№ 3/2-87/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Волгоград 24 августа 2017 г.
Судья Волгоградского областного суда Клочков А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Яицкой Е.Н., с участием помощника прокурора г.Волжского Волгоградской области Синенко Н.С., следователя СО № 1 СУ УМВД России по г. Волгограду Феофанова Д.В. (далее – следователь), обвиняемого Золотарёва О.О., защитника-адвоката Таланина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство следователя по особо важным делам СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Лозового О.Г. о продлении срока содержания под стражей
Золотарёва О.О., <.......>
<.......>,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.163 УК РФ (10 эпизодов),
установил:
как следует из ходатайства следователя по особо важным делам СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Лозового О.Г. и представленных суду материалов, уголовное дело № <...> возбуждено органом предварительного расследования 28 марта 2016 г. в отношении Д.Р.С., М.А.М., Н.А.С., Г.Т.В. и неизвестных лиц по пп. «а», «в» ч.2 ст.163 УК РФ (л.д.17-18).
В последующем данное уголовное дело соединено в одно производство с другими уголовными делами.
31 марта 2016 г. Золотарёв О.О. задержан в порядке ст.91 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.163 УК РФ (л.д.113-116).
2 апреля 2016 г. в отношении него судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (л.д.121-122).
Срок содержания под стражей обвиняемому Золотарёву О.О. продлевался Волжским городским судом Волгоградской области 20 мая 2016 г. (л.д.123-130), Центральным районным судом г. Волгограда – 23 сентября (л.д.131-134), 19 декабря 2016 г. (л.д.135-137), Волгоградским областным судом – 9 марта 2017 г. (л.д.138-142), Волжским городским судом Волгоградской области – 29 июня 2017 г., т.е. до 29 августа 2017 г. (л.д.106-111).
1 марта 2017 г. Золотарёву О.О. предъявлено обвинение в совершении 10 преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.163 УК РФ (л.д.148-159).
25 апреля 2017 г. уголовное дело поступило на рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области и 21 июля 2017 г. согласно постановлению от 29 июня 2017 г. возвращено прокурору области для устранения препятствий его рассмотрения судом, а именно для надлежащего перевода обвинительного заключения на <.......> язык.
На основании постановления от 31 июля 2017 г. срок предварительного следствия по уголовному делу продлён заместителем начальника Следственного департамента МВД России до 15 месяцев 23 суток, т.е. до 25 октября 2017 г. (л.д.6-16).
Следователь с согласия руководителя следственного органа – начальника ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области возбудил перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Золотарёва О.О. на 1 месяц 25 суток, а всего до 15 месяцев 27 суток, т.е. до 25 октября 2017 г. включительно, мотивировав своё обращение исключительным случаем – необходимостью перевода обвинительного заключения по 20 эпизодам преступной деятельности организованной преступной группы, действовавшей на территории Волгоградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, состоящего более чем из 1500 л., с русского языка на <.......> язык.
Кроме того, необходимо ознакомить <.......> обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела; составить новое обвинительное заключение в отношении <.......> лиц; направить дело прокурору в порядке ст.220 УПК РФ, а затем в суд с соблюдением заблаговременного и достаточного срока в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений УПК РФ.
Также следователь в ходатайстве указал, что оснований для изменения или отмены ранее избранной Золотарёву О.О. меры пресечения в виде заключения под стражу не имеется, поскольку он обвиняется в совершении <.......> особо тяжких преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, за каждое из которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.Обвиняемый, находясь на свободе, имея непогашенную судимость, с целью избежать ответственности за совершённые преступления, может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, так как на момент задержания являлся неработающим, или иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу, поскольку, не признавая вины в инкриминируемых деяниях, с целью изменения показаний потерпевших и свидетелей может оказать воздействие на последних.
В судебном заседании следователь и прокурор поддержали доводы заявленного ходатайства.
Защитник возражал против продления срока содержания под стражей, просил в удовлетворении ходатайства следователя отказать, изменить меру пресечения Золотарёву на иную, не связанную с лишением свободы, поскольку последний не намерен скрываться от органа предварительного следствия, продолжать заниматься преступной деятельностью. На иждивении у его подзащитного имеется малолетний ребёнок, кроме того, имелось постоянное место жительства на территории Волгоградской области. По данному уголовному делу следствие окончено, все доказательства собраны, процессуально оформлены и закреплены в связи с чем обвиняемый не намерен и не сможет оказать давление на свидетелей и потерпевших.
Обвиняемый Золотарёв поддержал доводы, изложенные защитником.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше трёх лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
В соответствии с чч.1-3 ст.109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлён на срок до 6 месяцев; дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьёй того же суда по ходатайству следователя до 12 месяцев; срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлён лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьёй суда, указанного в ч.3 ст.31 УПК РФ, по ходатайству следователя, внесённому с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 18 месяцев.
Согласно ч.5 ст.109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного чч.2-3 настоящей статьи.
Как следует из ч.7 ст.109 УПК РФ, в случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее, чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части третьей статьи 31 УПК РФ, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.
Согласно ст.110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97 и 99 УПК РФ. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжёлого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования.
Как следует из представленных материалов, 23 августа 2017 г. оконченное расследованием уголовное дело предъявлено обвиняемому Г.Т.В., его защитнику Кабишеву А.В., обвиняемому Р.Е.А., его защитнику Левину М.В. для ознакомления.
Ознакомление с материалами уголовного дела иных обвиняемых продолжается. Кроме того, в течение заявленного срока необходимо завершить выполнение требований ст.217 УПК РФ, составить обвинительное заключение, перевести его на <.......> язык для обвиняемых Д. и М., направить уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения, а затем – в суд, с соблюдением достаточного срока для выполнения требований ч.1 ст.221 и ч.3 ст.227 УПК РФ прокурором и судьёй соответственно.
В представленных материалах имеются данные, свидетельствующие об обоснованности обвинения Золотарёва О.О. в причастности к совершению инкриминируемых деяний, в частности, показания потерпевшего З.Р.А. от 1 июня 2016 г. (л.д.87-89), обвиняемого А.В.Ш. от 30 декабря 2016 г. (л.д.90-102).
Суд учитывает личность обвиняемого Золотарёва О.О., который на наркологическом и психоневрологическом учёте не состоит, является гражданином Российской Федерации, проживал на территории Волгоградской области, его возраст, семейное положение, наличие на иждивении малолетнего ребёнка, состояние здоровья, род занятий, положительные характеристики, вместе с тем он обвиняется в совершении 10 особо тяжких преступлений, наказание за каждое из которых предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, при этом обстоятельства, учитывавшиеся судьями при избрании и дальнейшем продлении меры пресечения в виде заключения под стражу, не изменились и не отпали, в связи с чем у суда имеются основания полагать, что, находясь на свободе, опасаясь уголовной ответственности за содеянное, обвиняемый может скрыться от органов следствия и суда.
По результатам рассмотрения постановления в условиях состязательности сторон на основе исследования конкретных обстоятельств уголовного дела судом установлена достаточность фактических и правовых оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ, для дальнейшего применения в отношении Золотарёва О.О. меры пресечения в виде заключения под стражу, а также отсутствие оснований для изменения ему в настоящее время меры пресечения на иную, более мягкую, в том числе домашний арест, подписку о невыезде и надлежащем поведении, или её отмены.
Наряду с этим, суд исходит из того, что продление Золотарёву О.О. срока содержания под стражей не будет нарушать принципа разумной необходимости в ограничении права обвиняемого на свободу, норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и международного права, и полностью соответствует требованиям ч.3 ст.55 Конституции РФ, предусматривающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан.
Также права обвиняемого не нарушаются законоположениями, не устанавливающими конкретную продолжительность срока содержания обвиняемого под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела, допуская возможность определения этого срока в зависимости от обстоятельств уголовного дела, поскольку закон не допускает ограничения обвиняемого и его защитника во времени, необходимом для такого ознакомления.
Медицинские противопоказания для дальнейшего содержания Золотарёва О.О. под стражей отсутствуют.
Судья полагает обоснованными доводы органа предварительного расследования об особой сложности расследования уголовного дела, объём которого составляет <.......> томов, связанной с выявлением и пресечением деятельности организованной преступной группы из <.......> лиц, обвиняемых в совершении, в том числе особо тяжких преступлений, с выполнением большого объёма следственных и процессуальных действий на территории Волгоградской области.
Поскольку срок содержания под стражей Золотарёва О.О. подлежит исчислению с 31 марта 2016 г. (даты задержания), с 25 апреля по 20 июля 2017 г. дело в отношении него рассматривалось судом, датой окончания срока его содержания под стражей с учётом 1 месяца 15 суток, заявленных в ходатайстве следователя, является 24 октября 2017 г.
Кроме того, судья учитывает, что все обвиняемые ознакомились с письменными материалами дела до направления в Волжский городской суд Волгоградской области, к ознакомлению им должны быть предъявлены материалы дела, полученные после возвращения уголовного дела прокурору.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 7 октября 2014 г. №2162-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карабулина Е.В. на нарушение его конституционных прав положениями чч.3-7 и 9 ст.109 УПК РФ», по смыслу ч.3 ст.237 УПК РФ во взаимосвязи со ст.61 УПК РФ следователь, решая на данной стадии расследования вопрос о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, обязан руководствоваться необходимостью обеспечения права на ознакомление с новыми для него, не фигурировавшими ранее в деле материалами (т.е. с теми, которые получены после возвращения прокурору уголовного дела и с которыми он ещё не знакомился). Таким образом, срок, на который продлевается мера пресечения, обуславливается потребностью обвиняемого в обращении к материалам дела, с которыми он знакомился до направления дела прокурору, с учётом общей продолжительности нахождения лица под стражей, которая не должна превышать разумных сроков.
Принимая во внимание объём уголовного дела, запланированные процессуальные действия, а именно: составление нового обвинительного заключения, дополнив эпизоды в отношении лица, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, судья считает возможным при надлежащей организации и интенсивности предварительного расследования не только завершить ознакомление участников судопроизводства с материалами дела, но и принять итоговое решение, составить обвинительное заключение, перевести его текст на <.......> язык и передать дело прокурору, а в последующем – в суд, поскольку непрерывное содержание под стражей Золотарёва соответствует интересам общества и требованию защиты публичного интереса, несмотря на презумпцию невиновности, и перевешивает требование уважения личной свободы.
При возбуждении ходатайства следователем соблюдены нормы уголовно-процессуального закона, регламентирующие порядок продления срока содержания обвиняемого под стражей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.108, 109 УПК РФ,
постановил:
ходатайство следователя по особо важным делам СЧ ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области Лозового О.Г. о продлении срока содержания под стражей Золотарёва О.О. удовлетворить частично.
Продлить срок содержания под стражей обвиняемого Золотарёва О.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на 1 (один) месяц 10 (десять) суток, а всего до 15(пятнадцати) месяцев 13 (тринадцати) суток, т.е. до 9 октября 2017 г.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Волгоградского областного суда в течение 3 суток со дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы обвиняемый вправе ходатайствовать о своём участии в её рассмотрении судом апелляционной инстанции, в том числе путём использования систем видеоконференц-связи, о чём он должен указать в жалобе.
Судья