Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-206/2019 от 26.03.2019

                                 Дело №2а-1-206/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лунёвой Т.А.

при секретаре Азеевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области

24 мая 2019 года,

дело по административному иску Кировского районного отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» к Управлению Минюста России по Калужской области о признании незаконным предупреждения от 23.11.2018 года ,

у с т а н о в и л:

7 февраля 2019 года Кировское районное отделение Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» обратилось в суд с административным иском к Управлению Минюста России по Калужской области, в котором указало, что ответчиком вынесено письменное предупреждение в адрес истца от 23.11.2018 года о нарушении законодательства Российской Федерации. Указанное предупреждение считают незаконным, указывая, что в силу ст.21 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон №82-ФЗ) истец действует на основании Устава Калужской областной общественной     организации охотников и рыболовов, отделением которого оно является. К компетенции ответчика отнесено осуществление контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям, которые перечислены в п.2.1 Устава. В оспариваемом предупреждении отсутствуют какие-либо доказательства несоответствия деятельности истца уставным целям, указанным в п.2.1. Устава. Согласно оспариваемому предупреждению, истцом нарушен Закон только на том основании, что он осуществляет охотхозяйственную деятельность на территории Куйбышевского района Калужской области. Однако данный вид деятельности является ключевой уставной целью данного общественного объединения и соответствует Уставу, что также подтверждается охотхозяйственным соглашением от 07.11.2017 года , заключенным сроком на 49 лет, которым предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий Куйбышевского района. В соответствии с пунктом 3 Административного регламента, утв.приказом Минюста РФ от 30.12.2011 года №456, предметом государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами) является соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений уставным целям. Несоответствий деятельности Кировского районного отделения уставным целям не выявлено. Оспариваемое предупреждение вынесено за рамками полномочий территориального органа. Кроме того, истец не является местным общественным объединением, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации, выданном Управлением 30.08.2016 года, зарегистрировано Кировское районное отделение Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз», то есть из наименования не следует, что Кировское районное отделение является местным. Пунктом 1.6 Устава предусмотрено, что территориальной сферой деятельности общества является Калужская область, где в соответствии с действующим законодательством созданы структурные подразделения – отделения, филиалы, представительства. Ссылаясь на положения пунктов 2.2., 7.1 Устава, ст.14 ФЗ №82-ФЗ, истец просит признать незаконным предупреждение Управления Минюста России по Калужской области от 23.11.2018 года и обязать административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца.

Определением Калужского районного суда от 06.03.2019 года рассмотрение дела передано для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд Калужской области.

Определением суда от 15 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского хозяйства Калужской области (л.д.178).

Определением суда от 24 мая 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Якушев В.Е.

В судебном заседании представители истца: председатель Майоров И.И., адвокат Северин М.С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить. В обоснование иска представили доводы, изложенные в исковом заявлении. Адвокат Северин М.С. также пояснил, что ответчик вышел за пределы полномочий, предусмотренных ст.38 ФЗ «Об общественных объединениях». Истец является юридическим лицом, но в силу ст.21 указанного Федерального закона №82-ФЗ не принимал свой Устав, а действует на основании Устава Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз», сфера деятельности которой определена – Калужская область. Истцом с 2006 года осуществляется уставная деятельность в соответствии с долгосрочной лицензией в пределах двух районов: Кировского и Куйбышевского районов.

Представитель административного ответчика – Управления Минюста Калужской области по доверенности Фалеева М.М. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что на основании жалобы, поданной в Управление Минюста Калужской области бывшим директором Кировского ОРХ (ныне - Кировское районное отделение Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз»), Ворон В.И. По его жалобе была проведена проверка, в результате которой установлено, что деятельность административного истца осуществляется не только на территории Кировского района Калужской области, что является нарушением ч.5 ст.14 Федерального закона №82-ФЗ. Расторжение охотхозяйственного соглашения не является единственным способом устранения нарушения, выявленного в ходе проведенной проверки. Общественная организация (истец) вправе выйти из состава Калужской областной общественной организации и зарегистрироваться в качестве региональной общественной организации. Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 года №64, несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан является грубым нарушением действующего законодательства – ч.5 ст.14 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Заинтересованное лицо Якушев В.Е. в судебном заседании доводы представителей административного истца поддержал, просил иск удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц: Министерство сельского хозяйства Калужской области, Калужская областная общественная организация охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз», Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов, Уполномоченный по правам человека в Калужской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д.253).

В предыдущем судебном заседании от 20.05.2019 года представитель Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» - председатель Вишневский М.Г. исковые требования просил удовлетворить, пояснив, что в соответствии с заключенным охотсоглашением люди получили право на охоту, это благо для государства, поскольку их организация осуществляет контроль за животным миром, их охраной, они несут расходы на содержание охотничьих угодий, у них есть в штате егеря, председатели первичных организаций, недавно появился инспектор за деятельностью охотников. У государства нет денежных средств на содержание охотничьих угодий. Поэтому, если охотничьи угодья станут общедоступными это не будет соответствовать ни интересам государства, ни интересам большого количества охотников.

В предыдущем судебном заседании от 15.04.2019 года уполномоченный по правам человека Никифоров В.В. пояснил, что считает исковые требования обоснованными, а вынесенное ответчиком предупреждение незаконным. В данном случае затронуты права более 500 человек. Истец не имеет своего Устава, его нельзя считать местной общественной организацией. Все имущество принадлежит областной организации, а своего имущества у Кировской и Куйбышевской организации нет (л.д.176-178).

Суд, выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица Якушева В.Е., исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 30.08.2016 года, Кировское районное отделение Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.14).

Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что деятельность административного истца осуществляется на основании Устава региональной общественной организации - Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз», что соответствует требования абз.10 ст.21 Федерального закона №82-ФЗ (л.д.15-34).

Из пункта 7.1 Устава Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» следует, что структуру организации осуществляют его отделения, являющиеся обособленными структурными подразделениями – районные общества охотников и рыболовов, расположенные в административных районах Калужской области, которые являются юридическими лицами или без образования юридического лица и создаются в соответствии с действующим законодательством (л.д.28).

Судом установлено, что 23 ноября 2018 года Управлением Министерства юстиции по Калужской области в адрес административного истца вынесено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации, из которого следует, что в нарушение ч.5 ст.14 Федерального закона №82-ФЗ организация осуществляет деятельность за пределами Кировского муниципального района (л.д.8,9).

Факт осуществления деятельности административным истцом на территории Куйбышевского района не оспаривался и подтверждается охотхозяйственным соглашением от 07.11.2017 года, заключенным между административным истцом и министерством сельского хозяйства Калужской области, предметом которого является предоставление в аренду истцу земельных и лесных участков и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на территории Куйбышевского района (п.1.1., п.2.1.1) (л.д.35-51).

Право каждого на объединение, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1 (часть 1), 2, 13, 17 (часть 1) и 29 (части 1 и 3), относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии. Гарантируя каждому право на объединение, Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядок реализации этого права.

Кроме того, право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений не являются абсолютными и в соответствии со статьями 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Доводы представителей истца, представленные ими в обоснование исковых требований, суд находит необоснованными, поскольку:

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №82-ФЗ, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Такой организационно-правовой формы как отделение общественной организации вышеуказанной правовой нормой не предусмотрено.

В силу статьи 14 Федерального закона №82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона №82-ФЗ под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Из содержания указанной правовой нормы следует, что деятельность местного отделения общественной организации может осуществляться только на территории одного муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона №82-ФЗ территориальная сфера деятельности общественного объединения подлежит указанию в его наименовании.

Наличие в наименовании административного истца слов «Кировское районное отделение» является указанием на территориальную сферу его деятельности и свидетельствует о том, что территориальной сферой деятельности истца является Кировский муниципальный район Калужской области.

Тот факт, что истец осуществляет свою деятельность на основании Устава региональной общественной организации - Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз» не является основанием для отнесения истца к категории - региональная общественная организация и не дает право на осуществление деятельности на территории всей Калужской области.

Установленный в статье 38 Федерального закона №82-ФЗ, а также в статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» порядок осуществления деятельности некоммерческих организаций (общественных объединений) и контроля за этой деятельностью со стороны уполномоченных органов, в том числе в части предоставления им права на внесение предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации, направлен на реализацию названных положений Конституции Российской Федерации, а также на поддержание конституционного порядка и обеспечение законности деятельности указанных организаций и объединений, в том числе на момент осуществления проверки деятельности организаций.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 года №705 (далее - Положение), государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами, выносить письменное предупреждение представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца.

Пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона №82-ФЗ также предусмотрено право Минюста России и его территориальных органов в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Таким образом, Минюст России и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения общественным объединением законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона №82-ФЗ, вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предупреждение вынесено административным ответчиком обоснованно и в рамках полномочий, предоставленных ответчику федеральным законом. В связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 177 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 23.11.2018 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2019 ░░░░

2а-206/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Росохотрыболовсоюз
Ответчики
Управление Минюста России по Калужской области
Другие
министерство сельского хозяйства
Суд
Кировский районный суд Калужской области
Судья
Лунева Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
kirovsky--klg.sudrf.ru
26.03.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.03.2019Передача материалов судье
28.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2019Судебное заседание
14.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2019Дело оформлено
14.10.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее