Дело № 3а-82/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29»января 2016 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.
при секретаре Ткаченко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной.
У С Т А Н О В И Л:
Представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >2 обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 20000 кв.м по адресу: <...>, в размере, равной рыночной – <...> руб. на дату 1 января 2011 года.
В обоснование завяленных требований представитель административного истца указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, находящегося у общества на основании договора аренды от 4 июля 2013 года существенно превышает размер рыночной стоимости, чем затронуты права и обязанности юридического лица, как плательщика арендных платежей.
В судебном заседании представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >2 на удовлетворении искового заявления настаивал.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 возражал против удовлетворения искового заявления.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в суд направил отзыв на исковое заявление, поставив вопрос о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю ФГБУ «ФКП ФСГР» в лице филиала по Краснодарскому краю о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об оставлении административного искового заявления представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >2 без рассмотрения по следующим основаниям.
Из представленных материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 20000 кв.м по адресу: <...>, на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения <...> от <...> и соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от <...>. Договор аренды земельного участка и соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРП.
В настоящее время, кадастровая стоимость, принадлежащего административному истцу земельного участка, утвержденная приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» составляет <...> рублей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от <...> и кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В тоже время, согласно отчету <...>, составленному <...> ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на <...>, составляет <...> рублей, что ниже его кадастровой стоимости, утвержденной приказом департамента имущественных отношении.
Согласно п. 2 договора аренды, расчет арендной платы выполнен в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 года № 50 «О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность, на которые не разграничена на территории Краснодарского края».
По мнению представителя административного истца, кадастровая стоимость принадлежащего земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, а также увеличение его выкупной стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 15 ст. 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28. следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В приложении к договору аренды приложен расчет арендной платы из которого следует, что при расчете арендной платы использовалась кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
Как предусмотрено положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при государственном кадастровом учете ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
В данном случае административный истец представил отчет о рыночной стоимости участка по состоянию на 1 января 2011 года, полагая, что на эту дату определена кадастровая стоимость.
При этом в деле имеется справка ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что дата утверждения кадастровой стоимости - 19 декабря 2008 года.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Следовательно, названный отчет оценщика не подтверждает итоговую рыночную стоимость нежилых помещений на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности должна быть установлена их кадастровая стоимость.
На основании части 2 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Административное исковое заявление представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья А.В. Булат