Решение по делу № 2-2517/2015 ~ М-2373/2015 от 08.06.2015

Дело № 2-2517/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2015 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.

секретарь судебного заседания – Крусь Е.В.,

с участием представителей:

заявителя – ФИО2, служебное удостоверение,

заинтересованного лица – ФИО3, доверенность № 04-07/0002 от 16.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Севастопольского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Севастопольская таможня ФТС России, о признании незаконным действия (бездействия) незаконным и обязательстве совершить определенные действия,

установил:

Севастопольский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Севастопольская таможня ФТС России, в котором просит признать действия (бездействия) Севастопольской таможни по отказу в предоставлении Севастопольскому транспортному прокурору сведений о сотрудниках Севастопольской таможни с указанием должности, анкетных данных (ФИО, число месяц, год рождения), ИНН, места прописки (регистрации), их супруг(ов) и несовершеннолетних детей за отчетный 2014 год незаконными; обязать Севастопольскую таможню представить Севастопольскому транспортному прокурору сведения о сотрудниках Севастопольской таможни с указанием должности, анкетных данных (ФИО, число месяц, год рождения), ИНН, места прописки (регистрации), их супруг(ов) и несовершеннолетних детей за отчетный 2014 год в течение 4 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе осуществления Севастопольской транспортной прокуратурой надзорной деятельности по соблюдению должностными лицами Севастопольской таможни требований законодательства о противодействии коррупции, установлен факт воспрепятствования прокурору в осуществлении его полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», которое выразилось в непредоставлении запрашиваемых 27.04.2015 сведений о сотрудниках Севастопольской таможни с указанием должности, анкетных данных (ФИО, число месяц, год рождения), ИНН, места прописки (регистрации), их супруг(ов) и несовершеннолетних детей за отчетный 2014 год.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 27.04.2015 за исходящим № 86-2015/843 Севастопольский транспортный прокурор направил в Севастопольскую таможню запрос, в котором, в соответствии со статьями 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», указал на необходимость, в связи с проведением проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сотрудниками Севастопольской таможни сведений о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе, их супруг(ов) и несовершеннолетних детей за отчетный 2014 год, предоставления документов и информации: 1) о сотрудниках Севастопольской таможни, их супруг(ов) и несовершеннолетних детях, по установленной в приложении к письму форме, в том числе на электронном носителе; 2) информацию об уволенных сотрудниках Севастопольской таможни в 2014 году, по форме, указанной в приложении к настоящему запросу с указанием ранее занимаемой должности.

28.05.2015 Севастопольская таможня во исполнение запроса прокурора направила информацию о количестве предоставленных и не предоставленных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностными лицами. Сообщено о том, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на руководящий состав таможни размещены на официальном сайте ФТС России и официальном сайте Севастопольской таможни. Также предоставлены сведения об уволенных должностных лицах и сообщено, что запрашиваемая в письме информация относится к персональным данным.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в частности, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (статья 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

В силу статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе; обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (статья 5 указанного Закона).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Статьей 7 настоящего Закона установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 этой статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путём направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 8 ФЗ № 273, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В соответствии с частью 6 статьи 5 данного Закона Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право требовать раскрытия персональных данных без согласия субъектов этих данных.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Материалами дела, а именно ответами на служебную записку начальника правового отделения Севастопольской таможни от 30.06.2015, подтверждается, что никто из сотрудников таможни согласия на обработку персональных данных по проверке прокуратуры в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении себя, супруг(ов) и несовершеннолетних детей не давал.

Пунктом 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прямо предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.

При этом согласно статье 2 ФЗ «О персональных данных» целью данного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с подпунктом 8.2. пункта 8 приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» на органы прокуратуры не возложены дополнительные функции относительно проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Указанная функция также не возложена на органы прокуратуры Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Данная функция также прямо не предусмотрена Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Севастопольская таможня действовала в рамках действующего законодательства и исполнила запрос Севастопольской транспортной прокуратуры в той мере, в которой оно соответствует действующему законодательству о защите персональных данных.

Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199, 258, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 03.07.2015.

2-2517/2015 ~ М-2373/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Севастопольский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Другие
Севастопольская таможня ФТС России
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
08.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2015Передача материалов судье
09.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2015Предварительное судебное заседание
01.07.2015Судебное заседание
03.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2019Дело оформлено
12.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее