Дело № 2-6/2021
03RS0007-01-2020-004810-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г. Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Турьяновой Т.М.
при секретаре Слабоденюк М.В.
с участием представителя истца – помощника прокурора Кузьмина Е.А., представителя Администрации ГО г. Уфа РБ – Баимовой С.Д., представителя ответчика МБОУ Школа № 95 – Салаватовой А.Д., представителя ответчика МБОУ Центр образования № 15 – Атрощенко Н.Г., представителя третьего лица МБОУ лицей № 96 – Евстафьевой Т.А., представителя третьего лица Администрации Советского района ГО г. Уфа – Девицковой Ю.С., представителя третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства – Московской Н.Л., третьего лица Шимшек В.А. и её представителя Низаметдиновой П.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Уфы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 15» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 95 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об образовании, антитеррористической защищенности объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Уфы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском кАдминистрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 15» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению «Лицей № 96» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению Школа № 95 (переименовано МБОУ «Центр образования № 95» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан) об устранении нарушений законодательства об образовании антитеррористической защищенности объектов. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Советского района г.Уфы на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан от 26.07.2019 № 21-14-2019 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере образования» проведена проверка исполнения указанного законодательства. По результатам проверки 23.09.2019 в адрес главы администрации ГО г. Уфа внесено представление об устранении выявленных нарушений. Администрацией ГО г. Уфа предоставлен ответ на представление прокуратуры о предпринимаемых мерах по устранению выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные во время проверки и указанные в представлении нарушения не устранены в полном объеме. В том числе не устранены нарушения в части проведения комплексной технической экспертизы, с привлечением специалистов по геодезии, а также о восстановлении целостности ограждения по всему периметру территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15» ГО г. Уфа. Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Проведенной проверкой установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ расположено на земельном участке с кадастровым номером .... Выездной проверкой установлено, что территория МБОУ «ЦО № 15» ГО г. Уфа не имеет целостного ограждения по всему периметру образовательного учреждения. Так, полностью отсутствует ограждение образовательного учреждения со стороны бульвара Хадии Давлетшиной. Установлено, что указанного ограждения не было с момента постройки образовательного учреждения, то есть с 1981 года. Имеющееся ограждение со стороны улиц Н. Дмитриева, Заводской не соответствует требованиям об антитеррористической защищенности: имеют повреждения, высота ограждения местами ниже 70 см. Отсутствие целостного ограждения является нарушением требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения при организации учебного процесса и направлены на обеспечение безопасности обучающихся воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Также в ходе визуального осмотра здания школы выявлен следующий факт: по продольным несущим стенам внутри здания на всю высоту здания имеются вертикальные сквозные трещины. В период весеннего таяния наблюдались протечки в местах трещин, что предполагает некоторую деформацию стен здания. В процессе эксплуатации здания образовательного учреждения и проведения текущих ремонтных работ выявлены пустоты в грунте в 2014 году, в 2019 году. Указанное свидетельствует о необходимости проведения инженерногеологических изысканий и мероприятий по усилению строительных конструкций школы и грунтового основания. В связи с тем, что в настоящее время имеется обоснованный риск обрушения конструкций здания необходимо произвести комплексную техническую экспертизу, с привлечением специалистов по геодезии, по результатам которой будет оценено состояние несущих стен, инженерногеологического состояния грунта, внутренних инженерных коммуникаций. В соответствии с представленным ответом на указанное представление МБОУ Центр образования № 15 заключен договор № 075/19-ГО от 07.11.2019 с ООО Бюро строительных экспертиз на проведение комплексной технической экспертизы. До настоящего времени комплексная экспертиза не проведена, договор не оплачен. Также указанной проверкой выявлены нарушения в части нахождения ветхого здания на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа. На территории образовательного учреждения имеется двухэтажное строение. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.09.2014 назначение указанного здания: жилой дом, принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления. Указанное строение образовательным учреждением не используется. Постройка находится в ветхом состоянии и представляет угрозу обучающимся образовательного учреждения. Прокуратурой Советского района г. Уфы также проведена проверка в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 96» ГО г. Уфа РБ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с «Приложением В (обязательное). Расстояния от стоянок автомобилей до зданий и территорий различного назначения СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением N 1)» расстояние от стоянок до участков образовательных учреждений должно быть не менее 25 или 50 метров в зависимости от количества стоянок. В соответствии с п. 3.10 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы") расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается. Установлено, что территория образовательного учреждения находится на земельном участке с кадастровым номером: ... Категория и виды разрешенного использования: Земли населенных пунктов, для объектов общественно-делового значения, для эксплуатации учебных заведений. Площадь — 15 667.00 кв.м. Территория образовательного учреждения ограждена по периметру. На территории образовательного учреждения расположены капитальные строения - гаражи, которые находятся в пользовании физических лиц. Указанные гаражи действующие, находятся в эксплуатации, ежедневно используются для стоянки автомашин. Граждане, пользующиеся указанными гаражами, без препятствий в любое время суток могут находиться на территории образовательного учреждения, имеют свободный доступ на территорию учреждения. Допущение нахождения посторонних лиц на территории образовательного учреждения не допустимо, является результатом попустительского халатного отношения к своим должностным обязанностям ответственными лицами, требует немедленного устранения выявленных нарушений. На территории, прилегающей к образовательному учреждению, на расстоянии менее 25 метров расположены гаражи в количестве более 10 штук. До настоящего времени меры по сносу указанных гаражей надлежащим образом не приняты. Документов, подтверждающих право собственности на указанные гаражи Администрацией ГО г. Уфа не представлено. Согласно ответу на представление, капитальные гаражи, находящиеся на территории образовательного учреждения будут отгорожены до 01.09.2020 года. В связи с тем, что устранение выявленных нарушений требует финансовых затрат, имеются опасения невыполнения требований указанных в представлении. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования. Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. Истец просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести комплексную техническую экспертизу, с привлечением специалистов по геодезии, по результатам которой будет оценено состояние несущих стен, инженерно-геологического состояния грунта, внутренних инженерных коммуникаций, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить финансирование для оборудования территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ ограждением по всему периметру в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 95 ГО г. Уфа РБ провести мероприятия по сносу ветхого здания, расположенного на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа РБ, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять конкретные меры по сносу гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа отгородить капитальные строения, находящиеся на территории образовательного учреждения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ восстановить целостность ограждения по всему периметру территории учреждения в течение 2 месяцев с момента обеспечения финансированием.
Впоследствии, после неоднократных уточнений, истцом заявлены окончательные исковые требования, где он просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15, в том числе заменить ветхое ограждение, не соответствующее требованиям безопасности, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа провести мероприятия по сносу ветхого здания, расположенного на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; признать бездействие Администрации ГО г. Уфа незаконным; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работу по сносу незаконно установленных гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа на земельном участке со следующими кадастровым номером: ... по адресу: ... в количестве 11 шт.; по адресу: ... на земельных участках с кадастровыми номерами ... в количестве 7 шт.; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по исключению с территории образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа объектов недвижимости, не относящихся к образовательной деятельности, расположенных по адресу: ..., и используемых посторонними лицами в качестве гаражных боксов.
Помощник прокурора Кузьмин Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ – Баимова С.Д. (доверенность от 26.01.2021) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что из искового заявления ничего не понятно, с кадастровыми номерами не разобрались.
Представителя ответчика МБОУ Центр образования № 15 – Атрощенко Н.Г. (и.о. директора на основании приказа № 32 от 28.01.2021) в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель ответчика МБОУ «Центр образования № 95» – Салаватова А.Д. (директор) в судебном заседании пояснил, что дом снесен, фото имеется.
Представитель третьего лица МБОУ лицей № 96 – Евстафьева Т.А., иск прокурора поддержала, пояснила, что границы перенести невозможно, по установленным нормам расстояние не проходит по САНПИН.
Представитель третьего лица Администрации Советского района ГО г. Уфа – Девицкова Ю.С. (доверенность от 05.10.2020) в судебном заседании исковые требования считает не обоснованными, пояснила, что истцом не установлены конкретно объекты, какие конкретно меры должны быть приняты в иске не указано, заявленные требования неисполнимы.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Уфа РБ – Московская Н.Л. (доверенность от 01.02.2021) в судебном заседании исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Шимшек В.А. и её представитель Низаметдинова П.Ю. (по устному ходатайству) в судебном заседании требования считают необоснованными, истец к иску не представил аппликацию, какие именно гаражи нужно снести, гараж находится на своем собственном земельном участке, прокурор не запросил с публичной кадастровой карты скриншот, каждый объект должен быть осмотрен, нет конкретных требований.
Третьи лица Винокурова Е.П., Коротков В.Е., Шилов А.А., представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ, представитель Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Согласно п. 7 ст. 2, подп. А, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Согласно п. п. 6, 7., 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п. 1.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Пунктом 2.2.1 Правил установлено, что собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями. Собственная территория должна быть озеленена из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории.
Пунктом 2.1.2 Правил расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км. Расстояние от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания до общеобразовательных и дошкольных организаций должно быть до 1 км.
Согласно с. 1, ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Таким образом, в силу действующего законодательства, собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий
Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ расположено на земельном участке с кадастровым номером ...
Выездной проверкой Прокуратуры Советского района г. Уфы Республики Башкортостан установлено, что территория Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ не имеет целостного ограждения по всему периметру образовательного учреждения, отсутствует ограждение образовательного учреждения со стороны бульвара Хадии Давлетшиной. Установлено, что указанного ограждения не было с момента постройки образовательного учреждения, т.е. с 1981 года. Имеющееся ограждение со стороны ул. Н. Дмитриева, Заводской не соответствует требованиям антитеррористической защищенности: имеют повреждения, высота ограждения местами ниже 70 см. В ходе визуального осмотра здания школы выявлен следующий факт: по продольным несущим стенам внутри здания на всю высоту здания имеются вертикальные сквозные трещины. В период весеннего таяния наблюдались протечки в местах трещин, что предполагает некоторую деформацию стен здания. В процессе эксплуатации здания образовательного учреждения и проведения текущих ремонтных работ выявлены пустоты в грунте в 2014 году, в 2019 году.
В соответствии с представленным ответом на указанное представление МБОУ Центр образования ... заключен договор ...-ГО от < дата > с ООО Бюро строительных экспертиз на проведение комплексной технической экспертизы.
До настоящего времени комплексная экспертиза не проведена, договор не оплачен.
Таким образом, является установленным факт отсутствия в нарушение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения, на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ полного ограждения, а потому необходимо его восстановление, однако денежные средства для этого образовательному учреждению не выделяются.
Согласно п. п. 1.7, 1.10, 3.1, 3.12, 3.13 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, учредителем Учреждения является городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Собственником имущества Учреждения является городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного управления и (или) передается в безвозмездное пользование (ссуду). Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляется Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также Учредитель в установленном законодательством порядке. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением.
Собственником имущества, передаваемого в оперативное управление Школы, является муниципальное образование города Уфа. Имущество закрепляется за школой на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью города Уфа. Земельные участки, необходимые для выполнения Школой своих уставных задач, предоставляются ей на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения Школой муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета города Уфа.
Следовательно, требования прокурора об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15, в том числе заменить ветхое ограждение подлежит удовлетворению.
Также проверкой выявлены нарушения в части нахождения ветхого здания на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа (в настоящее время МБОУ Центр образования № 95 ГО г. Уфа РБ).
Из материала проверки следует, что на территории образовательного учреждения имеется двухэтажное строение – двухэтажный деревянный жилой дом. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.09.2014 назначение указанного здания: жилой дом, принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления. Указанное строение образовательным учреждением не используется. Постройка находится в ветхом состоянии и представляет угрозу обучающимся образовательного учреждения.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1411 от 06 ноября 2020 года многоквартирный дом № 129 по ул. Ленина в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к у выводу о том, что бездействие ответчика Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа по сносу ... в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, находящегося на территории школы, а в силу признания его как такового аварийным то есть при наличии опасности его обрушения - создает угрозу жизни и здоровью граждан (учащихся), опасность причинения вреда, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Прокуратурой Советского района г. Уфы также проведена проверка в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 96» ГО г. Уфа РБ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности объектов.
Установлено, что территория образовательного учреждения находится на земельном участке с кадастровым номером: ... Категория и виды разрешенного использования: Земли населенных пунктов, для объектов общественно-делового значения, для эксплуатации учебных заведений. Площадь — 15 667.00 кв.м. Территория образовательного учреждения ограждена по периметру.
Судом установлено, что на территории образовательного учреждения расположены капитальные строения - гаражи, которые находятся как в пользовании лицея № 96, так и в пользовании физических лиц. Указанные гаражи действующие, находятся в эксплуатации, ежедневно используются для стоянки автомашин. Граждане, пользующиеся указанными гаражами, без препятствий в любое время суток могут находиться на территории образовательного учреждения, имеют свободный доступ на территорию учреждения.
Кроме того, по периметру Лицея № 96 находятся 18 гаражей, как капитальных, так и железных, на прилегающих к ограждению земельных участках.
Истец, заявляя требования о признании бездействия Администрации ГО г. Уфа незаконным, обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работу по сносу незаконно установленных гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа на земельном участке со следующими кадастровым номером: ... по адресу: РБ, ..., р-н Советский, ... во дворе ... количестве 11 шт.; по адресу: ..., Советский, ... на земельных участках с кадастровыми номерами ... в количестве 7 шт., обязании Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по исключению с территории образовательного учреждения МБОУ Лицей ... ГО ... объектов недвижимости, не относящихся к образовательной деятельности, расположенных по адресу: ..., и используемых посторонними лицами в качестве гаражных боксов, не представил доказательства обоснованности заявленных требований
В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от < дата > «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Решением Советского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > по гражданскому делу ... постановлено: «В удовлетворении иска ... в интересах муниципального образования Администрации городского округа ... к Короткову Владимиру Евгеньевичу о сносе капитального гаража и освобождении самовольно занятого земельного участка,- отказать.
Встречные исковые требования Короткова Владимира Евгеньевича к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на капитальный гараж и земельный участок удовлетворить частично.
Признать за Коротковым Владимиром Евгеньевичем право собственности на земельный участок площадью 27, 5 кв.м., расположенный по адресу: ... А, находящийся под гаражным боксом литер «А», общей площадью 20,9 кв.м, расположенным по этому же адресу.
Признать за Коротковым Владимиром Евгеньевичем право собственности на гаражным бокс, литер «А», общей площадью 20,9 кв.м, расположенный по адресу: ... ...
В удовлетворении остальной части встречного иска Короткову Владимиру Евгеньевичу отказать».
Указанным решением Советского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > установлено, что Исполнительным комитетом Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР ... принято решение от < дата > ... «Об отводе земельного участка под строительство гаражей-боксов в .... Решением отведен земельный участок площадью 60 кв.м в квартале ... в виде пристроя к существующим гаражам в районе школы ... под строительство 3-х гаражей – боксов.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь и не подлежат оспариванию лишь в случае, когда в рассмотрении другого дела участвуют те же лица.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что собственниками гаражных боксов на земельном участке Лицея ... является также Шимшек В.А., Винокурова Е.П.Шилов А.А., которые не привлечены в качестве соответчиков, их право собственности не оспорено.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... исх. ... от < дата > в отношении гаража с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ... зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан (здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ...). Сведения об объектах капитального строительства имеющих связь с земельными участками с кадастровыми номерами ... в ЕГРН отсутствует.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Истцом не представлено доказательств самовольного занятия земельного участка, гаражами, расположенными по периметру Лицея № 96, не определен круг лиц, которые пользуются спорными гаражными боксами (являются владельцами) и соответствующими земельными участками, находящимися под гаражными боксами, не определены объекты, подлежащие сносу как движимое, либо недвижимое имущество, заявлены требования к ответчику, не являющемуся собственником спорных гаражных боксов.
Исковые требования прокурора в части проведения работы по сносу установленных гаражей вдоль периметра и проведения работы по исключению с территории Лицея № 96 объектов недвижимости (гаражей, находящихся в собственности физических лиц) являются неконкретизированными, безосновательными, в связи с чем, неисполнимыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В нарушение ст. 67, 195, 198 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации истец не указал основания (норму закона) для принудительного наделения ответчиков обязанностью сноса установленных гаражей и гаражных боксов, обязанностью проведения работ по исключению с территории объектов недвижимости.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействия Администрации ГО ... незаконным, обязать Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работу по сносу незаконно установленных гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей ... ГО ... на земельном участке со следующими кадастровым номером: 02:55:010502:1246 по адресу: РБ, ..., р-н Советский, ... во дворе ... количестве 11 шт.; по адресу: ..., Советский, ... на земельных участках с кадастровыми номерами ... в количестве 7 шт., обязании Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по исключению с территории образовательного учреждения МБОУ Лицей ... ГО ... объектов недвижимости, не относящихся к образовательной деятельности, расположенных по адресу: ..., и используемых посторонними лицами в качестве гаражных боксов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 15 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 95» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 15» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 15, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 95» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░ № 95 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 95» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░