Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Буторовой О.В.
при секретаре Петровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 16 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению Страздинь А. В. о признании отказа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги в предоставлении земельного участка незаконным, и возложении обязанности по обеспечению выбора земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Страздинь А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции письма от ДД.ММ.ГГГГ №, и возложении обязанности на Управление строительства и земельных отношений г. Калуги обеспечить выбор земельного участка для строительства автостоянки по адресу: <адрес>. При этом указала, что обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги с заявлением о выборе земельного участка под размещение автостоянки на 30 машиномест, площадью около 1400 кв.м. в районе <адрес>, однако ей в этом было отказано со ссылкой на несогласие жителей указанного дома. Считая отказ необоснованным, обратилась в суд с заявленным требованием.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования заявителя были удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено и направлено на новое рассмотрение.
Заявитель в судебное заседание не явилась. Ее представитель Измайлов И.А. в судебном заседании просил требования удовлетворить.
Представитель заинтересованных лиц – Управления строительства и земельных отношений г. Калуги и Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги Журавлева Е.Ю. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес> до настоящего времени не сформирован, ввиду чего согласование выбора участка может привести к ущемлению прав собственников многоквартирного дома.
Представитель заинтересованного лица - ТСЖ «Маяковского, 47» Мальцев Е.П. в судебном заседании в удовлетворении заявления просил отказать, указав, что в настоящее время производятся действия по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, вблизи которого заявитель намерена разместить автостоянку.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Страздинь А.В. обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения автостоянки на 30 машиномест по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1400 кв.м (л.д. 24). При этом была приложена схема М 1:2000 с границами испрашиваемого участка в соответствии с компоновочным чертежом.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (п.6).
Таким образом, у органов местного самоуправления до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта возникает обязанность информирования населения с целью выяснения отсутствия нарушения прав других лиц при выделении земельного участка.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», откуда следует, что при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Поскольку часть жителей указанного многоквартирного дома было несогласно с размещением около дома автостоянки, письмом Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Страздинь А.В. было отказано в удовлетворении ее заявления о выборе земельного участка. При этом одним из оснований для отказа заинтересованное лицо указывает на отсутствие сформированного при многоквартирном доме земельного участка.
Согласно пункта 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Доводы представителя ТСЖ «Маяковского, 47», а также представителя Управления, что осуществление выбора испрашиваемого участка может привести к уменьшению площади земельного участка, право на формирование и предоставление в собственность которого имеют собственники помещений дома <адрес> суд считает обоснованными, поскольку, как видно из материалов дела, в том числе из технического задания № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время производится формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд также принимает во внимание, что обеспечение выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью, в связи с чем, оспариваемый отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, при установленных судом обстоятельствах, не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Страздинь А. В. о признании отказа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги в предоставлении земельного участка незаконным, и возложении обязанности по обеспечению выбора земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Буторова О.В.
Копия верна: судья
Решение в окончательной форме изготовлено 12.03.2012 г.