Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019г. г.Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре Измайловой М.С.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Самара Гридневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2207/19 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Бельтюковой ФИО1, Тумасову ФИО2, Тумасовой ФИО3, Тумасовой ФИО4, Тумасову ФИО5 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара к Бельтюковой ФИО1, Тумасову ФИО2, Тумасовой ФИО3, Тумасовой ФИО4, Тумасову ФИО5 выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано отселить граждан из указанного жилого дома, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории в Самарской области» до 2009-2012 годы (далее - Программа), утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года №254. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.
Переселение нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», Федерального закона от 17.12.2009г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316 от 17.12.2009г., производится в соответствии со статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно справке о зарегистрированных лицах, выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ», в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированыБельтюкова А.М., Тумасов И. В., ТумасоваО.М., Тумасова В.И., Тумасов А.И., указанный объект находится в собственности у Ионовой А.Л.
Для переселения нанимателю и членам его семьи предложено изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Каждому гражданину, проживающему в доме, входящем в вышеуказанную Программу предназначено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Распределенное жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам. Однако ответчики свои согласие на переезд до настоящего времени не выразили.
На основании изложенного Департамент управления имуществом г.о. Самара просил выселить ответчиков из жилого помещения жилой площадью 40,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, площадью 36.4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – Денисова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске. Пояснила, что общая площадь занимаемого ответчиками в настоящее время жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 49, 7 кв.м.
Ответчики Ионова Л.А., Бельтюкова А.М., Тумасов И. В., ТумасоваО.М., Тумасова В.И., Тумасов А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не оповестили.
Представитель ответчика Демчук А.Ю., действующий в интересах ответчика Тумасовой О.М.на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что площадь предлагаемого жилого помещенияне соответствует требованиям ст.89 ЖК РФ. Предоставляемая общая площадь меньше той, которую ответчики занимают в настоящее время.
Выслушав представителя истца, ответчиков, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку предлагаемое Департаментом управления имуществом г. о. Самара жилое помещение не соответствует по площади жилому помещению, занимаемому ответчиками в настоящее время, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилых отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86ЖК РФ).
Согласно статье 86 ЖК РФ дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 89 ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
При рассмотрении дела установлено, что в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированыБельтюкова А.М., Тумасов И. В., ТумасоваО.М., Тумасова В.И., Тумасов А.И., указанный объект находится в собственности у Ионовой Л.А.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ., субъектами права являются Тумасов И.В. и Тумасова О.М., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, видом права является общая долевая собственность, доля в праве у каждого по ?, объектом права является квартира, жилое помещение, общей площадью 62,4 кв.м, этаж 1, адрес: <адрес>
На основании распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно данному распоряжению Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано отселить граждан из указанного жилого дома, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
Из материалов дела также следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории в Самарской области» до 2009-2012 годы (далее - Программа), утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 года №254. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.
Во исполнение названной Программы Департаментом Управления имуществом г.о.Самара ответчику направлено предложение о предоставление жилого помещения, а именно квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с разрешением № № от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию.
Ответчики от предложенного помещения отказались, поскольку в настоящее время собственники и члены их семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой «ЕИРЦ». Указанная квартира является приватизированной, изолированной.
Согласно сведениям, представленным ФФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра картографии» по Самарской области, а также техническому паспорту, изготовленному Самарским филиалом ГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», жилое помещение, расположено на 1-ом этаже и имеет жилую площадь 40,30 кв.м.
Общая площадь аварийного жилого помещения, занимаемого Бельтюковой А.М., Тумасовым И. В., Тумасовой О.М., Тумасовой В.И., Тумасовым А.И.согласно сведениям Департамента управления имуществом г.о. Самара общая площадь жилого помещения, которое находится в пользовании у ответчиков, составляет 49, 7 кв.м.
Для переселения собственников и членових семьи предложено изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 36,40 кв.м.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с переселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст.86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Следовательно, согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей, а не жилой площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.
Жилищный Кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма.
В данном случае необходимо применить в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ по аналогии положений ст. ст. 15, 16, 42 ЖК РФ.
Из содержания положений названных статьей ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалет, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Как указывалось, для переселения собственникам и членам их семьи предложено изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 36,40 кв.м,однако общая площадь занимаемого аварийного жилого помещения составляет 62,40 кв.м.
По смыслу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также положений ст. 40 Конституции РФ, на государство в лице органов государственной и муниципальной власти возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 5 марта 2009 г. N 376-О-П "По жалобе гражданина А. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно илиза доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
По смыслу приведенных норм права, решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате его аварийности в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», суду следует проверить отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ.
Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Учитывая, что предлагаемое жилое помещение меньше на 13, 3кв.м, чем жилое помещение, в котором проживают ответчики, суд приходит к выводу, что в настоящее время разрешение вопроса об их выселении из жилого помещения является преждевременным.
Учитывая, что на государство возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, суд приходит к выводу, что в настоящее время законных оснований для выселения ответчиков не имеется.
При этом, суд не исключает возможность разрешения вопроса о выселении ответчиков с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения, при условии его возможности реализации жилищных прав в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара кБельтюковой ФИО1, Тумасову ФИО2, Тумасовой ФИО3, Тумасовой ФИО4, Тумасову ФИО5 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019г.
Судья Е.И. Селезнева
Копия верна.
Судья:
Секретарь: