Решение по делу № 33-3907/2013 от 23.09.2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу №33-3907

г. Махачкала    11 ноября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Гаджиева Б.Г.,

судей - Алиевой Э.З. и Магадовой А.В.

при секретаре ФИО8Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО7 на решение Буйнакского городского суда РД от <дата>, которым постановлено: «Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации городского округа «<адрес>» удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа МО «<адрес>» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

установила:

Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором содержатся требования об обязании администрации муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма сроком на 5 лет. В обоснование иска указано, что ФИО1, <дата> года рождения, в детстве остался без попечения родителей и в силу требований закона органами исполнительной власти должен был быть обеспечен жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно данным, полученным из ФГУП «Ростехинвертаризация-Федеральное БТИ» филиал по <адрес> и <адрес>, за ФИО1 домовладение в <адрес> не значится. По сведениям, полученным из жилищного отдела администрации, ФИО1 состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилья (жилого помещения) за счет бюджета Республики Дагестан ФИО1 не представлялась. Отсутствие в бюджете города денежных средств для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации города не освобождает его от исполнения обязательств, предусмотренных законом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Жалоба мотивирована тем, что обеспечение жильем детей-сирот является расходным обязательством субъекта России. Ранее они исполняли переданные им органами исполнительной власти полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на условиях социального найма в соответствии с Законом Республики Дагестан от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В связи с тем, что в настоящее время Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », а также Законом Республики Дагестан « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » установлено, что жильё детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по договорам найма специализированного жилого фонда и об обеспечении указанной категории лиц жильем по договорам социального найма в них не указано, действовать в том порядке, как определено Постановлением Правительства Республики Дагестан № от <дата> года, администрация МО «<адрес>» не может.

Кроме того, судом не определен круг лиц, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении данного дела. Предмет спора затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Правительства Республики Дагестан.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции прокурор <адрес>, ФИО5 и представитель администрации <адрес> не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в ред. Федеральных законов от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, от 02.07.2013 года № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 приведенной нормы, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Законом Республики Дагестан N 57 от 04.12.2008 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 лет до 23 лет.

В целях реализации указанного Закона Правительство Республики Дагестан Постановлением от 2 июня 2009 г. N 161 утвердило Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно которому дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 Порядка, по акту приема-передачи.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом на основании исследованных материалов дела установлено, что постановлением главы администрации МО "<адрес>» " от <дата> № ФИО1 в установленном порядке включен в льготный список лиц - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Данное обстоятельство ответчиком не отрицается и изложенное позволяет признать, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у ФИО1 возникло с момента окончания им в 2011-м году ГБОУ № Профессиональный лицей № №» <адрес>.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из приведенных выше норм права и, с учетом указанных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы представителя ответчика о том, что администрация городского округа «<адрес>» не может исполнить требования Федерального закона и закона Республики Дагестан, так как по настоящее время не определен порядок предоставления жилья по договорам найма специализированного жилого фонда, поскольку приведенные возражения ответчика, по мнению Судебной коллегии, являются несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на Правительство Республики Дагестан, распоряжающееся средствами республиканского бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенными выше нормами предусмотрено, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления - администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.

Из решения суда видно, что при рассмотрении дела судом применены нормы закона, подлежащие применению в данном споре, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы и оценены доказательства, представленные сторонами по делу, им дана соответствующая обстоятельствам дела и требованиям закона оценка, нарушений норм процессуального и материального права, в силу которых решение суда могло бы быть отменено или изменено, не допущено.

Между тем, по мнению Судебной коллегии, будет правильным и соответствующим требованиям закона и мотивировочной части решения, если резолютивную часть решения суда первой инстанции дополнить указанием на то, что предоставляемое ФИО1 жилое помещение должно быть не ниже установленных социальных норм.

Из требований статьи 198 ГПК РФ и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении « О Судебном решении», следует, что в резолютивной части судебного решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право и т.д. Кроме того, судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Буйнакского городского суда РД от <дата> по делу по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации городского округа «<адрес>» - оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения следующим содержанием: « Обязать администрацию городского округа МО «<адрес>» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда размером не ниже установленных социальных норм и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет».

Председательствующий –

Судьи:

33-3907/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
11.11.2013Судебное заседание
18.11.2013Дело сдано в канцелярию
18.11.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее