Дело № 2-273/2020
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Силкиной В.Ю.,
с участием: истца Бойковой Н.В., её представителя Яковлевой Л.В.,
представителя ответчика Ермаковой Г.А., действующей на основании доверенности <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Бойковой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное)
о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Бойкова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что она <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Ответчик отказал ей в назначении пенсии, не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения её на курсах повышения квалификации. Полагает, что указанные периоды должны быть включены в педагогический стаж работы. Считает действия ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) незаконными и просит суд включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения Бойковой Н.В. на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; обязать ответчика признать за ней право на страховую пенсию по старости с момента наступления права (<дата>) в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» от <дата>.
В судебном заседании Бойкова Н.В. отказалась от исковых требований в части возложения обязанности на ответчика признать за ней право на страховую пенсию по старости с момента наступления права (<дата>) в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» от <дата>.
Бойкова Н.В. и её представитель Яковлева Л.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в части включения периодов нахождения Бойковой Н.В. на курсах повышения квалификации.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) Ермакова Г.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, заслушав истца и её представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что <дата> Бойкова Н.В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.
Решением ГУ УПФ РФ от <дата> Бойковой Н.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого (25 лет) стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. По представленным документам её стаж составляет <данные изъяты>
Как установлено в судебном заседании, при подсчете стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что согласно пункту 5 разъяснений № 5 от 1996 года и пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, наряду с работой включаются только периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, ГУ УПФ РФ не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Полагая данный отказ незаконным, Бойкова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе порядка исчисления, сроков, с которых назначаются пенсии, правил и сроков их перерасчета к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсии на момент обращения истца за назначением пенсии определяются Законом № 400-ФЗ.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03 октября 2018 N 350-ФЗ, установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На основании частей 2-4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 01 января 2015 года определялись Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьёй 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила).
В силу пунктов 4 и 5 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении указанных Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статьям 173, 174, 175, 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника в служебную командировку или для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем Кодексе законов о труде РСФСР (статьи 112, 189, 198).
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для указанной категории работников в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно части 3 статьи 19 Закона Мурманской области от 19 декабря 2005 года № 707-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области», действовавшего до 01 сентября 2013 года, руководители государственных областных и муниципальных образовательных учреждений создают условия для повышения квалификации работников системы образования, предоставляя им право повышать свою квалификацию по мере необходимости, не реже чем один раз в 5 лет.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ГУ УПФ, в связи с чем, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
В силу приведенных норм, нахождение Бойковой Н.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы в указанные периоды, предусмотрено законами и иными нормативными актами, является обязательным элементом выполнения трудовых функций, подтверждается соответствующими документами и подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии на льготных основаниях.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, вследствие чего, исковые требования истца являются обоснованными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, когда у лиц, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, специальный педагогический стаж составляет не менее 25 лет.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Вместе с тем, истец обратилась с заявлением о назначении пенсии <дата>, с учетом включения вышеперечисленных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также, учитывая указанные выше нормы пенсионного законодательства, её право на пенсию на дату обращения не возникло.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., исковые требования удовлетворены, следовательно, судебные расходы в размере 300 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; <░░░░>; ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; ░ <░░░░> ░░ <░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░