади 729,4 кв.м.
Именно нежилое помещение № расположено на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>.
Нежилое помещение № с кадастровым номером №, площадью 365,8 кв.м, расположено на ином земельном участке с кадастровым номером №, не принадлежащем истцу.
То есть нежилое помещение № с кадастровым номером № не имеет никакого отношения к реконструированному Мамезеровым И.А. объекту недвижимости до площади 729,4 кв.м.
Вышеуказанные обстоятельства выяснились лишь при детальном сопоставлении сведений из ЕГРН о вышеуказанных нежилых помещениях № и № и нежилых зданий, в которых они расположены (родительских объектах), при изготовлении кадастровым инженером технических планов на нежилое помещение и его родительское нежилое здание.
Данные обстоятельства не могли быть известны ни истцу, ни его представителю ранее, поскольку в сведениях из ЕГРН отсутствует информация о координатах характерных угловых – поворотных точек нежилых помещений № и №, а также их родительских зданий, в которых они находятся.
В связи с чем, учитывая то обстоятельство, что нежилые помещения № и № находятся по одному адресу и схожи по своей площади, невозможно было ранее идентифицировать реконструированное нежилое помещение относительно первичной площади и правоустанавливающего документа.
О данном обстоятельстве истец узнал лишь после получения заключения кадастрового инженера от 20 ноября 2018 года.
Исходя из данного заключения кадастрового инженера следует, что подготовить технических план на реконструированное нежилое помещение общей площадью 729,4 кв.м для регистрации права собственности не представляется возможным до вынесения судом судебного акта, исключающего информацию о нежилом помещении №.
Соответственно, решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2017 года не исполнимо.
В связи с изложенным истец Мамезеров И.А. просит признать за ним право собственности на нежилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 729,4 кв.м.
Истец Мамезеров И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, путём направления смс-уведомления, представил в суд заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности.
Представитель истца Коробова Н.И. в судебном заседании исковые требования Мамезерова И.А. поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Киселёвского городского округа, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, о наличии уважительных причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не просил, возражений по иску не представил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действующее земельное законодательство (статьи 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации) регламентирует возможность владения и пользования земельными участками на праве собственности, на праве аренды, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве безвозмездного срочного пользования и на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
По смыслу норм, содержащихся в статьях 40 - 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пользователь земельного участка вправе возводить на нём жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определённом судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частями 1, 2, 4, 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утверждёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
По смыслу приведённых норм отсутствие разрешения на реконструкцию, проведение лицом реконструкции с отступлением от технических норм не влечёт необходимости сноса постройки, если сохранение постройки в реконструированном виде не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан.
Указанная правовая позиции отражена в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В постановлении обращается внимание на необходимость выяснения при рассмотрении споров, нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, создаёт ли постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом допущенное при строительстве объекта нарушение градостроительных и строительных норм и правил должно иметь существенный характер.
Как было установлено в судебном заседании, Мамезеров И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1698+/-14,42 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 17 мая 2017 года (л.д. 46-48).
На указанном земельном участке находится нежилое помещение с кадастровым номером №, площадь которого составляла 361,9 кв. м, принадлежащее на праве собственности Мамезерову И.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14 июня 2016 года (л.д. 12).
Согласно техническому паспорту от 22.03.2017 года в результате проведённой реконструкции площадь нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение №, коим является гараж – склад, изменилась и составляет 729,4 кв. м (л.д. 41-45).
12 апреля 2019 года Мамезеров И.А. обратился в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Киселёвского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод реконструированного нежилого помещения в эксплуатацию, в чём ему было отказано в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51, частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 78-79, 80, 81, 82).
Как следует из заключения технического обследования № строительных конструкций нежилого помещения гаража-склада по адресу: <адрес>, составленного ООО «Ампир», в процессе технического обследования состояния строительных конструкций данного нежилого помещения было установлено, что дефектов строительных конструкций не выявлено. Строительные конструкции нежилого помещения находятся в работоспособном состоянии. Конструкции нежилого помещения соответствуют требованиям пожарных норм, государственных правил и стандартов. Здание нежилого помещения пригодно к эксплуатации по целевому назначению, не нарушает права и интересы граждан, и не создаёт угрозу их жизни и здоровью. Дальнейшая безаварийная эксплуатация строительных конструкций нежилого помещения возможна после выполнения окраски антикоррозийными составами стальных конструкций. Конструкции нежилого помещения соответствует требованиям нормативной документации, отступлений не выявлено (л.д. 49-75).
О том, что окраска антикоррозийными составами стальных конструкций была выполнена, свидетельствует акт осмотра металлических конструкций помещения <адрес> от 09.11.2017 года, составленный директором ООО «Ампир» Х.С.А., Мамезеровым И.А. и Б.О.С. (л.д. 77).
Из градостроительного заключения от 07.06.2017 года следует, что границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, земельный участок находится в зоне производственного и коммунально-складского назначения, в которой допускается размещение нежилых помещений – гаражей и складов.
Максимальный процент застройки, а также размеры земельного участка СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» соблюдены. Расстояние до жилых домов - не менее 50 метров соблюдено.
По задней меже участок граничит с земельным участком с кадастровым номером № под здание цеха раскройки. По левой меже земельный участок граничит с земельным участком: с кадастровым номером № под размещение промышленных объектов. По правой меже и с фасадной стороны от участка расположена земля единого «землепользования объектов производственного назначения с кадастровым номером №. Въезд на участок осуществляется через главные ворота. Участок благоустроен и заасфальтирован.
Использование земельного участка по <адрес>, с кадастровым номером №, соответствует установленным градостроительным регламентам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 76).
Таким образом, несмотря на то, что работы по реконструкции нежилого помещения были выполнены Мамезеровым И.А. самовольно, фактов нарушения истцом прав и законных интересов граждан, либо создания угрозы их жизни или здоровью, в судебном заседании установлено не было.
В связи с чем суд считает возможным сохранить нежилое помещение гараж – склад, общей площадью 729,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Учитывая тот факт, что после реконструкции общая площадь нежилого помещения гаража - склада, расположенного по адресу: <адрес>, изменилась и составляет 729,4 кв.м, суд считает возможным признать за истцом право собственности на указанное нежилое помещение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Мамезеровым Игорем Александровичем право собственности на нежилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 729,4 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: Т.Ю. Смирнова
Решение в законную силу не вступило
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке