Дело № 2-1159/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием представителя истицы Садовникова Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 13 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Садовникова Э.П., предъявленному в интересах Филипповой О.В., к администрации МОГО «Ухта» и Митропольской Т.А. о восстановлении срока для принятия наследства, признании факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство,
установил:
Садовников Э.Л., действующий в интересах Филипповой О.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации МОГО «Ухта» о восстановлении срока для принятия наследства и признании факта принятия наследства, в обоснование требований указав, что после смерти К...В.П., его дочь – истица, не успела в установленный срок, по уважительным причинам, принять наследство. В этой связи, просит восстановить этот срок.
Определением от 08.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Митропольская Т.А.
В последующем, исковые требования были изменены и помимо восстановления пропущенного срока для принятия наследства и признании факта принятия наследства, сторона истицы требовала также признать недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное Митропольской Т.А. Протокольным определением от 29.04.2019 увеличенные требования приняты к производству судом.
Истица в суд не прибыла, её представитель доводы иска поддержал.
Ответчики в суд не прибыли, своих представителей, не направили.
В ходе судебного заседания, допрошена свидетельница П...А.В..
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
К...В.П., 10.09.1958 г.р., уроженец , умер <...> г., о чём в тот же день территориальным отделом ЗАГС г. Ухты Минюста Республики Коми, составлена запись о смерти № ..... После смерти К...В.П. открыто наследство.
Филиппова О.В. (до регистрации брака – К.), являлась дочерью покойного К...В.П., что подтверждается свидетельством о рождении серии .....
В силу ст. 1113 и п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, с заявлением о принятии наследства необходимо было обратиться не позднее 09.02.2019.
16.01.2019 к нотариусу по месту открытия наследства, с заявлением о принятии наследства, обратилась ответчица Митропольская Т.А. – сестра покойного. 15.02.2019 ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
28.02.2019 истица обратилась к нотариусу по месту открытия наследства, с заявлением о принятии наследства, однако постановлением от 28.02.2019 нотариусом в выдаче свидетельства было отказано, со ссылкой на пропуск установленного срока.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В качестве причин восстановления срока для принятия наследства истицей указано на то, что она проживает в г. Таганрог Ростовской области, а покойный проживал в г. Ухта Республики Коми, с отцом она не общалась и узнала о его смерти от сотрудников полиции в феврале 2019 года.
Вместе с тем, как разъяснено в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества – Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В настоящем случае таких обстоятельств судом не установлено. Так, свидетель подтвердила, что со своей дочерью покойный пусть и не часто, но общался. Доказательств наличия у истицы тяжелой болезни или беспомощного состояния, которые препятствовали принятию наследства в течение всего срока, установленного для этого законом, суду не представлено.
По этим причинам, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о восстановлении срока для принятия наследства, отказать.
Между тем, стороной истицы также заявлено требование и о признании факта принятия наследства. Так, согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного
ст. 1154 ГК РФ.
Вместе с тем, истица на момент открытия наследства проживала и до настоящего времени проживает на территории Ростовской области. Имущество в фактическое владение покойного не получала, расходов на содержание имущества не несла. Материалы дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств фактического принятия наследства истицей в шестимесячный срок, с момента открытия наследства.
По этим причинам, исковые требования о восстановлении срока для принятия наследства, признании факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, удовлетворению не подлежат.
После вступления настоящего решения в законную силу подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета Митропольской Т.А. совершать сделки по отчуждению жилого помещения, расположенного по адресу: .... принятые определением суда от 29.04.2019 по настоящему делу.
По правилам ст. 98 ГПК РФ судебные издержки остаются на стороне истицы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Садовникова Э.П., предъявленных в интересах Филипповой О.В., к администрации МОГО «Ухта» и Митропольской О.В. о восстановлении срока для принятия наследства, признании факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, отказать.
После вступления настоящего решения в законную силу подлежат отмене обеспечительные меры в виде запрета Митропольской Т.А. совершать сделки по отчуждению жилого помещения, расположенного по адресу: ...., принятые определением суда от 29.04.2019 по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 14 июня 2019 года.
11RS0005-01-2019-001105-75