Дело № 2-544/2014
Решение
Именем Российской Федерации
п. Тюльган 11 сентября 2014 г.
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Сычева А.П.,
при секретаре Семещенко Н.В.,
с участием представителя истца Агеева В.А.,
ответчика Сидорова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Октябрьский» к Сидорову А.А. и Сидорову С.А. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного оружия,
Установил:
МОМВД России «Октябрьский» обратились в суд с иском к Сидорову А.А. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного оружия. В своем заявлении указали, что в <данные изъяты> находятся охотничьи ружья марки: <данные изъяты>, которые были изъяты 27.10.2012 г. в связи со смертью их владельца С.А.К. ДД.ММ.ГГГГ Наследником имущества С.А.К. является сын – ответчик Сидоров А.А.
05.05.2014 г., 09.06.2014 г. в адрес ответчика были направлены уведомления о предоставлении в ОП МОМВД России «Октябрьский» документов, необходимых для получения разрешения на право хранения или ношения оружия. Ответчиком никаких мер для получения разрешения предпринято не было. Отказ от ответчика в ОП МОМВД России «Октябрьский» также не поступал.
Просят суд прекратить право собственности С.А.К. на огнестрельное охотничье оружие марки: <данные изъяты>; реализовать указанное оружие, по согласованию с ответчиком Сидоровым А.А., перерегистрировать на лицо, которому в установленном законом порядке выдана лицензия на приобретение гражданского огнестрельного оружия, либо реализовать через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов г. Оренбурга огнестрельное охотничье оружие марки: <данные изъяты>, с передачей ответчику вырученной от продажи оружия суммы, за вычетом затрат, связанных с отчуждением (реализацией) оружия.
Определением Тюльганского районного суда от 14.08.2014 г. по гражданскому делу в качестве соответчика привлечен Сидоров С.А.
В судебном заседании представитель истца Агеев В.А. заявленные требования поддержал.
Ответчики Сидоров А.А., Сидоров С.А., обратились в суд с заявлением, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признают.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1180 ГК РФ принадлежащее наследодателю оружие входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных законом.
После оформления прав на наследственное имущество к наследнику переходит право собственности на оружие, что дает право на обращение в органы внутренних дел с заявлением о выдаче разрешения на право хранения и ношения оружия.
Согласно сообщению нотариуса <данные изъяты> от 13.08.2014 г., свидетельство о праве на наследство на огнестрельное охотничье ружье марки <данные изъяты> никто не получал. Свидетельство о праве собственности на вышеуказанное оружие никто не получал.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, предусмотренным законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу ч. 2 ст. 129 ГК РФ и ст.ст. 6, 13 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ ограничены в гражданском обороте, т.е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел. Органы внутренних дел относятся к тем государственным органам, которые осуществляют контроль за оборотом оружия (ст. 28 ФЗ «Об оружии»).
Согласно карточке на владельца оружия от 07.07.2014 г., С.А.К. по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение № с датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ г., действительно до ДД.ММ.ГГГГ на охотничье гладкоствольное <данные изъяты>; по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение № с датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ г., действительно до ДД.ММ.ГГГГ на охотничье гладкоствольное ружье <данные изъяты>
Согласно свидетельству о смерти, С.А.К. умер ДД.ММ.ГГГГ г.
Рапортами инспектора ЛРР отдела полиции МОМВД России «Октябрьский», протоколами изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему, корешками квитанций на принятое оружие подтверждается, что 27.10.2012 г. по адресу: <адрес> были изъяты у Сидорова А.А.: огнестрельное охотничье оружие <данные изъяты>. Данное оружие изъято в связи со смертью его владельца С.А.К.
Информация о том, что в <адрес> с 27.10.2012 г. хранится огнестрельное охотничье оружие, принадлежавшее С.А.К., и необходимости решить вопрос о праве наследования на данное оружие либо отказе от него была доведена до сведения Сидорова А.А. 08.05.2014 г. и 09.06.2014 г.
Однако ответчиками никаких мер, направленных на получение разрешения на право хранения и ношения оружия, предпринято не было, несмотря на то, что со дня смерти С.А.К. прошел 1 год 10 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Октябрьский» к Сидорову А.А. и Сидорову С.А. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного оружия - удовлетворить.
Прекратить право собственности Сидорова А.К. на огнестрельное охотничье оружие марки: <данные изъяты>
Подразделению лицензионно-разрешительной работы отдела полиции (место дислокации п. Тюльган) МОМВД России «Октябрьский» по согласованию с Сидоровым А.А. и Сидоровым С.А. перерегистрировать на лицо, которому в установленном законом порядке выдана лицензия на приобретение гражданского огнестрельного оружия, либо реализовать через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов г. Оренбурга огнестрельное охотничье оружие марки: <данные изъяты>, с передачей Сидорову А.А. и Сидорову С.А. вырученной от продажи оружия суммы, за вычетом затрат, связанных с отчуждением (реализацией) оружия.
Взыскать с Сидорова А.А. и Сидорова С.А. солидарно в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья А.П. Сычев