Судья Галимьянова Н.Т. Дело № 21-219/2018
РЕШЕНИЕ
04 апреля 2018 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанова В.А. на решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2017 года, которым постановление по делу об административном правонарушении № <Номер обезличен> от 30 августа 2017 года о привлечении должностного лица администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» Шомесова В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору Кочанова В.А. № <Номер обезличен> от 30 августа 2017 года руководитель администрации МО МР «Сосногорск» Шомесов В.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица, представитель главы МР «Сосногорск» - руководителя администрации Шомесова В.И. Стрыкова А.В. обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В жалобе, адресованной в Верховный Суд Республики Коми, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанов В.А. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. Как указывает заявитель, руководитель администрации МО МР «Сосногорск» Шомесов В.И., вопреки выводам судьи, является субъектом выявленного административного правонарушения в силу положений Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя руководителя администрации МО МР «Сосногорск» Шомесова В.И. - Стрыковой А.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из протокола об административном правонарушении, <Дата обезличена> года в ... при проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления по территориям поселений: РК, г. Сосногорск; РК, Сосногорский район, пст. Верхнеижемский; РК, Сосногорский район, пст. Вис; РК, Сосногорский район, пст. Керки; РК, Сосногорский район, пст. Лыаель; РК, Сосногорский район, пст. Малая Пера; РК, Сосногорский район, пст. Ираель; РК, Сосногорский район, пст. Поляна; РК, Сосногорский район, д. Пожня; РК, Сосногорский район, с. Усть-Ухта; РК, Сосногорский район, д. Аким; РК, Сосногорский район, д. Порожск; РК, Сосногорский район, д. Винла, выявлены нарушения должностным лицом - руководителем администрации МО МР «Сосногорск» Шомесовым В.И. требований п.п. 55, 72.3, 78, 80 Правил противопожарного режима в РФ, ч. 4 ст. 6, п. 2 ст. 63, ч. 1 ст. 68, ч. 2 ст. 69 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 2.11, 2.12, 2.24, 9.28, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (действовавший в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений ФЗ № 123-ФЗ), п.п. 9.4, 9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Выявленные нарушения надзорного органа послужили основанием для привлечения должностного лица администрации МО МР «Сосногорск» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу, судья городского суда, проанализировав норму части 1 статьи 20.4 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 и статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Решение VIII (очередного) заседания Совета городского поселения «Сосногорск» II созыва О внесении изменений в решение Совета городского поселения «Сосногорск» от 15 декабря 2016 года № 12 «О бюджете МО ГП «Сосногорск» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» и исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе Устав МКУ Управление ГО и ЧС, контракты на выполнение работ по ремонту источников наружного противопожарного снабжения с ООО «...» и на выполнение работ по заполнению водой пожарных водоемов, расположенных на территории ГП «Сосногорск» с ООО «...», платежные поручения о переводе денежных средств во исполнение указанных договоров, пришел к выводу о том, что на 01 июня 2017 года руководитель администрации МО МР «Сосногорск» Шомесов В.И. не являлся лицом, ответственным за выполнение требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, то есть надлежащим субъектом выявленного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вывод судьи является правильным, основан на анализе федерального законодательства, фактических обстоятельств и материалов дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи
Субъектом данного правонарушения могут выступать граждане, должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».Статьей 38 названного Федерального закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Согласно статье 63 названного Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Судья рассмотревший жалобу установил, что Решением VIII (очередного) заседания Совета городского поселения «Сосногорск» II созыва О внесении изменений в решение Совета городского поселения «Сосногорск» от 15 декабря 2016 года № 12 «О бюджете МО ГП «Сосногорск» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета МО ГП «Сосногорск», согласно которым заложены деньги на мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности на территории муниципальных образований городских поселений.
В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 2.1 Устава МКУ Управление ГО и ЧС постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории МО МР «Сосногорск». Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, смету расходов, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Учреждение является некоммерческой организацией – муниципальным казенным учреждением, Учредителем которого является МО МР «Сосногорск».
Согласно пункту 1.7 указанного Устава Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, круглую печать, содержащую полное наименование, соответствующие штампы и бланки.
В силу пунктов 1.9, 1.10 приведенного Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета МО МР «Сосногорск». Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет Учредитель.
13 сентября 2017 года и 11 октября 2017 года Управлением ГО и ЧС заключены контракты на выполнение работ по ремонту источников наружного противопожарного снабжения в пст. ... с ООО «...» и на выполнение работ по заполнению водой пожарных водоемов, расположенных на территории ГП «Сосногорск» с ООО «...». Платежными поручениями №№ <Номер обезличен>, <Номер обезличен> ФКУ Управление по делам ГУ и ЧС МО МР «Сосногорск» перевело денежные средства ООО «...» и ООО «...» на выполнение данных работ.
Таким образом, руководитель администрации МО МР «Сосногорск» Шомесов В.И. не является субъектом, который может нести административную ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, за выявленные в ходе данной проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Существенных процессуальных требований при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, которые могли повлиять на законность вынесенного судьей городского суда решения, не установлено.
Учитывая, что обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в соответствии с положениями части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не имеется, требование жалобы об отмене решения судьи удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2017 года, которым постановление по делу об административном правонарушении № <Номер обезличен> от 30 августа 2017 года о привлечении должностного лица администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» Шомесова В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанова В.А. - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром