дело № 2-612/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КМН к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что решением пенсионного органа от 27.04.2021 года №1027 в ее специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 25.06.1996 года по 31.12.2001 года и с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года. В период работы с 25.06.1996 года по 31.12.2001 года в должности заведующей фельдшерским пунктом с.Кыэкен, с.Богомягково в Шилкинской ЦРБ не включен в стаж для досрочного назначения пенсии, так как наименование должности не предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и кроме того, период с 01.01.1998 года по 31.12.2001 гола выпиской из ИЛСЗЛ как специальный стаж не подтвержден. Период работы с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года в должности заведующей фельдшерским пунктом с.Богомягково в ГАУЗ Шилкинская ЦРБ не включен в стаж для досрочного назначения пенсии, так как выпиской из ИЛСЗЛ как специальный стаж не подтвержден. С выводами ответчика истец не согласна, считает, что указанные периоды работы должны быть засчитаны в стаж для досрочного назначения пенсии, пенсия должна быть назначена в соответствии с пунктом 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагает, что стаж для досрочного назначения пенсии с учетом имеющихся периодов работы составляет необходимую продолжительность на дату обращения с учетом положения ч.1.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В спорные периоды в селах Кыэкен и Богомягково она являлась заведующим ФАП, выполняла работу и фельдшера и акушера. В ее обязанности в первую очередь входит оказание доврачебной медицинской помощи, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача или направлением больного в ближайшее лечебное учреждение. Она осуществляет амбулаторный прием, работает с больными на дому, организует патронаж беременных женщин. Характер и условия работы никогда не изменялись.
Согласно заявлению об уменьшении исковых требований от 14.09.2021 года считает, что орган ПФР незаконно и необоснованно не включил в стаж для досрочного назначения пенсии период ее работы с 25.06.1996 года по 31.10.199 года, так как это прямо противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665, а также Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, которое может быть применено для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 25.06.1996 года по 31.10.1999 года включительно. Полагает, что данный период бесспорно подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении – 1год работы за 1 год и 3 месяца, так как она осуществляла свою деятельность в сельской местности.
С учетом уточнений от 14.09.2021 года просит признать решение руководителя УПФР (ГУ) в г.Шилке (межрайонное) от 27.04.2021 года №1027 незаконным. Обязать ответчика включить истцу в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 25.06.1996 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.01.2021 года. Обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 30.01.2021 года. Взыскать с ответчика в ее пользу оплаченную сумму государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в размере 300 рублей, а также расходы за оказание юридической помощи в размере 15 000 рублей.
Определением Шилкинского районного суда от 06.10.2021 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю, в связи с реорганизацией ответчика 01.10.2021 года и сменой наименования.
В судебное заседание истец, представитель истца Дудниченко М.М., действующий на основании устного заявления, не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом. В судебном заседании 14.09.2021 года заявленные исковые требования с учетом заявления об их уменьшении поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Макарова Ю.О. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представила дополнение к письменному отзыву.
Согласно письменному отзыву УПФР от 30.07.2021 года с исковыми требованиями истца ответчик не согласен. В специальный стаж истца не включены периоды работы с 25.06.1996 года по 31.12.2001 года в должности зав фельдшерским пунктом с.Кыэкен, с.Богомягково в Шилкинской ЦРБ, так как должность не соответствует Спискам №781, которым поименованы- заведующие фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Период с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года выпиской из ИЛСЗЛ как специальный стаж не подтвержден. С 01.01.2002 года по 31.12.2002 года в ГАУЗ Шилкинская ЦРБ, так как выпиской из ИЛСЗЛ период как специальный стаж не подтвержден.
Согласно дополнению к письменному отзыву, УПФР полагает, что оплата услуг представителя в размере 15 000 рублей является неразумной и считает, что судебные расходы необоснованно завышены и не соответствуют принципу разумности исходя из степени участия представителя истца. Истцом не представлен договор на совершение юридических услуг, а также квитанция на оплату. Заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Просит в удовлетворении требования отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», Администрации СП «Богомягковское», Администрации МР «Шилкинский район», МУП «Аптека №23», ООО «Аптека», ЗАО «Оникс» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Постановление №464).
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют: Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления №464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Из материалов дела следует, что 30.01.2021 года КМН обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа №1027 от 27.04.2021 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. В специальный стаж не включены спорные периоды ее работы: с 25.06.1996 года по 31.12.2001 года в должности зав.фельдшерским пунктом с.Кыэкен, с.Богомягково в Шилкинской ЦРБ, должность не соответствует Спискам №781 от 29.10.2002 года, которым поименованы: заведующие фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Периоды с 01.01.1998 года выпиской из ИЛСЗЛ как специальный стаж не подтверждены. По представленным документам продолжительность специального стажа составила 28 лет 4 месяца 20 дней.
01.01.2012 года между ГУЗ «Шилкинская ЦРБ» и КМН заключен трудовой договор №37, согласно которому она принята на работу в ГУЗ «Шилкинская ЦРБ» ФАП с.Богомягково заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер, с 03.04.1989 года на неопределенный срок.
Из трудовой книжки истца следует, что КМН
03.04.1989 года принята в Шилкинскую районную объединенную больницу на должность фельдшера скорой помощи;
23.06.1996 года переведена заведующим фельдшерским пунктом с.Кыэкен постоянно;
18.09.1998 года переведена на должность заведующий фельдшерским пунктом с.Богомягково и работает по настоящее время.
КМН окончила Зейское медицинское училище им 50-летия Великого Октября в 1989 году по специальности фельдшер.
Из справки, уточняющей особый характер работы ГАУЗ «Шилкинская центральная районная больница» от 25.08.2021 года следует, что КМН работала в должности фельдшера скорой медицинской помощи с 03.04.1989 года – приказ №19 от 04.04.1989 года по 24.06.1996 года; в должности заведующей фельдшерским пунктом с.Кыэкен с 25.06.1996 года – приказ №55 п.4 от 24.06.1996 года по 17.09.1998 года; в должности заведующей фельдшерским пунктом с.Богомягково с 18.09.1998 года – приказ №76 от 17.09.1998 года по 31.12.2002 года; в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер с.Богомягково с 01.01.2003 года приказ №116 от 29.12.2002 года по настоящее время. В соответствии с пп.20 п.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на досрочное назначение страховой пенсии.
В выписке из ИЛСЗЛ указано, что КМН зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 27.01.1999 года. Период работы истца с 25.06.1996 года по 31.12.2001 год указан без кода льготы.
В личной карточке работника КМН содержатся сведения о периодах ее работы: с 03.04.1989 года фельдшером в скорой; с 25.06.1996 года зав ФП Кыэкен; с 18.09.1998 года зав ФП Богомягково.
Из пояснений представителя третьего лица ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» ДЕВ, действующей на основании доверенности, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что штатных расписаний больницы до 2001 года не сохранилось.
Представитель третьего лица Администрации СП «Богомягковское» Старновский С.В. в ходе рассмотрения дела суду пояснил о том, что истец с 1996 года и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, трудится в фельдшерско-акушерских пунктах сел Кыэкен и Богомягково. КМН на протяжении всей своей трудовой деятельности вела прием больных, выезжала на дом по вызовам больных, назначала лечение, ставила уколы. Также КМН вела прием беременных до рождения ребенка, сопровождала женщин на роды в больницу.
Согласно справке Администрации СП «Богомягковское» от 17.06.2021 года в зону обслуживания сельского поселения «Богомягковское» входят четыре села: Богомягково, Средняя Кия, Кокуй-Комогорцево, Кыэкен.
Село Богомягково и село Кыэкен Шилкинского района Забайкальского края относятся к сельской местности, что не оспорено в ходе рассмотрения дела.
Суду представлены амбулаторные карты больных за весь спорный период, начиная с 1996 года, из анализа которых следует, что КМН вела приемы больных и беременных женщин в с.Богомягково и с.Кыэкен, выезжала с вызовами на дом, выписывала листки нетрудоспособности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что КМН в период с 25.06.1996 года по 31.10.1999 года работала в лечебном учреждении, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в качестве фельдшера, а наименование должности истицы в трудовой книжке указано неполно, то есть без указания должности – фельдшер, что не должно нарушать пенсионные права истца.
Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 N 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения", из которой следует, что в состав лечебно-профилактических учреждений входит фельдшерско-акушерский пункт (п.1.4.5).
Принимая во внимание, что деятельность фельдшерских пунктов с.Богомягково и с.Кыэкен Шилкинского района, где работала истица в оспариваемый период, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения, следовательно, выполнение истицей должностных обязанностей заведующей фельдшерских пунктов с выполнением обязанностей фельдшера свидетельствует об осуществлении истицей лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представленные в материалы дела доказательства о трудовой деятельности истца подтверждают факт осуществления КМН функциональных обязанностей фельдшера в спорный период.
С учетом того, что работа истца в спорный период имела место до 01 ноября 2021 года и работа протекала в сельской местности, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 года за 1 год 3 месяца.
На дату обращения за пенсией 30.01.2021 года специальный стаж КМН составлял 28 лет 04 месяца 20 дней.
С учетом включенных спорных периодов, имеются основания для признания за истцом права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением с настоящим иском в суд истец понес расходы на юридические услуги, оказанные адвокатом Дудниченко М.М., которые заключались в следующем: консультация, составление искового заявления, представительство в суде, в размере 15 000 рублей. Данные расходы подтверждены квитанцией №15769 от 08.06.2021 года, соглашением №1 от 01.06.2021 года и связаны с рассмотрением настоящего спора.
Учитывая объем искового заявления и предъявленных требований, а также сложность рассматриваемого заявления, степени участия представителя истца в данном деле, его категории, объема проделанной работы представителя истца, который участвовал в судебных заседаниях, поддерживал позицию истца, давал пояснения, количества судебных заседания, суд считает заявленную сумму завышенной и полагает необходимым взыскать сумму на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, полагая ее разумной и справедливой.
Статья 98 ГПК РФ предусматривает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возмещение с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов.
Суд не находит оснований для взыскания в пользу истца уплаченной ею при подаче иска государственной пошлины в размере 300 рублей, исходя из положений пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой пенсионный орган освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по которым территориальный органы Пенсионного фонда России, являющегося внебюджетным фондом, выступают в качестве истцом или ответчиком.
Вместе с тем истец вправе обратиться в порядке ст.333.40 НК РФ с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за который уплачена государственная пошлина.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КМН к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Признать решение руководителя межрайонного Управления пенсионного фонда РФ №1027 от 27 апреля 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю включить КМН в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 25.06.1996 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Признать за КМН право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.01.2021 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому назначить КМН досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30.01.2021 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому в пользу КМН судебные расходы в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Ю.В. Терновая
Решение изготовлено 11 октября 2021 года.
Копия верна, судья Ю.В. Терновая