Дело № 2-280/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Беспечанского П.А., при секретаре Говорковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Сараниной А. И. о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 20.08.2021 №52 проведена проверка исполнения базой отдыха «Лунный пляж» на озере Арахлей Читинского района требований санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах производства и потребления, об охране недр местного значения, охране атмосферного воздуха, водных объектов, особо охраняемых природных территориях регионального значения. В рамках проверки обследованы земельные участки без кадастрового номера в кадастровом квартале номер № по адресу: <адрес>, на котором расположена база отдыха «Лунный пляж». В результате осмотра территории базы отдыха, используемой индивидуальным предпринимателем Сараниной А.И. для рекреационных целей, установлено, что на территории базы отдыха имеются следующие строения: домики отдыхающих, дворовые уборные, водопроводное разветвление с кранами, используемое как рукомойники, водозаборная скважина, баня. Яма для сбора жидких бытовых отходов в дворовых уборных не оборудована водонепроницаемым покрытием. Индивидуальным предпринимателем Сараниной А.И. добыча подземных вод осуществляется в отсутствии лицензии, а также санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования. На основании изложенного, истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать водонепроницаемой емкостной частью для накопления жидких бытовых отходов выгреб дворовых уборных, расположенных по адресу: <адрес>, база отдыха «Лунный пляж». Обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес> база отдыха «Лунный пляж». Обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта - водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес>, база отдыха «Лунный пляж».
В судебном заседании представитель истца Синельникова Т.В. исковые требования поддержала.
Ответчик ИП Саранина А.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Третье лицо Администрация муниципального района «Читинский район» в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо ГБУ «Дирекция природного парка «Ивано - Арахлейский» представителя не направило, извещено надлежащим образом.
На основании ст. 235 ГПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению части 2 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 5 вышеуказанного Закона, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой, в том числе в соответствии с принципом приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - буферной экологической зоны. Согласно указанному распоряжению озеро Арахлей входит в границы буферной экологической зоны Байкальской природной территории.
В силу требований статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения биологического разнообразия, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 6 Федерального закона №94-ФЗ не допускается химическое загрязнение озера Байкал и его водосборной площади, связанное со сбросами и выбросами вредных веществ, размещением отходов производства и потребления.
Федеральным законом № 7-ФЗ установлено, что загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду веществ, которые оказывают негативное воздействие на нее (статья 1). Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (статья 34).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
В силу статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 20, 21 СанПина 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт. Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО.
Из части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон №2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Из указанного следует, что добыча подземных вод является недропользованием.
Исходя из статьи 9 Закона №2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона №2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 9 Закона №2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 23 Закона №2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1); обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (пункт 2); достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Статьей 19 Закона №2395-1 определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Согласно частям 1,3 статьи 18 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 20.08.2021 №52 проведена проверка исполнения базой отдыха «Лунный пляж» на озере Арахлей Читинского района требований санитарно-эпидемиологического, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах производства и потребления, об охране недр местного значения, охране атмосферного воздуха, водных объектов, особо охраняемых природных территориях регионального значения.
В рамках проверки обследованы земельные участки без кадастрового номера в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, на котором расположена база отдыха «Лунный пляж».
В результате осмотра территории базы отдыха, используемой индивидуальным предпринимателем Сараниной А.И. для рекреационных целей, установлено, что на территории базы отдыха имеются следующие строения: домики отдыхающих, дворовые уборные, водопроводное разветвление с кранами, используемое как рукомойники, водозаборная скважина, баня. Яма для сбора жидких бытовых отходов в дворовых уборных не оборудована водонепроницаемым покрытием.
Индивидуальным предпринимателем Сараниной А.И. добыча подземных вод осуществляется в отсутствии лицензии, а также санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Согласно частям 2 и 3 статьи 78 Закона №7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Таким образом, функционирование базы отдыха «Лунный пляж» с нарушением норм природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-197, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать водонепроницаемой емкостной частью для накопления жидких бытовых отходов выгреб дворовых уборных, расположенных по адресу: <адрес> база отдыха «Лунный пляж».
Обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на добычу подземных вод из скважины, расположенной по адресу: <адрес> база отдыха «Лунный пляж».
Обязать индивидуального предпринимателя Саранину А. И. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта - водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес> база отдыха «Лунный пляж».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Беспечанский П.А.