Дело № 2-1847№
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна
Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,
при секретаре КРЮЧКОВОЙ Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Коломна, выступающего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «РОСИНКА» об обязании осуществить лицензирование медицинской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Коломенский городской прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «Росинка» об обязании осуществить лицензирование медицинской деятельности.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Коломна Вольхина Т.А. в обоснование иска пояснила, что прокуратурой г. Коломна проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в муниципальных учреждениях образования, в ходе которой, городским прокурором установлено несоответствие деятельности ответчика требованиям Федерального закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Росинка», расположенный в г. <адрес> по улице <адрес>-<адрес> в качестве юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, является дошкольным образовательным учреждением.
В соответствии с п. 2.4 Устава МБДОУ детский сад № 7 «Росинка» к основным видам деятельности учреждения является обеспечение воспитания, Обучения и развития, а также, присмотра, ухода и оздоровления детей. В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 Устава, основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана жизни и укрепление физического психического здоровья детей; а также физическое развитие детей формирование интеллектуальных и физических качеств. Согласно пункта 1.20 Устава, учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье детей и работников МБДОУ во время образовательного процесса.
В целях реализации указанных задач в МБДОУ имеется медицинский кабинет с медицинским оборудованием, в соответствии с утвержденным штатным расписанием в штате имеется должность медсестры, в должностные обязанности которой входит, в частности, подготовка детей к врачебному осмотру, участие в осмотрах детей врачом, осуществление профилактических прививок и выполнение назначений врача, организация мероприятий по закаливанию детей, учет отсутствующих по болезни, изолирование заболевших детей, исполнение иных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией медицинской сестры, утвержденной заведующей МБДОУ ДД.ММ.ГГГГ года.
На должность медицинской сестры принимаются лица со средним специальным медицинским образованием, согласно п. 1.2 Инструкции. Однако, в нарушение законодательства о лицензировании медицинской деятельности, вышеуказанная работа медицинского кабинета осуществляется без лицензирования в установленном законом порядке данного вида деятельности. Так, на должности медсестры, предусмотренной штатным расписанием, по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ была принята ФИО4 (до брака ФИО7). При поступлении на работу образовательный ценз ФИО4 был подтвержден дипломом медицинского училища № <адрес> по специальности «медицинская сестра общего профиля» с квалификацией «медицинская сестра». ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 сдала квалификационный экзамен с присвоением специальности «сестринское дело в педиатрии», имеет сертификат специалиста, соответствующий требованиям и характеру выполняемых работ.
В медицинском блоке МБДОУ осуществляется весь комплекс медицинских услуг, предусмотренных должностными обязанностями медсестры, что установлено в ходе прокурорской проверки.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки деятельности МБДОУ городским прокурором установлено, что данное детское учреждение лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет. Прокурор просит суд, заявленный иск удовлетворить и обязать МБДОУ детский сад № 7 «Росинка» осуществить лицензирование медицинской деятельности в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку, в соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Отсутствие лицензии на медицинскую деятельность в МБДОУ ставит под угрозу оказание качественных медицинских услуг воспитанникам данного учреждения, нарушая их право на получение должного медицинского обслуживания и контроль за качеством медицинских услуг, гарантированных государством.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Росинка», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени настоящего судебного заседания в качестве ответчика, о чем свидетельствует в материалах дела расписка о получении судебного извещения (л.д. 36), явки представителя в суд не обеспечило; письменным заявлением (л.д.37), ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против заявленного иска не возражает.
Управление образования Администрации городского округа Коломна Московской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будучи извещенным о настоящем заседании суда (л.д.35), явки представителя в суд не обеспечило; каких либо ходатайств, в том числе, об отложении судебного разбирательства в суд не поступило.
С учетом установленных обстоятельств и мнения прокурора Вольхиной Т.А., суд рассматривает дело по существу иска в отсутствие представителя ответчика и третьего лица в порядке, соответственно, ч.5 и ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Вольхину Т.А. исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом ДОУ, входят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья, работа по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок.
В соответствии с «Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 113, мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, относятся к медицинским услугам.
Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий, включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и других мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года, п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666, медобслуживание детей осуществляют органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Данное Типовое положение не содержит запрета на осуществление дошкольным детским учреждением медицинской деятельности в пределах своей компетенции.
Позиция Минздравсоцразвития РФ по поводу получения дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности выражена в Письме от 13.03.2009 г. № 15-2/10/2-2569, согласно которой, получение указанной лицензии дошкольным учреждением не противоречит действующим нормативным правовым актам в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом ДОУ.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 30. Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности работы по медицинскому массажу, медицинским осмотрам (предварительным и периодическим), сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии могут проводиться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность.
В силу п.5 данного положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
В судебном заседании установлено, что в данном детском учреждении в медицинском блоке МБДОУ осуществляется весь комплекс медицинских услуг, предусмотренных должностными обязанностями медсестры, что нашло подтверждение в ходе прокурорской проверки; при этом установлено, что учреждение лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет.
Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурором иск.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Коломна, выступающего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 «Росинка» об обязании осуществить лицензирование медицинской деятельности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Росинка», расположенный по адресу <адрес>, улица <адрес>, в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, осуществить лицензирование медицинской деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.
Судья Л.Н. Бессуднова
Решение принято судом в окончательной форме <адрес> года
Судья