РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки «20» октября 2016 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Казанчева В.Т.,
при секретаре Попове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Б.Т.В. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки, Финансовому управлению администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия финансового управления администрации г. Ессентуки, взыскании единовременного поощрения, компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
Б.Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки, Финансовому управлению администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействие Финансового управления администрации города Ессентуки по выделению средств на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу; взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации *** в пользу Б.Т.В., за счет средств бюджета муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в размере *** рублей 00 копеек, путем направления заявки на финансирование в Финансовое управление администрации города Ессентуки; взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки, в пользу Б.Т.В., за счет средств бюджета муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки Ставропольского края компенсации за задержку выплаты единовременного пособия, за каждый день задержки, начиная с *** года по день вынесения решения суда, путемнаправления заявки на финансирование в Финансовое управление администрации города Ессентуки; обязать Финансовое управление администрации города Ессентуки осуществить в установленном порядке, финансирование исполнения решения суда, за счет средств бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, с учетом необходимых налогов и сборов.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Б.Т.В., занимала должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела социально-правовых гарантий Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки (далее - УТСЗН города Ессентуки) с *** по ***. Приказом начальника управления была освобождена от занимаемой должности муниципальной службы по собственному желанию, в связи с выходом на страховую пенсию по старости.
Частью 2 статьи 13 Закона Ставропольского края от *** ***-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» установлено, что в связи с выходом на страховую пенсию по старости инвалидности муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу. Определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело, при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет - в размере пятнадцати должностных окладов. За период службы нареканий и замечаний к эффективности моей службы Б.Т.В. у работодателя не имелось. Неоднократно была награждена грамотами и благодарственными письмами. Администрации города Ессентуки, Совета города Ессентуки, Министерства груда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерства груда и социальной защиты Российской Федерации.
На момент прекращения трудовых (служебных) отношений ее стаж муниципальной службы составил *** месяца. Должностной оклад, согласно штатному расписанию (прилагается) - *** копеек. Таким образом, сумма, подлежащая выплате в качестве единовременного поощрения составляла: 4 *** рублей.
До настоящего времени причитающаяся ей выплата не произведена.
Считает данные действия ответчиков не законными и нарушающими ее права, по следующим основаниям:
В соответствии со ст.ст. 84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, при увольнении, производится в день увольнения работника.
Статья 15 вышеуказанного Закона Ставропольского края предусматривает, что финансирование муниципальной службы в Ставропольском крае осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. На территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки Ставропольского края уполномоченным финансовым органом в отношении средств местного бюджета является Финансовое управление администрации города Ессентуки.
Письмом от 14 января 2016 года № 75, в ответ на ее обращение к Главе города, УТСЗН города Ессентуки сообщило, что в целях реализации прав Быстровой Т.В. на получение причитающейся единовременной выплаты неоднократно направляло заявки в Финансовое управление администрации города Ессентуки о выделении необходимых денежных средств. Так, согласно приложению, заявки и расчеты направлялись письмами № 4723 от 14.09.2015 г., № 5835 от 17.11.2015 г., Согласно данным УТСЗН города Ессентуки необходимые для выплаты мне единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу бюджетные средства в УТСЗН не перечислены.
При этом, следует учитывать, что Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки создано постановлением Администрации города Ессентуки №2223 от 21.12.2009 года на основании Закона Ставропольского края от 11.12.2009 года № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан». Финансирование УТСЗН города Ессентуки осуществляется за счет средств субвенций краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Смета и штатное расписание УТСЗН города Ессентуки ежегодно утверждается постановлением Администрации города Ессентуки, по представлению Финансового управления.
В декабре 2015 года Б.Т.В. было направлено обращение в прокуратуру г. Ессентуки по вопросу нарушения ее трудовых прав. Письмом прокуратуры города Ессентуки от 29 декабря 2015 года она была уведомлена о том, что ее обращение направлено на рассмотрение руководителю государственной инспекции труда в Ставропольском крае.
Исходя из ответа Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 09 февраля 2016 года № 770/05 следует, что между нею и работодателем имеется трудовой спор, а также рекомендовано за восстановлением нарушенных трудовых прав обратиться в суд.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В соответствии с Указанием Банка России от 13 сентября 2012 года № 2873-У ставка рефинансирования до 01 января 2016 года устанавливалась в размере 8,25 % годовых. Указанием Банка России от 11.12.2015 № 3894-У ставка рефинансирования установлена в размере 11% годовых.
Таким образом, за период с *** по *** компенсация составит:
***
За период с *** по ***:
***
Итого, размер компенсации по состоянию на *** составит: *** рублей 10 копеек. Просит суд удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец Б.Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки К.А.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях, согласно которым Б.Т.В. замещала должность ведущего специалиста в отделе социально-правовых гарантий Управления в период с *** по ***. На основании заявления от *** (копия прилагается) трудовой договор с Б.Т.В. был расторгнут по п. 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с выходом на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 2 ст. 13 Закон Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело:
- при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере трех должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере шести должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет - в размере десяти должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет - в размере пятнадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 25 до 30 лет - в размере двадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы свыше 30 лет - в размере двадцати пяти должностных окладов.
При этом, согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона Ставропольского края виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами, а также настоящим Законом.
По состоянию на *** - день увольнения Б.Т.В., муниципальный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки, устанавливающий порядок применения поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципального служащего органами местного самоуправления не был принят. До настоящего времени (до ***) указанный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки не принимался. Орган уполномоченный выплачивать указанный вид поощрения не определен.Финансирование Управления основано исключительно на финансовых средствах, необходимых органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматривающихся в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций. Отдельные государственные полномочия реализуемые Управлением установлены законами Ставропольского края от 11.12.2009 г. № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан» и от 28.02.2008г. № 10-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству». Методики расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий устанавливаются вышеуказанными законами и не предусматривают расчет поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципального служащего, установленного ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
Отсутствие финансирования Управления за счет средств бюджета города Ессентуки подтверждено письмом Финансового управления администрации города Ессентуки от 29.03.2016 г. № 288 (копия прилагается), исходя из которого следует, что решением Совета города Ессентуки от 17.12.2014г. № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и решением Совета города Ессентуки от23.12.2015г. № 50 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» не было запланировано финансирование Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки за счет средств бюджета города Ессентуки для осуществления отдельных государственных полномочий. Данное финансирование осуществлялось за счет субвенций, которые были предусмотрены в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.
В этой связи Правилами внутреннего служебного распорядка для работников управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки, замещающих должности муниципальной службы городского округа город - курорт Ессентуки и должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, утвержденными приказом Управления от 01.12.2014г. № 36 о/д, такой вид поощрения, как поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципального служащего, не установлен.
Однако учитывая, что согласно статьи 15 Закона финансирование муниципальной службы в Ставропольском крае осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, было направлено письмо (копия прилагается) от 22.10.2014г. № 4133 в Финансовое управление администрации города Ессентуки (орган, в обязанности которого входит непосредственное составление проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, представление его в администрацию города Ессентуки) с просьбой предусмотреть в бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - бюджет города Ессентуки) средства на выплату поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности), в т.ч муниципального служащего, замещающего должность ведущего специалиста. Тем не менее, денежные средства в бюджете города Ессентуки на 2015 год на соответствующие цели предусмотрены не были.
Кроме того, в 2015 году в целях соблюдения прав муниципального служащего - Б.Т.В. и на основании приказа Управления от 11.09.2015г. *** О/Д (копия прилагается) в Финансовое управление администрации города Ессентуки ***. (Исх. ***) было направлено письмо, также содержащее просьбу предусмотреть средства в бюджете города Ессентуки на выплату поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, в связи с выходом на страховую пенсию по старости Б.Т.В. Аналогичные письма были направлены Управлением 17.11.2015г. (Исх. № 5835), 21.01.2016г. (Исх. № 224) (копии прилагаются), ответы на которые до настоящего времени в адрес Управления не поступили. 26.02.2016г. Управлением также было направлено письмо в адрес Финансового управления администрации города Ессентуки (Исх. № 1012 от 26.02.2016г.) (копия прилагается) с просьбой сообщить, учитывались ли Финансовым управлением администрации города Ессентуки при составлении проекта местного бюджета на 2015, 2016 финансовые годы денежные средства, необходимые управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки на выплату поощрения муниципальным служащим в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности), установленного частью 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
Одновременно в указанном выше письме (от 26.02.2016г. № 1012) излагалась просьба сообщить о причинах, по которым ответы на указанные выше письма Управления до настоящего времени не направлены, а также разъяснить осуществлялось ли финансирование управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки в 2015 году и истекшем периоде 2016 года за счет иных средств бюджета города Ессентуки, чем субвенции, ежегодно предусматривающиеся в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период, необходимые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае для осуществления отдельных государственных полномочий.
В ответ на письмо Управления от 26.02.2016г. (Исх. № 1012) Финансовым управлением администрации города Ессентуки письмом от 29.03.2016г. (Исх № 288) (копия прилагается) сообщено, что решением Совета города Ессентуки от 17.12.2014г. № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства местного бюджета на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не были утверждены в целом по муниципальному образованию, в связи с недостаточным расчетным объемом собственных доходов бюджета города Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Решением Совета города Ессентуки от 23.12.2015года № 50 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» на 2016 год выделение денежных средств на поощрение уволенных работников также не предусмотрено.
Управлением, в целях соблюдения действующего бюджетного законодательства и законодательства в сфере муниципальной службы, были направлены письма с просьбой о направлении разъяснений по вопросу выплаты поощрения муниципальным служащим в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности), установленного частью 2 ст. 13 Закона Ставропольского края:, от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» в адрес министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края (от 26.02.2016г. Исх. № 1013) (копия прилагается), министерства финансов Ставропольского края (от 26.02.2016г. № 1015) (копия прилагается), в адрес начальника управления кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края (Исх. № 1014). (копия прилагается)
Исходя из ответа министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 29.03.2016г. № 4410-17 объем субвенции, выделенной на текущее содержание Управления рассчитан в соответствии с Методикой расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае для осуществления отдельных государственных полномочий в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан, утвержденной Законом Ставропольского края от 11.12.2009 г. № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан». Расходы на выплату поощрения данной методикой не предусмотрены. По мнению министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края выплата поощрения работникам, замещавшим должности муниципальной службы, за счет средств субвенций будет являться нецелевым использованием средств. Также в данном письме указано, что в соответствии со ст. 15 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» финансирование муниципальной службы в Ставропольском крае осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Аналогичная позиция отражена и в ответах министерства финансов Ставропольского края от 31.03.2016г. № 04-01-13-11/1469 и Управления кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что поощрение муниципальным служащим в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности), установленное частью 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» не было выплачено Б.Т.В. не в связи с нарушением Управлением действующего законодательства в сфере муниципальной службы и трудового законодательства, а в силу того, что действующими нормативными правовыми актами, на основании которых строит свою деятельность Управление, финансирование Управления в части обеспечения выплат поощрений муниципальным служащим (установленного частью 2 ст. 13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае») не предусмотрено. Несмотря на это Управлением были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению права Быстровой Т.В. на получение соответствующего поощрения. Денежные средства из бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на выплату указанного поощрения Б.Т.В. до настоящего времени в Управление не поступали, при этом считает, что основания для назначения указанной выплаты истцу имеются. Просил суд исключить Управление из числа ответчиков по делу.
Представитель ответчика Финансового управления администрации г. Ессентуки Мартиросова Э.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что решением Совета города Ессентуки от 17.12.2014г. № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства местного бюджета на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не были утверждены в целом по муниципальному образованию в связи со сложившимся недостаточным расчетным объемом собственных доходов бюджета города Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов. Поскольку п. 6.4. данного решения определен перечень приоритетных расходов бюджета муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки, в который не входят расходы, направленные на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, то при рассмотрении проекта бюджета на 2015 год на заседании Межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, утвержденной постановлением администрации г. Ессентуки от 12.11.2014г. № 2734 дополнительного финансирования при условии наличия перевыполнения плана по доходам. Однако, по окончании 2015 года бюджет муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки явился дефицитным (запланированный объем расходов превышает запланированный объем доходов), что не позволило исполнить и просьбы Управления о выделении- средств из бюджета города на выплату единовременных поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу;
- единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер, его установление в отношении каждого муниципального служащего обязанностью нанимателя не является и осуществляется только при наличии финансовой обеспеченности, которой у вашего учреждения не было;
- решением Совета города Ессентуки от 23 декабря 2015 года № 50 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» на 2016 год запланирован предельный объем дефицита бюджета, при котором исключается принятие дополнительных расходных обязательств. В данных условиях выделение денежных средств в 2016 году на поощрение уволенных работников противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.
Решением Совета города Ессентуки от 17 декабря 2014 года № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и решением Совета города Ессентуки от 23 декабря 2015 года № 50 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» не было запланировано финансирование Управления труда и социальной защиты населения администрации Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.
Просила суд в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации г. Ессентуки по доверенности Д.В.С. в судебном заседании пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с настоящими требованиями, полагал требования необоснованными.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ст. 37, ч. 1 и 3). Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 19, части 1 и 2). Соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (ст. 18)
В силу требований ст. 7Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Как следует из требований ст. 2 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 г. №78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» (далее Закон №78 в СК) Правовые основы муниципальной службы в Ставропольском крае составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с муниципальной службой, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, Закон Ставропольского края «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Ставропольского края, регулирующие отношения, связанные с муниципальной службой, уставы муниципальных образований Ставропольского края, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае (далее - муниципальные служащие) распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края о муниципальной службе.
Как усматривается из материалов дела, Б.Т.В. занимала должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела социально-правовых гарантий Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки (далее УТСЗН ***) в период с *** по ***.
Приказом ***-ЛС от *** Б.Т.В. уволена по собственному желанию, в связи с выходом на страховую пенсию по старости, на основании заявления. При этом, согласно выписке из приказа, отделу бухгалтерского учета и отчетности поручено произвести Б.Т.В. доплату компенсации стоимости санаторной путевки, материальной помощи за фактически отработанное время.
В силу требований ч.2 ст. 13 Закона № 78 в СК, в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы, с внесением соответствующих сведений в его трудовую книжку и личное дело:
- при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере трех должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере шести должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет - в размере десяти должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет - в размере пятнадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы от 25 до 30 лет - в размере двадцати должностных окладов;
- при наличии стажа муниципальной службы свыше 30 лет - в размере двадцати пяти должностных окладов.
Как следует из письменных материалов дела и не оспорено сторонами, Б.Т.В. ранее не замещала государственные должности Ставропольского края, муниципальные должности, должности гражданской службы, должности муниципальной службы, предусматривающие возможность получения единовременного поощрения при увольнении (освобождении от должности, досрочном прекращении полномочий) в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности). В связи с чем, требования части 2 вышеназванной статьи Закона *** в СК на нее не распространяются.
Из представленных документов следует, что стаж муниципальной службы Б.Т.В. по состоянию на *** составил 13 лет 04 месяца и 03 дня. Таким образом, на нее распространяются положения ст. 13 Закона №78 в СК, предусматривающие выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу.
Приказом от *** *** О/Д и.о. начальника Управления труда и соц. защиты населения администрации г. Ессентуки (далее по тексту - Управление) о выплате единовременного поощрения отделу бухгалтерского учета и отчетности поручено подготовить заявку на выплату единовременного пособия Б.Т.В.
Запросом от *** и повторным запросом от *** Управление администрации г. Ессентуки проинформировало Финансовое управление администрации г. Ессентуки о необходимости выделения из местного бюджета денежных средств на выплату Б.Т.В. единовременного поощрения в связи с увольнением.
Из ответа Финансового управления администрации г. Ессентуки от 29 марта 2016 года следует, что решением совета города Ессентуки от 17 декабря 2014 года № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства местного бюджета на выплатуединовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не были утверждены в целом по муниципальному образованию, в связи со сложившимся недостаточным расчетным объемом собственных доходов бюджета города Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов. В силу того, что п. 6.4 данного решения определен перечень приоритетных расходов бюджета муниципального образования городского округа- город курорт Ессентуки было принято решение рассматривать вопросы дополнительного финансирования при условии наличия перевыполнения плана по доходам. Однако, по окончании 2015 года бюджет муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки явился дефицитным (запланированный объем расходов превышает запланированный объем доходов), что не позволило исполнить просьбы о выделении средств из бюджета города на выплату единовременных поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Из указанного ответа Финн. управления также следует, что единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию к обязательным выплатам не относится, не носит гарантированный характер, его установление в отношении каждого муниципального служащего обязанностью нанимателя не является и осуществляется только при наличии финансовой обеспеченности, которой у Управления труда и соц. защиты не было.
Указанное разъяснение было направлено в адрес Б.Т.В.
Истец Б.Т.В. с соответствующим заявлением обратилась в Федеральную службу по труду и занятости. В официальном ответе от *** даны аналогичные разъяснения о состоянии бюджета г. Ессентуки, при этом Б.Т.В. рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав.
Б.Т.В. обратилась в суд с настоящими требованиями.
Суд полагает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В силу требований п.3 ч.1 ст. 11 ФЗ № 25 от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон) муниципальный служащий имеет право на - оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором. (контрактом)
Согласно ст. 22 указанного Закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 22)
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. (ст. 34 Закона)
В Ставропольском крае такое право предоставлено муниципальным служащим при наличии необходимого стажа работы.
Таким образом, на Б.Т.В., имеющую необходимый стаж работы, не имеющей нареканий со стороны работодателя, безусловно распространяются требования вышеназванного закона. Сторонами не оспорено, что должностной оклад истца, согласно штатному расписанию составлял *** коп. Общая сумма единовременного пособия в размере шести должностных окладов составляет *** коп. Данная сумма подлежит взысканию в пользу истца.
В рассматриваемом случае сторонами не ставился под сомнение уровень профессионального образования Б.Т.В., качество выполненной ею работы, стаж муниципальной службы и работы истца по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения ее должностных обязанностей. Напротив, как следует из светокопии ее трудовой книжки, Б.Т.В. неоднократно поощрялась за добросовестный труд и профессиональный уровень.
Более того, суд отмечает, что со стороны ответчика - Управления труда и соц. защиты администрации г. Ессентуки, во исполнение ст. 13 Закона № 78 в СК был издан соответствующий приказ и направлено информационное письмо в адрес финансового отдела администрации г. Ессентуки.
Анализируя возражения ответчиков, суд считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично - правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Как следует из представленных документов, по состоянию на *** - день увольнения Б.Т.В., муниципальный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки, устанавливающий порядок применения поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности) муниципального служащего органами местного самоуправления не был принят. До настоящего времени (до ***) указанный правовой акт городского округа город-курорт Ессентуки не принимался. Орган, уполномоченный выплачивать указанный вид поощрения, не определен.
Суд отмечает, что основаниями для выплаты поощрения муниципальным служащим, наиболее типичными являются:
- безупречная и эффективная муниципальная служба;
- успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
- продолжительная и безупречная служба;
- выполнение заданий особой важности и сложности органами местного самоуправления либо муниципальными служащими;
- особые заслуги при исполнении муниципальным служащим своих обязанностей как основание для представления служащего к государственным наградам либо наградам субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, органами местного самоуправления издаются акты, определяющие виды и порядок поощрения муниципальных служащих. Данные акты принимают как главы муниципальных образований, так и представительные органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьем ведении согласно уставу муниципального образования находится данное полномочие.
Исходя из положений ст.ст. 5 и 8 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые могут улучшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Такого нормативно - правового акта, повышающего уровень гарантий работников муниципальных служащих, органом местного самоуправления г. Ессентуки не принято.
Вместе с тем, федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрена бланкетная норма Закона №78 в СК, а именно ст. 13, которая подлежит обязательному исполнению.
Более того, как следует из ст. 81 Решение Думы г. Ессентуки от 29 июня 2016 года № 48 «О принятии Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края» (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Ставропольскому краю 25 июля 2016 года № Ru263040002016002) на муниципальных служащих распространяется действие Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и настоящим Уставом.
При этом, суд отмечает, что ссылка ответчиков на отсутствие в бюджете денежных средств, его дефицитность, отсутствие правового акта и органа, принимающего соответствующие решения, не может повлиять на права Б.Т.В. на получение единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Представителем 3го лица - администрации г. Ессентуки, заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к возникшим правоотношениям.
В соответствии со ст.ст. 84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, при увольнении, производится в день увольнения работника.
В силу требований ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Как следует из материалов дела Б.Т.В. предпринимала меры к восстановлению нарушенных прав во внесудебном порядке, обращаясь за защитой своих прав в прокуратуру г. Ессентуки и в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае. Именно из ответа последней организации, датированного февралем 2016 года, истцу стало известно о наличии трудового спора, причинах невозможности осуществления единовременной выплаты, с разъяснением права на обращение за восстановлением нарушенного права в суд, что ею и было сделано путем обращения с настоящим иском в суд в апреле 2016 года.
Учитывая изложенное, срок на обращение с настоящим иском в суд не пропущен.
Истец, одним из своих требований просит признать незаконным бездействие финансового управления администрации г. Ессентуки по выделению средств на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
В указанной части в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
Как следует из пояснений представителя ответчика - финансового Управления администрации г. Ессентуки, решением Совета города Ессентуки от 17 декабря 2014 года № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства местного бюджета на выплату единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу не были утверждены в целом по муниципальному образованию, в связи со сложившимся недостаточным расчетным объемом собственных доходов бюджета города Ессентуки на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов. Пунктом 6.4 Решения указанная статья расходов не определена. Решением Совета города Ессентуки от 17 декабря 2014 года № 134 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и решением Совета города Ессентуки от 23 декабря 2015 года № 50 «О бюджете муниципального образования городского округа город - курорт Ессентуки на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» не было запланировано финансирование Управления труда и социальной защиты населения администрации Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.
Из изложенного следует, что финансовое управление администрации г. Ессентуки не является самостоятельным органом, имеющим право на осуществление указанной выплаты, данная выплата может быть осуществлена только при условии ее определения в соответствующей статье расходов бюджета города, в связи с чем исковое заявление в части данных требований удовлетворению не подлежит.
Оценивая требования истца о взыскании с ответчиков компенсации за задержку выплаты в рамках требований ст. 236 ТК РФ, суд также считает их необоснованными.
В силу требований ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и /или/ других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов /денежной компенсации/ в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Суд отказывает в удовлетворении данных требований, поскольку анализ ст. 236 ТК РФ свидетельствует о том, что указанной нормой предусматривается материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и иных выплат, предоставляемых работнику в качестве таковых. Между тем, истцом были заявлены требования о взыскании единовременного поощрения, предусмотренного нормативным актом, в качестве социальных гарантий, к тому же конкретные сроки выплаты выплат не были предусмотрены.
По мнению суда, положения ст. 236 ТК РФ к рассматриваемым спорным отношениям не могут быть применимы, поскольку взыскиваемое истцом поощрение не относится к заработной плате и приравненным к ней выплатам.
Оценивая требования истца, основываясь на положениях вышеназванных норм закона, суд считает, что возложение обязанностей на ответчиков по осуществлению выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу Б.Т.В., в связи с выходом на страховую пенсию по старости, должно осуществляться в виде взыскания с Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки путем направления заявки на финансирование в Финансовое управление администрации города Ессентуки, возложив на Финансовое управление администрации города Ессентуки обязанность осуществить в установленном порядке финансирование исполнения решения суда, за счет средств бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
В виду того, что работодателем Б.Т.В. являлось Управление труда и соц. защиты администрации г. Ессентуки, которое в соответствии с Положением об управлении труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки от 25 февраля 2015 года № 23 осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, Управление труда и соц. защиты, вопреки доводам представителя К.А.В., является надлежащим ответчиком по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** 00 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ *** ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «25» ░░░░░░░ 2016 ░░░░