Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1620/2011 ~ М-1386/2011 от 19.05.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре Тулановой И.Н.,

с участием:

истцов Егорова А.И., Егоровой Л.Ф.,

представителя ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара – Билецкой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоров А.И., Егорова Л.Ф. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании заключить договор мены жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Егоров А.И., Л.Ф. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании заключить договор мены жилых помещений.

Истцы указали, что они является собственниками <адрес>

Указанный многоквартирный дом включен в областную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Самарской области», утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с заключением межведомственной комиссии г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В нарушение жилищных прав истца ответчик не предоставляет ему другое жилое помещение в связи с аварийностью дома, в котором он проживает.

Между тем, в целях реализации Программы и отселения граждан из аварийного жилья в <адрес>, пер. Сиреневый были построены и переданы в муниципальную собственность многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения для предоставления истцу взамен аварийного.

Истец просил суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с ним договор мены жилых помещений: жилого помещения по адресу <адрес>, в котором они проживают и который признан аварийным, на жилое помещение по адресу <адрес>

В судебном заседании истцы поддержали иск по изложенным в нем основаниям, суду пояснили, что аварийным признан не весь многоквартирный дом, а только жилая комната, в которой они проживают. По вопросу переселения из аварийного жилого помещения они обращались в Департамент управления имуществом г.о. Самары. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара сообщил им о том, что дом признан аварийным, включен в областную адресную программу, истцам предложено для переселения жилое помещение по адресу: <адрес> истцы осмотрели предложенное им жилое помещение и согласны переселиться в него. Просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Билецкая М.В. оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснила, что жилое помещение, в котором проживают истцы, не признано аварийным в установленном законом порядке, поскольку органом местного самоуправления не издано распоряжение по результатам работы межведомственной комиссии. Кроме того, заключение межведомственной комиссии не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, поскольку в нем отсутствует решение о сносе или реконструкции жилого дома. Межведомственная комиссия в заключении от ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о признании непригодным для проживания всего многоквартирного дома по адресу <адрес>, а не жилой комнаты, принадлежащей истцам.

Представитель третьего лица – Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, что подтверждается обратным почтовым уведомлением, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от истцы являются собственником <адрес>

Указанной доле соответствует жилое помещение, <данные изъяты>., что не оспаривается сторонами, подтверждается справкой паспортной службы <данные изъяты>

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения дома по адресу: <адрес>, литера АА1, признаны непригодными для проживания, (л.д. <данные изъяты>).

Департамент управления имуществом г.о. Самара предложил истцам для переселения из занимаемой ими жилой комнаты квартиру, <адрес>

Истцы согласны вселиться в указанное жилое помещение.

Между тем, согласно письму Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ препятствием для вселения в предложенное истцам жилое помещение является отсутствие распорядительного документа органа местного самоуправления о признании жилых помещений аварийными, о сносе или реконструкции дома.

Из указанного письма также следует, что жилые помещения в многоквартирном доме по <адрес>, литера АА1 в <адрес> признаны непригодными для проживания и включены в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории самарской области», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , (л.д. <данные изъяты>).

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара указанные обстоятельства не оспаривает.

Возражения ответчика в той части, что жилые помещения в <адрес> в <адрес>, не признаны подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с установленным законом порядком, суд считает обоснованными.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает:

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, Сформированном комиссией).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению , (п. 48 Положения).

На основании заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, (п. 49 Положения).

Согласно пункту 4.10. Положения о межведомственной комиссии г.о. Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Главы г.о. Самара от 18.02.2008 года № 107, на основании заключения межведомственной комиссии первый заместитель Главы городского округа Самара, курирующий вопросы строительства, социальной сферы, потребительского рынка и услуг, в течение одного месяца со дня получения заключения Комиссии принимает соответствующее решение и издает распоряжение в соответствиис Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

До настоящего времени органом местного самоуправления не принято решение и не издано распоряжение о дальнейшем использовании жилого дома и жилых помещений, признанных межведомственной комиссией непригодными для проживания, о сносе, реконструкции или о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В самом заключении межведомственной комиссии отсутствует решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Отсутствие распоряжения органа местного самоуправления свидетельствует о том, что жилой дом по адресу <адрес>, литера АА1 не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, довод истцов о том, что жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: <адрес> литера АА1, непригодно для проживания и подлежит сносу, несостоятелен.

Требование истца об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара заключить договор мены жилых помещений не основано на законе.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.о. Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 года № 154 (в редакции от 26.06.2008 года) и Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом г.о. Самара наделен Департамент управления имуществом г.о. Самара.

В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог, а также заключать договоры мены.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции с разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 4-9 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ в указанных случаях жилое помещение выкупается у собственника либо ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом стороны должны заключить соглашение о выкупной цене жилого помещении, орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение об изъятии жилого помещения, которое подлежит государственной регистрации.

Учитывая, что жилой дом по <адрес>, литера АА1 не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оснований для применения судом указанных правовых норм в целях понуждения Департамента управления имуществом г.о. Самара к заключению договора мены жилых помещений не имеется.

Кроме того, суд не вправе осуществлять полномочия органа местного самоуправления в области признания жилых помещений аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В связи с изложенным иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Егоров А.И., Егорова Л.Ф. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании заключить договор мены жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-1620/2011 ~ М-1386/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова Л.Ф.
Егоров А.И.
Ответчики
Департамент управления имуществом г. Самара
Другие
Администрация г. Самара
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Антонова Е. В.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
19.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2011Передача материалов судье
23.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.06.2011Предварительное судебное заседание
21.06.2011Судебное заседание
27.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее