РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2015 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Емельянова Г.Г.,
при секретаре Пилипенко Т.В.,
с участием заявителя Климова К.В. и его представителя Верховской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда материалы гражданского дела по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Климова <данные изъяты> об оспаривании действий начальника территориального отдела №1 Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Климов К.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части №. В связи с предстоящим увольнением с военной службы он обратился в территориальный отдел №1 Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - территориальный отдел № 1 ФГУ «Востокрегионжильё») с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге. Однако в связи с наличием в собственности у его жены квартиры общей площадью 69,32 кв.м. в <адрес>, в удовлетворении заявления Климову К.В. было отказано.
Полагая, что тем самым ответчик нарушил его права, Климов К.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать отказ начальника территориального отдела № 1 ФГКУ «Востокрегионжильё» в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении неправомерным и обязать указанное должностное лицо признать его нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы в г.Санкт-Петербурге и включить его в соответствующий реестр с даты первичного направления им документов. Кроме того, заявитель просил взыскать с территориального отдела № 1 ФГКУ «Востокрегионжильё» в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 25000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и по оплате услуг нотариуса за изготовление доверенности 900 рублей.
В судебном заседании Климов К.В., настаивая на заявленных требованиях, поддержал доводы, указанные в его заявлении.
Представитель заявителя Верховская И.В., поддерживая требования заявителя и давая свою оценку нормам Федерального закона «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, пояснила, что Климов К.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, поскольку заключил контракт после 1998 года и имеет более 20 лет выслуги. А отказ должностного лица в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, неправомерен, так как квартира, расположенная по адресу: <адрес>, несмотря на наличие договора приватизации, фактически в собственность не оформлена, соответствующая запись в реестре отсутствует, поэтому супругу заявителя нельзя расценивать как собственника жилого помещения. Кроме того, указанная квартира находится не по избранному месту жительства.
Заслушав пояснение заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Климовым К.В., подлежащим увольнению в запас в 2015 году на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта о прохождении службы), был заключен контракт о прохождении военной службы после 1998 года и в настоящее время его выслуга составляет более 20 лет.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку Климов К.В. заключил контракт о прохождении военной службы после 1998 года, на весь срок военной службы он обеспечивается служебными жилыми помещениями.
Согласно этой же норме военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из заявления Климова К.В., поданного им в ФГКУ «Востокрегионжильё», заявитель избрал постоянным местом жительства г. Санкт-Петербург.
Из уведомления начальника территориального отдела № 1 ФГКУ «Востокрегионжильё» от 01 апреля 2015 года № 06-52/9/2671 усматривается, что в удовлетворении заявления Климову К.В. было отказано в связи с наличием в собственности у его супруги жилого помещения общей площадью 69,32 кв.м. в <адрес>.
Из исследованных в судебном заседании документов следует, что Климов К.В. по месту прохождения военной службы обеспечен служебным жилым помещением, иными жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации он не обеспечивался.
Согласно справке Управления Росреестра по Приморскому краю от 28 апреля 2015 года № 25-00-4001/5002/2015-1101 за Климовым К.В. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Вместе с тем, согласно договору № 32552 от 18 декабря 1998 года, ФИО, супруге заявителя, администрацией <адрес> передана в собственность трёх комнатная квартира общей площадью 69,32 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно учётным нормам, установленных решением Думы <адрес> от 29 июня 2005 года № 2743-01, учётная постановочная норма по <адрес> составляет 12 кв.м. на одного члена семьи.
Таким образом, с учётом того, что состав семьи Климова К.В. составляет всего четыре человека, включая самого заявителя, на каждого проживающего приходится более 17 кв. м., что превышает установленную по <адрес> учетную норму площади жилого помещения на одного человека.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем в силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом, согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений
Названные положения распространяются на все жилые помещения, независимо от их места нахождения.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства Правила учета допускают возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя, а действия ответчика полагает обоснованными.
Доводы представителя заявителя о том, что <адрес>, в котором расположена квартира, принадлежащая супруге заявителя, не является избранным местом жительства, при изложенных обстоятельствах не могут повлиять на выводы суда.
При этом суд учитывает и положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на которые ссылалась представитель заявителя, согласно которым военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вместе с тем из пояснений заявителя и его представителя следует, что распорядиться указанной квартирой ни его супруга, ни он не могут, поскольку до настоящего времени на квартиру не оформлено право собственности, что подтверждается соответствующими справками из Управления Росреестра. Кроме того, в случае оформления указанной квартиры они планируют передать её своим родственникам.
Одновременно с этим суд отвергает как необоснованные доводы представителя заявителя о том, что супруга заявителя по закону не является собственником квартиры в <адрес> вследствие того, что на квартиру не оформлено право собственности, поскольку, как было установлено в суде, с момента передачи указанной квартиры по договору в собственность ФИО, на протяжении более 16 лет вопрос о регистрации права собственности на квартиру не решался. Более того, отсутствие регистрации само по себе не лишает супругу заявителя права собственности на эту квартиру, так же как и не лишает её права оформить право собственности на неё в дальнейшем.
В соответствии с п.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении требований заявителя не подлежат взысканию в их пользу и понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Климова <данные изъяты> об оспаривании действий начальника территориального отдела №1 Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 09 июня 2015 года.
Судья Уссурийского гарнизонного
военного суда Г.Г. Емельянов
Секретарь судебного заседания Т.В. Пилипенко