Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Красношеиной Л.В., с участием военного прокурора Снесарева А.А., представителя истца Кауровой О.Б., представителя ответчика Жвалюк О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ к Размахниной О. В., Размахнину С. А. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ просит расторгнуть договор № найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между 235 КЭЧ района Сибирского военного округа и Рахмахниной О. В.. Признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>
В судебном заседании представитель истца Каурова О.Б. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила суду, что служебное жилое помещение по адресу <адрес> было предоставлено ответчику Размахниной О.В. на состав семьи 2 человека в связи с прохождением военной службы в войсковой части № и других воинских частях, состоящих на балансе в ГУ 235 КЭЧ района. Приказом командующего войсками Восточного военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ Размахнина О.В. исключена из списков личного состава части по организационно-штатным мероприятиям. В настоящее время состоит на военной службе в <адрес>. Спорное жилое помещение освободить отказывается, несмотря на то, что постоянно проживает и служит в другом регионе. В квартире проживает сын ответчицы Размахнин С.А.. Просила удовлетворить заявленные требования.
Ответчики Размахнина О.В., Размахнин С.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Жвалюк О.М., действующий в интересах Размахниной О.В., и ранее Размахнина О.В. исковые требования не признали. Суду пояснили, что Размахнина О.В. была уволена в ДД.ММ.ГГГГ г. по организационно-штатным мероприятиям. Положениями действующего законодательства не предполагается расторжение жилищного договора с военнослужащими, уволенными досрочно по организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. На момент исключения из списков личного состава части выслуга лет Размахниной О.В. составила календарном исчислении <данные изъяты>. По окончании контракта она намерена вернуться в <адрес>, заявить о нуждаемости и получить жилищное обеспечение в установленной форме. По новому месту службы обеспечение жильем не производится. Размахнина О.В. заявила о пропуске срока исковой давности.
Третьи лица ФГКУ «Востокрегионжилье», Отделение территориальное г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье», Министерство Обороны РФ в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора Снесарева А.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между 235 КЭЧ района Сибирского военного округа и Размахниной О. В. был заключен договор № найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>
Согласно п.2 договора квартира, расположенная по адресу <адрес> была предоставлена ответчику Размахниной О.В. на состав семьи 2 человека в связи с прохождением военной службы в войсковой части № и других воинских частях, состоящих на балансе в ГУ 235 КЭЧ района.
Как следует из справки ООО «ГУЖФ» № ответчики Размахнина О.В. и Размахнин С.А. значатся на регистрационном учете по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Спорная квартира постановлением главы Администрации Октябрьского района № от ДД.ММ.ГГГГ закреплена как служебное жилое помещение 235 КЭЧ района.
Приказом командующего войсками Восточного военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик Размахнина О.В. досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Содержится указание, что служебной жилой площадью обеспечена.
Приказом командующего войсками Восточного военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик Размахнина О.В. исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлена на воинский учет в отдел военного комиссариата Республики Бурятия по Октябрьскому району г. Улан-Удэ. Расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию по состоянию на день исключения из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ составлял в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.
Установлено, что настоящее время Размахнина О.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты>, служебной жилой площадью не обеспечена, денежные средства за поднаем не получает, сын Размахнин С.А. значится в личном деле военнослужащего в графе №, является членов семьи прапорщика Размахниной О.В., что подтверждается предоставленными справками № от ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из послужного списка следует, что начальником секретной части войсковой части № <адрес> Размахнина О.В. служит с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выписка предоставлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Новый контракт сроком на <данные изъяты> был заключен с Размахниной О.В. ДД.ММ.ГГГГ, срок прибытия в воинскую часть установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно рапорта на имя начальника штаба в\ч № Размахнина О.В. просила обратиться с ходатайством перед вышестоящим командованием о предоставлении ей служебного жилья, указав, что служебная квартира по адресу <адрес> будет сдана после предоставления жилья по новому месту службы.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
По правилам абз. 13 п. 1 ст. 15 ФЗ военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Вопросы обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями регламентируются Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 487.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 Положения и подпунктом первым пункта 9 Приложения к нему жилищный договор между военнослужащим и Министерством обороны Российской Федерации расторгается в случаях досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Содержание абзаца второго пункта 5 Положения и подпункта первого пункта 9 Приложения к нему во взаимосвязи с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас.
Таким образом, жилищный договор с Размахниной О.В., уволенной в запас по организационно-штатным мероприятиям, имеющей общую продолжительность военной службы 10 лет и более, не подлежал бы расторжению до момента обеспечения последней жилищной субсидией или жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, по правилам абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ. Сохранение права на служебное жилье, исходя из смысла вышеприведенных норм, предусмотрено только при увольнении военнослужащего указанной льготной категории в запас. В таком случае Размахнина О.В. должна была в установленном порядке заявить о своей нуждаемости, встать на учет нуждающихся в жилищном обеспечении, и была бы вправе проживать в служебном жилье до момента предоставления ей жилищной субсидии либо жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с установленными нормами предоставления.
Размахнина О.В. на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоит, законом предусмотрен заявительный характер обращения, определен порядок, перечень документов, необходимых для постановки на учет.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Размахнина О.В. постоянно проживает в <адрес>, проходит военную службу по контракту, оснований полагать, что она находится в запасе и за ней возможно сохранение права на служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, у суда не имеется.
Последняя подлежит обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Согласно ч. 3 Положения жилищный договор заключается между Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в целях обеспечения их служебными жилыми помещениям.
Согласно п. 4 данного Положения жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащим. При окончании срока действия указанного контракта жилищный договор прекращает свое действие. В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этим военнослужащим новые жилищные договоры. При направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие. До получения служебных жилых помещений по новому месту службы военнослужащим и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
Размахнина О.В. была уволена в запас. К новому месту службы она не направлялась, вопрос о ее переводе не разрешался. Новый контракт был заключен с истицей спустя длительное время (1 <данные изъяты>) на основании ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", как с лицом, пребывающим в запасе.
В этой связи доводы стороны ответчика о том, что при направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие (п. 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 48), основаны не неверном толковании закона.
По мнению суда, истица Размахнина О.В. вправе в установленном порядке заявить по месту прохождения службы в <адрес> о своей нуждаемости в обеспечении жилым помещением. Пункту 4 Положения корреспондирует такая обязанность военнослужащего подать заявление о признании его нуждающимся и о постановке на учет, а также обязанность командования войсковой части обеспечить такого военнослужащего служебным жильем.
Бездействие самой истицы, до настоящего времени не заявившей в установленном порядке о нуждаемости в обеспечении жильем, не влечет сохранение за ней право пользования служебным жилым помещением, находящимся в другом регионе, предназначенном для обеспечения иных военнослужащих, выполняющих государственные задачи в пределах Республики Бурятия.
Согласно пункту 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 487, в случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Из смысла приведенных норм следует, что при расторжении договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим, прекратившим службу, право пользования утрачивают и члены его семьи.
Ответчиком Размахниной О.В. заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В силу ч. 2 ст. 199 ГПК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Оснований для применения срока исковой давности суд не усматривает, поскольку правоотношения сторон по пользованию спорным жилым помещением являются длящимися, ответчики по настоящее время пользуются спорным жилым помещением, в связи с чем следует исходить из положений ст. 208 ГК РФ, согласно которой, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Таким образом, исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Основания для освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предусмотрены ст. 333.36 НК РФ. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, с учетом указанных положений, подлежит взысканию с ответчиков в равных долях государственная пошлина в размере 6000 рублей по требованиям неимущественного характера, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ к Размахниной О. В., Размахнину С. А. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением удовлетворить.
Расторгнуть договор № найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между 235 КЭЧ района Сибирского военного округа и Рахмахниной О. В..
Признать Размахнину О. В., Размахнина С. А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>
Взыскать с Размахниной О. В., Размахнина С. А. в равных долях в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в установленный законом месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова