12 сентября 2013 г. Кировский районный суд г.Красноярска
в составе председательствующего судьи Литвинова О.А.
с участием: истцов Маслова Ю.В. и Маслова А.Ю.,
при секретаре Кудро А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова ФИО11 и Маслова ФИО12, действующего от себя и в интересах Масловой ФИО10, к администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Маслов Ю.В. и Маслов А.Ю. обратились в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что Маслов Ю.В. было предоставлено жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 30,20 кв.м., в том числе жилой – 17,60 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, п<адрес>, на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на четверых человек: включая его, супругу ФИО2, двоих сыновей Маслова ФИО13 и ФИО15. Заочным решением Кировского районного суда от 07.06.2012 года ФИО16 и ФИО17 признаны утратившими права пользования жилым помещением и сняты с регистрационного учета. В соответствии с п. 13 договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ № наймодатель имеет право принимать решение о приватизации жилого помещения. Спорное жилое помещение было предоставлено истцам в 1995 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. По правилам п. 4.1 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в число служебных жилых помещений могут включаться жилые помещения в виде жилого дома, отдельной квартиры. В настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья.
Ссылаясь на ст.ст. 2, 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991г., п. 3 ст. 10, ст. 92 ЖК РФ, ст.ст. 217, 12 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993г. № 8 (в ред. 02.07.2009г.) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просили признать за Масловым А.Ю. и Масловым А.Ю. право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м., кадастровый номер №, в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы Маслов Ю.В. и Маслов А.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнив, что просят признать право общей долевой собственности за ФИО3, ФИО3 и ФИО1 по 1/3 доли каждому.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> Павлович В.Н. в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, включено в число служебных и предоставлено в пользование в установленном законом порядке
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес>, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, заслушав истцов, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ к жилищному фонду социального использования отнесена совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В силу ст. 101, 105 ЖК РСФСР (действовавшего на момент предоставления квартиры) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с выдачей ордера на него.
Данным положениям корреспондируют установления ст. 93, 104 ЖК РФ о том, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон о приватизации) предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую совместную либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Исходя из положений ст. 4 Закона о приватизации служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
В судебном заседании установлено, что <адрес> включена в число служебных квартир и была закреплена за Муниципальным предприятием № жилищного хозяйства <адрес> (л.д.10). По данным Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, данное служебное жилое помещение числится в Реестре муниципального жилищного фонда с 03.01.1998 года (л.д.41-44). На основании решения исполкома райсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, Маслову Ю.В. как сотруднику ФИО21 выдан служебный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) Маслову Ю.В. на проживание в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, п<адрес> рабочий, <адрес> (л.д. 8). Маслов Ю.В., его супруга ФИО2, двое сыновей ФИО3 и Маслов А.Ю. с 1995 года поставлены на регистрационный учет по указанному адресу, в настоящее время ФИО2 и ФИО3 сняты с регистрационного учета на основании заочного решения суда от 07.06.2012г. (л.д.11, 20-21).
Спорная квартира с 1998 года числится в реестре муниципального жилищного фонда, то есть всегда находилась в муниципальной собственности, не передавалась из государственной собственности в муниципальную, была предоставлена истцу Маслову Ю.В. как работнику системы жилищно-коммунального хозяйства района как служебная, на период его работы.
Таким образом, суд полагает, что спорная квартира не утратила своего статуса служебной в силу закона, к ней не может применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, администрация <адрес>, являясь собственником жилого помещения, вправе изменить статус жилого помещения и заключить с истцом договор социального найма в добровольном (внесудебном) порядке, однако, намерений это сделать не выражено.
Доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо государственного предприятия на квартиру до момента передачи ее в муниципальную собственность истцами не представлено, квартира всегда являлась муниципальной, находилась на праве хозяйственного ведения муниципального предприятия в качестве служебной.
То обстоятельство, что истцы длительное время проживают в спорной квартире на законном основании со всеми правами и обязанностями по ее содержанию, ранее никогда не участвовали в приватизации жилья, не является основанием для изменения статуса жилого помещения, поскольку в административном порядке решения об изменении статуса квартиры не принималось, сами же указанные факты не могут расцениваться в качестве основания для изменения статуса жилья.
Возможность же изменения статуса жилого помещения в судебном порядке по требованию проживающих в нем лиц действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, квартира, занимаемая истцами, имеет статус служебной, используется на основании договора найма служебного жилого помещения (л.д. 36-39), в связи с чем, право пользования ею у истцов на условиях договора социального найма не возникло, приватизации данная квартира не подлежит, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Маслова ФИО18 и Маслова ФИО19, действующего от себя и в интересах Масловой ФИО20, к администрации г.Красноярска о признании права собственности на жилое помещение по <адрес>, в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Председательствующий О.А. Литвинов