Судья: Гришакова Н.Б. Дело № 33а-3803/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам
Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Цыцаркиной С.И., Балабан К.Ю.,
при секретаре - помощнике судьи Налапкине А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2021 года апелляционную жалобу Козловского А.А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года по делу по административному исковому заявлению Козловского А. А. к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным решения № Р001-2567809802-33427787 от 27.02.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков, взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Козловского А.А. – адвоката Круглова Н.Б., представителя Комитета лесного хозяйства Московской области – Дюдякова Д.И.,
установила:
Козловский А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным решения № Р001-2567809802-33427787 от 27.02.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»; просил суд обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области утвердить представленную им схему расположения земельного участка на кадастром плане территории и заключить с ним соглашение о перераспределении земельных участков (земель). Кроме того, просил взыскать с ответчика судебную неустойку за неисполнение решения суда по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 966 кв.м с кадастровым номером 50:15:0030406:226, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, квартал Соколовка, ул. Ореховая, уч. 35, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садоводства. С целью разрешения вопроса о перераспределении земельных участков (земель) он обратился в администрацию городского округа с соответствующим заявлением, приложив к нему схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1377 кв.м на кадастровом плане территории. 27.02.2020 ему было отказано в предоставлении государственной услуги «перераспределение земель и(или) земельных участков» по мотиву того, что исходный участок имеет наложение на земли лесного фонда, формируемый участок находится в границах линий рельсового скоростного пассажирского транспорта, схема разработана с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, нарушает его права и интересы.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных Козловским А.А. требований отказано.
Не согласившись с данным решением, административный истец обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что 07.02.2020 Козловский А.А. обратился в Администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлением о перераспределении земельных участков (земель): земельного участка площадью 966 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего ему на праве собственности, и земельного участка площадью 411 кв.м из земель неразграниченной госсобственности; к заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 43, 9).
<данные изъяты> Администрация городского округа Балашиха отказала Козловскому А.А. в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и(или) земельных участков» по мотиву того, что исходный участок имеет наложение на земли лесного фонда, формируемый участок находится в линиях рельсового скоростного пассажирского транспорта «Балашиха-Кучино-Москва», схема расположения образуемого земельного участка разработана с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (л.д. 39-40).
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован специальной нормой – статьей 39.29 ЗК РФ, согласно которой в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
При этом в силу пп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 7 пункта 5 указанной выше статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 - земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
По смыслу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, испрашиваемый Козловским А.А. к перераспределению земельный участок почти полностью (основной – в площади 928,62 кв.м, присоединяемый – в площади 400,96 кв.м) входит в зону реконструкции (строительства) линии рельсового скоростного пассажирского транспорта «Балашиха-Кучино-Москва», а также региональной дороги «Кучино-«М7 Волга».
Кроме того, согласно данным ИСОГД Московской области имеет место пересечение (1,57%) основного земельного участка с землями Гослесфонда (л.д. 32).
Указанные выше обстоятельства нашли свое отражение в заключении Главархитектуры Московской области об ограничении оборотоспособности земельного участка (л.д. 51-59). До настоящего времени информация о пересечении из ИСОГД не исключена, - доказательств обратного суду не представлено, данная информация является обязательной для государственных органов и органов местного самоуправления. Факт пересечения участка административного истца с землями Гослесфонда подтвердил суду апелляционной инстанции уполномоченный представитель Комитета лесного хозяйства Московской области.
Кроме того, в силу пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе, если разработка схемы расположения земельного участка произведена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно схеме расположения земельного участка, представленной Козловским А.А. в орган местного самоуправления (л.д. 50), формируемый участок имеет 8 поворотных точек, что свидетельствует об изломанности его границ. Кроме того, имеет место чересполосица формируемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 50:15:0030406:224.
При таких данных судебная коллегия находит правомерным постановленное по делу решение об отклонении административного иска Козловского А.А.: отказ в перераспределении участков (земель) вынесен компетентным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, исходя из фактических обстоятельств и требований действующего земельного и градостроительного законодательства; отсутствуют основания для обязания административного ответчика утвердить представленную административным истцом схему расположения земельного участка площадью 1377 кв.м на кадастровом плане территории и заключить с Козловским А.А. соглашение о перераспределении земельных участков (земель).
Доводы апелляционной жалобы административного истца не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козловского А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи