Мотивированное решение изготовлено 04.01.2016 года дело 2-1285\2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.12.2015 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Федоровских С.Н.,
при секретаре Степшиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томиловой О. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области о признании решения незаконным, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы, назначении и выплате досрочной страховой пенсии,
установил:
Томилова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реже (далее ГУ-УПФР в г. Реже) о признании незаконным решения ГУ-УПФР в г. Реже № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж курсы специализации с ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке, курсы усовершенствования с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке, донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке, исчислить в календарном порядке страховой стаж в режиме неполного рабочего времени в ГБУЗ СО «Режевская ЦРБ» в должности медсестры-анестезиолога на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ГБУЗ СО «СОКП Госпиталь для ветеранов войн» в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии-реанимации на 0,75 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ. подала ответчику заявление о назначении досрочной трудовой пенсии, представила необходимые документы, однако в назначении досрочной пенсии было отказано решением № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с недостаточностью специального страхового стажа, который для нее должен составлять не менее 30 лет. Во время повышения квалификации она трудовых отношений с лечебным учреждением не прерывала. Повышение квалификации предусмотрено в ее должностной инструкции, трудовом договоре, это ее обязанность. Без повышения квалификации она не смогла бы продолжить свою работу. В соответствии со ст. 187 ТК РФ за ней сохранялась заработная плата по основному месту работы, из которой выплачивались страховые взносы. Страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч.1 ст. 7 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ). Работая в режиме неполного рабочего времени, она также работала во вредных условиях труда. Согласно ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени определяет лишь оплату труда работника пропорционально отработанному времени, но не влечет для него ограничений при исчислении трудового стажа, из ее заработной платы в этот период производились все необходимые отчисления. Она полагает, что периоды работы в режиме неполного рабочего времени подлежат включению в специальный страховой стаж в календарном порядке.
Представитель ответчика - ГУ - УПФР в г. Реже Козырева С.О., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что специальный стаж истицы составил <данные изъяты>. Не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, донорские дни, поскольку в соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № периоды нахождения на курсах повышения квалификации, донорские дни не подлежат включению в специальный страховой стаж. Работая неполный рабочий день, истица не выполняла норму рабочего времени.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из решения об отказе в назначении пенсии № № от ДД.ММ.ГГГГ., в назначении пенсии Томиловой О.В. отказано в связи с отсутствием у заявительницы необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Стаж ее лечебной деятельности исчислен с учетом постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., составил <данные изъяты>
На момент обращения Томиловой О.В. в ГУ - УПФР в г. Реже - 01.09.2015г. действовал Закон РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно подп. 20 п.1 ст. 30 указанного закона, для назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пенсионным органом при назначении пенсии применялись Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и одновременно, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г., нормативные правовые акты, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Томилова О.В. трудовых отношений с лечебным учреждением не прерывала. Из уточняющих справок, приказов о направлении в командировку, следует, что Томилова О.В. направлялась на курсы повышения квалификации в спорные периоды на основании приказов.
В судебном заседании Томилова О.В. утверждала, что, обучаясь на курсах повышения квалификации, она действовала в строгом соответствии со своей должностной инструкцией, так как повышение квалификации является ее обязанностью. Истица представила свидетельства, сертификаты, из которых следует, что она проходила повышение квалификации по специализации, непосредственно связанной с ее лечебной деятельностью. Суд полагает, что доводы истицы являются обоснованными и подтверждены документально.
Действующим трудовым законодательством, а именно ст. 197 ТК РФ работнику также гарантируется право на повышение квалификации.
Кроме того, ни Федеральный закон «О страховых пенсиях», ни действующий ранее закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни иные федеральные законы непосредственно не содержат запретов по включению в специальный стаж периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации, а подзаконными актами Правительства Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации установление таких ограничений предусмотренного ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст. 55 Конституции РФ, не допустимо.
В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, на которые имеется ссылка в протоколе комиссии ГУ - УПФР в г. Реж, нет прямого указания на запрещение включения в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, требования Томиловой О.В. в части включения в специальный страховой стаж в льготном порядке периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на специализации подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 6 Закон РФ от 09.06.1993г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 01.02.2002г. законе - ст. 114 КЗоТ РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26.01.2010г. № 59-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов»донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в Письме ПФ РФ от 07.12.1998г. № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней» работникам, являющимся донорами (ст. 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше положений трудового законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений, содержащихся в Письме Пенсионного Фонда РФ, дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный стаж истца.
Отказывая Томиловой О.В. в удовлетворении иска в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в ее специальный стаж периодов работы в режиме неполного рабочего времени суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (статья 350 ТК РФ).
Как видно из представленных суду документов: уточняющей справки N 142 от 28.09.2011г., выданной МУЗ «Центральная районная больница»; уточняющей справки N 31 от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ГБУЗ СО «СОКП Госпиталь для ветеранов войн», в спорные периоды истица работал в режиме неполного рабочего времени (л.д.№
Поскольку в указанные периоды времени не выполнялось требование о выполнении нормы рабочего времени, предусмотренное пунктом 4 Правил, правовые основания для включения спорных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, отсутствуют.
Таким образом, спорные периоды работы Томиловой О.В. в режиме неполного рабочего времени, включению в специальный страховой стаж не подлежат.
В соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться после возникновения права на трудовую пенсию.
Истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. и на момент обращения истицы с заявлением права на назначение досрочной страховой пенсии у нее не имелось.
При таких обстоятельствах исковое требование Томиловой О.В. о признании незаконным решения ГУ-УПФР в г. Реже № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, о назначении и выплате досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197,198, 199, 98 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Томиловой О. В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реже Свердловской области включить в специальный трудовой стаж Томиловой О. В., необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах специализации с ДД.ММ.ГГГГ. с применением льготы, на курсах усовершенствования с отрывом от производства с <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготы, донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных исковых требований Томиловой О.В. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области в пользу Томиловой О. В. государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья: Федоровских С.Н.