Судебный акт #1 () по делу № 33а-2147/2021 от 12.05.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мельникова О.В.                                                                Дело № 33а-2147/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          16 июня 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.,

судей Кинчаровой О.Е.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области и Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2021 года по делу № 2а-2-59/2021, по которому постановлено:

восстановить Ульяновскому межрайонному  природоохранному прокурору срок на  обращение с  административным  исковым  заявлением в  части  признания  незаконным распоряжения  руководителя  Агентства ветеринарии Ульяновской области    781-р от  23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении».

Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном  объеме.

Признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения -  скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области.

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области.

Отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, Областное государственное бюджетное учреждение «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения - скотомогильника в с.Выползово Сурского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

 

Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В., пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области  Пелевиной Н.И., Сафонова А.А., представителя  ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»  Романовой М.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский  референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»  о признании незаконным, отмене распоряжения о ликвидации скотомогильника, возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от 23.12.2019 №781-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского; Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в с.Выползово Сурского района Ульяновской области.

На основании  данного распоряжения  организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанного скотомогильника, как неиспользуемого, безопасного в ветеринарно-санитарном отношении.

Распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области является незаконным и подлежит отмене, поскольку  ветеринарно-санитарная  карточка на  скотомогильник  содержит сведения о том,  что захоронение является сибиреязвенным, животные, павшие от сибирской язвы захоронены 28.03.1973.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее                 25 лет для земляных ям. При этом требования Порядка не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы); земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п.1.4).

Ликвидация вышеперечисленных скотомогильников противоречит требованиям законодательства, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

31.01.2020 заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест № 07-33-2020, по результатам рассмотрения которого протест был отклонен.

Прокурор просил восстановить срок на обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным распоряжения  руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019; признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение  руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области;  обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в с.Выползово Сурского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010     №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

Судом к участию в деле в  качестве заинтересованного лица привлечено  ОГБУ  «Сурский центр  ветеринарии и безопасности продовольствия».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного искового заявления. Проверка прокуратуры, по результатам которой вынесен протест № 07-33-2020, окончена 31.01.2020. Административное исковое заявление подается в трехмесячный срок, однако административный истец обратился в суд лишь 11.02.2021.

Суд не учел требования ветеринарного законодательства, действовавшего в 1973г. и действующего в настоящее время, запрещающего проводить уничтожение биологических отходов животных, павших от сибирской язвы путем захоронения в землю. Трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежали и подлежат обязательному сжиганию.

В местах захоронений в с.Выползово Сурского района Ульяновской области произведены захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, а не трупа животного.   Место захоронения в с.Выползово  не является  сибиреязвенным скотомогильникам.

Судом в качестве доказательств по делу  приняты копии ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник в с.Выползово и актов обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника, ..одекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вывод суда  о том, что место захоронения золыогока) животного, является местом захоронения трупа животного (скотомогильником) является необоснованным и незаконным, поскольку противоречит нормам, установленным во всех нормативно-правовых актах в сфере ветеринарии.

Не соглашается с возложенной на Агентство ветеринарии Ульяновской области обязанностью установить ограждения по всему периметру захоронений,  сформировать  по всему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

Ссылается на отсутствие достоверных географических координат захоронений, что препятствует исполнению решения суда. Также считает невозможным исполнение решения суда, поскольку предполагается расходование бюджетных средств на объекты недвижимости, не находящейся в собственности Ульяновской области. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали.  

В апелляционной жалобе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, приводит доводы аналогичные изложенным в апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области.

Дополняет, что доказательства  безопасности  захоронения  были игнорированы судом.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области  Пелевиной Н.И., Сафонова А.А., представителя  ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»  Романовой М.А., представителя Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., другие  лица,  участвующие в деле, не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что по адресу: Ульяновская область, Сурский район,                с.Выползово, в 900 м, в южном направлении от села, на удалении 150 м от  асфальтированной  дороги Никитино-Выползово,  расположен скотомогильник площадью  750 кв.м. с захоронением  животных павших 28.03.1973  от сибирской  язвы.

На данный скотомогильник была оформлена ветеринарно-санитарная  карточка в соответствии с требованиями п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации  от  04.12.1995 № 13-7-2/469.

Согласно санитарно-ветеринарной карточке на скотомогильник (биотермическую  яму) по адресу: Ульяновская область, Сурский район,                          с.Выползово, в 900 м, в южном направлении от  села,  на  удалении 150 м от  асфальтированной  дороги Никитино-Выползово,  расположен скотомогильник площадью  750 кв.м с захоронением  животных павших 28.03.1973  от сибирской  язвы. В  графе «расположение  скотомогильника на  местности» указано на  приложение выкопировки  из  карты  землепользования с  привязкой  к  постоянному  ориентиру (тригонометрическая  вышка,  дорога  с  твердым   покрытием, линией   электропередач).

Согласно базы данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, предоставленной  Ставропольским  НИИ, указанный скотомогильник является сибиреязвенным,  способ  утилизации  указан – сжигание,  зольный  остаток.

Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес Правительства Ульяновской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области.

23.12.2019 распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от №776-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в с.Выползово Сурского    района Ульяновской области.

На основании данного распоряжения были организованы и проведены мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Согласно акту о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 27.12.2019 был ликвидирован сибиреязвенный скотомогильник в с.Выползово Сурского района Ульяновской области.

31.01.2020  заместителем Волжского межрегионального  природоохранного  прокурора  руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест на распоряжение  № 768 от 18.12.2019 (по аналогичным обстоятельствам, но в  отношении иных скотомогильников),  который был отклонен.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация  сибиреязвенного скотомогильника в с.Выползово Сурского района Ульяновской области, противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56, Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм права.

В соответствии со ст.ст.1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату принятия решения суда по  административному делу, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемого скотомогильника на территории с.Выползово Сурского района Ульяновской области. 

Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, что следует из протоколов лабораторных испытаний и заключений, которые имеются в материалах дела, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильнике трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарной  карточкой, представленной в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорных сибиреязвенных скотомогильников, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных условий жизнедеятельности человека.

Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.

Не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на процессуальные нарушения судом первой инстанции о  принятии судом  в качестве доказательств  по делу копий ветеринарной карточки и актов осмотра, поскольку  они  были предоставлены  самим Агентством  ветеринарии Ульяновской области  в рамках проведенной прокурорской проверкой соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства. Оснований для  признания данных доказательств  недопустимыми, а также базы данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, предоставленной директором  ФКУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора в силу ст.ст.59,  61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.

Также судебная коллегия обращает внимание, что  рассматриваемый  скотомогильник  был включен в  областную  целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/240-П, как сибиреязвенный. Разработчиком  программы являлось,  в том числе Управление ветеринарии администрации Ульяновской                           области. Согласно данной программы возбудитель сибирской язвы является опасным в течение 100 лет.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на Агентство обязанности по  установлению ограждения, сформировании канавы, обозначением предупреждающими табличками не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.

В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца о признании незаконным  и  отмене распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 23.12.2019 №781-р о ликвидации скотомогильника, расположенного в с. Выползово Сурского района Ульяновской области  удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению их безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10.

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Ссылка на то, что координаты скотомогильника не определены на местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не свидетельствует о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения о ликвидации скотомогильника и отсутствии оснований для исполнения данным административным ответчиком требований санитарного  законодательства. Описание местоположения скотомогильника имеется у административных ответчиков, в том числе в ветеринарно-санитарной  карточке. Названные обстоятельства не препятствовали административным ответчикам провести мероприятия по отбору проб почвы с территории скотомогильника и принять решение об их ликвидации, что свидетельствует о наличии у них необходимой информации о местах нахождения сибиреязвенных  захоронений.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска. При этом принимает во внимание совершение прокурором действий по принесению протеста на распоряжение, первоначальное обращение прокурора с административным иском о признании незаконным данного распоряжения в Ленинский районный суд г.Ульяновска, обжалование прокурором в апелляционном порядке определения суда о возвращении административного иска, обращение прокурора в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также то, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав неопределенного круга лиц, носит длящийся характер.

Доводы административных ответчиков о том, что в настоящее время изменился порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильников были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой соглашается судебная коллегия.

В то же время судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения требований административного истца к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с требованиями «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», поскольку надлежащим ответчиком по данным требованиям является Агентство ветеринарии по Ульяновской области, как орган исполнительной власти, в полномочия которого входит организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области в силу п.7.1 названных СП 3.1.7.2629-10.

Согласно уставу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» подведомственно Агентству ветеринарии Ульяновской области, которое от имени Правительства Ульяновской области осуществляет полномочия учредителя в отношении данного учреждения.

Таким образом, решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене согласно п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований к                               ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

В остальной части решение суда является правильным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб, направленных на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 марта    2021 года в части обязания Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в  с.Выползово Сурского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» отменить.

Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

В остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2021 года оставить без изменения,  апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Председательствующий                            

 

Судьи

 

 

33а-2147/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Соколова М.С.
Ответчики
ОГБУ Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия
Агентство ветеринарии Ульяновской области
Другие
Пелевина Н.И.
Администрация МО Сурский район
Администрация МО Никитинское сельское поселение
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Романова М.А.
Сафонов А.А.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
13.05.2021Передача дела судье
16.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее