Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-387/2021 от 20.05.2021

Дело № 12-387/2021

Р Е Ш Е Н И Е

06 августа 2021 года                                                                        г. Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска УР Сентякова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «УДМ-Строй» Дашукаева Т.С. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

        Постановлением от -Дата-, вынесенным начальником Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике, должностное лицо ООО «УДМ-Строй» Дашукаев Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

        Не согласившим с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой, согласно которой просит указанное постановление отменить либо изменить в части назначения наказания, назначив административное наказание в виде предупреждения или уменьшив размер штрафа. Жалоба мотивирована тем, что административным органом не в полном объеме исследованы обстоятельства применения ст.ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ. Заявитель считает, что административным органом не доказано наличие в его действиях состава вменяемого правонарушения, оснований для привлечения к административной ответственности. С учетом имущественного положения Дашукаева Т.С., наличия у него иждивенца, считает, что имеются основания для изменения наказания.

        Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Дашукаев Т.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

            В соответствие со ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие Дашукаева Т.С.

            В ходе рассмотрение дела представитель МРИ ФНС №8 по УР ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы.

            Изучив материалы дела, исследовав обстоятельства дела, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

        Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций.

        Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе, в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

        Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании).

        В соответствии с пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.

        Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства также являются резидентами (пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

        Все остальные физические лица признаются нерезидентами (пп. «а» п. 7 ч.1 ст. 1 указанного Закона).

        Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

        Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

        Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

        Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо ч. 3 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены также Законом о валютном регулировании.

        Работодатель - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

        Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.

        Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в РФ, признается валютной операцией (пп. «а» п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч. 2 ст.14 Закона о валютном регулировании).

        Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

        Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статье 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

        Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

        Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

        Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

        Перечень операций, указанный в ч. 2 ст. 14 закона, является исчерпывающим.

        Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме через кассу не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании список операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках (наличными через кассу организации). Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.

        Такие требования обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.

        Согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения ООО «УДМ-Строй» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, установлены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившиеся в следующем.

        По результатам анализа представленных ООО «УДМ-Строй» справок по форме 2-НДФЛ за 2019 год, а также документов и информации, представленных обществом письмом от -Дата- в ответ на запрос Инспекции от -Дата-, установлено, что в обществе трудоустроены граждане-нерезиденты:

        - ФИО2 на основании срочного трудового договора от -Дата- и срочного трудового договора от -Дата- - на должность слесаря-сантехника;

        - ФИО3 на основании трудового договора от -Дата- - на должность производителя работ;

        - ФИО4 на основании срочного трудового договора от -Дата- и срочного трудового договора от -Дата- - на должность слесаря-сантехника;

        - ФИО5 на основании срочного трудового договора от -Дата- - на должность электрогазосварщика;

        - ФИО6 на основании срочного трудового договора от -Дата- - на должность электрогазосварщика.

        Согласно сведениям, представленным -Дата- (вх. ) МВД по УР (Управление по вопросам миграции), указанные лица не имеют вида на жительство.

        В рамках представленных трудовых договоров ООО «УДМ-Строй» исполняло свои обязательства по выплате заработной платы работникам-нерезидентам наличным расчетом, минуя уполномоченный банк: -Дата- ООО «УДМ-Строй» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в общей сумме 13 575 рублей, что подтверждено платежной ведомостью от -Дата-, чем нарушен порядок осуществления валютных операций.

        Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от -Дата-, трудовыми договорами, заключенными ООО «УДМ-Строй» с указанными лицами, платежной ведомостью от -Дата- о получении денежных средств в размере 13 575 рублей, сведениями о выданных паспортах иностранных граждан, ответом МВД по УР, а также иными материалами дела.

        Оснований не доверять представленным доказательствам, не имеется.

        Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

        В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

        В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

        Изучив материалы дела, установив обозначенные выше обстоятельства, прихожу к выводу, что административным органом доказано событие вменяемого руководителю ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

        В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

        В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

        Поскольку Дашукаев Т.С. является руководителем ООО «УДМ-Строй», он по правилам ст. 2.4 КоАП РФ является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения и подлежит административной ответственности, как должностное лицо.

        В ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Постановление должностным лицом мотивированно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.

        Обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

        Доводы жалобы не опровергают наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи, с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность привлечения Дашукаева Т.С. к административной ответственности.

        Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.

        В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

        В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

        Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

        Таким образом, вышеприведенными нормами установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства.

        Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «УДМ-Строй» включено в указанный реестр.

        Сведения о том, что Дашукаев Т.С. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлены.

        Не содержат материалы дела и доказательств, подтверждающих, что выявленное административным органом нарушение валютного законодательства причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб.

        Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.

        В соответствии с ч.2 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- ст.30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

        Р Е Ш И Л:

        Жалобу директора ООО «УДМ-Строй» Дашукаева Т.С. на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить частично.

        Постановление от -Дата-, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №8 по УР о привлечении должностного лица – директора ООО «УДМ-Строй» Дашукаева Т.С. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, изменить в части назначенного административного наказания, назначить должностному лицу – директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

        Судья                                                                                  Н.А. Сентякова

12-387/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Дашукаев Тамерлан Сулимович
Другие
Русских Алексей Николаевич
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
20.05.2021Материалы переданы в производство судье
06.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.09.2021Вступило в законную силу
16.02.2022Дело оформлено
21.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее