2-403|12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2012 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Сафарове И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванченко Е.Е. к Управлению Федеральной Службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании стоимости медикаментов, взыскании процентов за несвоевременное исполнение денежного обязательства и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика:
- сумму понесенных затрат на приобретение лекарств за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере <данные изъяты>
- проценты за несвоевременное исполнение денежного обязательства в сумме <данные изъяты>
- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истец указал, что является подполковником УФСБ РФ в отставке, уволен с военной службы по состоянию здоровья с 04.10.2004 с выслугой более 25 календарных лет. По месту жительства в <адрес обезличен> закреплен за пенсионным отделом управления ФСБ России по <адрес обезличен> и медицинским учреждением управления. Пенсионное удостоверение <номер обезличен> от 05.10.2004г. является инвали<адрес обезличен>-й группы по заболеванию, полученному в период военной службы. Вследствие его проживания на значительном удалении от медико-санитарной части (МСЧ) управления (<адрес обезличен>) и госпиталя в <адрес обезличен>, частых внезапных нарушениях сердечного ритма, он не может посещать названные медицинские учреждения.
Он вынужденно обращается за медицинской помощью в медицинское учреждение по месту жительства - МУЗ городская поликлиника <номер обезличен> <адрес обезличен>, по рецептам врачей покупает в аптеках лекарства, необходимые ему по жизненным показаниям. Ответчик отказывается возместить ему денежные средства, потраченные на лекарства. Его право на бесплатное обеспечение лекарствами закреплено в ст. 41 Конституции России, в Федеральном законе №76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих». За период с <дата обезличена> по <дата обезличена> по рецептам врачей он купил лекарства на сумму в размере <данные изъяты>, которые в силу закона ответчик обязан ему возместить.
Несвоевременное исполнение ответчиком денежного обязательства, в соответствии с п. 1.ст.395 ГК РФ, просит суд квалифицировать как «иную просрочку» и взыскать с ответчика сумму в размере <данные изъяты>. Считает, что своими действиями ответчик причинил ему нравственные и физические страдания. Подготовка документов в суд сопряжена со значительными затратами времени, сил, здоровья и умственными нагрузками для изучения нормативной базы и подготовки текста. Длительная поездка в 400 км от места жительства в <адрес обезличен> и обратно для подачи документов в суд, вызывают у него утомление и физические страдания.
В судебном заседании истец исковые требовании поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что в соответствии с приказом начальника оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России от 29.09.2004 <номер обезличен>-лс подполковник Иванченко Е.Е., уволенный с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (пп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), исключен из списков личного состава с 04.10.2004, выслуга лет на 04.10.2004 составляет 28 лет 09 месяцев 14 дней. Иванченко Е.Е. на основании справки серии МСЭ-2007 <номер обезличен> повторно установлена вторая группа инвалидности с 30.01.2009. Заболевание получено им в период военной службы. На основании рецептов и товарных чеков за период с 01.02.2010 по 20.12.2011 истцом приобретены лекарственные средства на общую сумму 151.041 рубль. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 16 указанного Закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяется Правительством Российской Федерации. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 <номер обезличен> «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в пункте 1 установлено, что при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения МО РФ и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Бесплатную медицинскую помощь, в том числе бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей Иванченко Е.Е. мог получить в городе Кисловодске в стационаре медико-санитарной части УФСБ России по СК согласно приказу УФСБ России по СК от 10.07.2007 <номер обезличен>/ДСП, о чем был уведомлен неоднократно. Несмотря на это, истец никогда не обращался в указанное военно-медицинское учреждение. Компенсация понесенных затрат на приобретение лекарственных средств гражданам, перечисленным выше законодательством не предусмотрена. Кроме того, все необходимые лекарственные средства, закупаются военно-медицинскими учреждениями за счет выделенных средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.ст.59, 60 ГПК РФ).
Право каждого человека на охрану здоровья – общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном паке об экономических, социальных и культурных правах.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану его здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 <номер обезличен> гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
При этом, как следует из положений ст. 2 Основ законодательства, основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека - гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) доступность медико-социальной помощи;
3) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья:
4) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Приказом <номер обезличен>-лс от 29.09.2004 Иванченко Е.Е. с 04.10.2004 исключен из списка личного состава и уволен с военной службы по пункту «г» пункта 3 статьи 34 (по состоянию здоровья, в связи с признанием военно-врачебной комиссией негодным к военной службе) Положения о порядке прохождения военной службы на основании п.п. «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе». Выслуга лет на 04.10.2004 составляет: календарная – 25 лет 01 месяц 03 дня, льготная – 01 го<адрес обезличен> месяца 11 дней, учёба – 02 года -6 месяцев 00 дней, всего 28 лет 09 месяцев 14 дней (л.д.7).
Иванченко Е.Е. является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением <номер обезличен>, пенсия ему начислена в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 05.10.2004 (л.д.8).
Служба истца в органах федеральной службы безопасности России, в соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «О военной обязанности и воинской службе» отнесена к военной службе.
В настоящее время истец является пенсионером ФСБ и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным Законом «О статусе военнослужащих».
Следовательно, истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы с общей продолжительность военной службы 25 лет и более, а также, как уволенный по состоянию здоровья, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатной обеспечение лекарственными средствами.
Представитель ответчика по доверенности, не оспаривая право истца на бесплатное обеспечение лекарствами, утверждает, что Иванченко Е.Е. имеет право на медицинское обслуживание в стационаре медико-санитарной части УФСБ России по СК в <адрес обезличен> и, что компенсация понесенных затрат на приобретение лекарственных средств гражданам, законодательством не предусмотрена. Не отрицая, при этом, отсутствие по месту жительства истца военно-медицинского учреждения и необходимость по жизненным показаниям постоянного применения лекарственных средств.
В силу ч. 2 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь..., бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 16 указанного Закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 16 Закона).
Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в постановлении Правительства РФ №1093 от 26.09.1994г. «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей».
А именно, при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Иванченко Е.Е. является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности – заболевание получено в период прохождения военной службы (справка серия <номер обезличен> <номер обезличен> - л.д. 9).
Истец постоянно проживает по адресу: <адрес обезличен>.
Медицинскую помощь получает в учреждении здравоохранения МУЗ городская поликлиника <номер обезличен> <адрес обезличен> по месту жительства.
Согласно выписки из амбулаторной карты больного Иванченко Е.Е. за период с 01.01.2011г. по 15.12.2011г. он находился на диспансерном лечении, наблюдается с ДS:<данные изъяты> (л.д. 24).
По основному заболеванию постоянно принимает следующие медикаменты: Моночинкве Ретарт, Тромбо-Асс, Крестор, Нолипрел, Аллапинин, Ритмонорм (Пропанорм), Омакор, Предуктал MB, Панангин (л.д. 24).
За период с 24.02.2010 по 14.12.2011 по рецептам МУЗ городская поликлиника <номер обезличен> <адрес обезличен> истцом приобретены лекарственные препараты: <данные изъяты>, что подтверждается накладными, товарными чеками и кассовыми чеками (л.д.25-100).
Из материалов дела следует, что Иванченко Е.Е. по состоянию здоровья нуждается в постоянном приеме определенных лекарственных препаратов согласно назначениям врача-кардиолога, лор-врача и врача-окулиста.
Необходимые лекарственные препараты в период с 24.02.2010 по 14.12.2011 приобретены истцом самостоятельно в аптечных учреждениях, расположенных в населенных пунктах в посредственной близости от места его проживания (<адрес обезличен> ильные Воды, <адрес обезличен>).
Истец проживает в <адрес обезличен> СК, медицинское учреждение, в котором Иванченко Е.Е. может получать медицинскую помощь согласно приказу УФСБ России по СК от 10.07.2007 <номер обезличен>/ДСП (стационар медико-санитарной части УФСБ России по СК) находится в городе Кисловодске.
По состоянию здоровья истцу тяжело регулярно посещать указанное медицинское учреждение, в том числе за получением лекарств.
Следовательно, реализация истцом права на бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном постановлением Правительства РФ <номер обезличен> от 26.09.1994г., затруднена.
При этом ответчиком не представлено суду доказательств того, что истец надлежащим образом уведомленный о возможности получения им необходимых лекарственных препаратов в диспансерном отделении МСЧ УФСБ РФ по СК, расположенном в <адрес обезличен>, с учетом его заболевания, имел возможность для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией РФ и Федеральным законом №76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих».
При разрешении данного спора, при установленных судом обстоятельствах, суд полагает необходимым руководствоваться ч.2 ст.120 Конституции РФ и принимает решение в соответствии с Федеральными законами, которые регулируют данные правоотношения – пункт 2 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п.2 ч.1 ст.30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья и граждан от 22.07.1993 <номер обезличен> пациент имеет право на выбор врача, в том числе лечащего, и лечебно-профилактического учреждения по месту жительства либо по месту прикрепления для медицинского обслуживания.
В силу удаленности военно-медицинской службы УФСБ по СК истец получает медицинскую помощь по месту жительства, что не противоречит действующему законодательству.
Истец на основании назначений врачей приобретал лекарственные средства в розничной торговле в аптечных учреждениях за свой счет, что подтверждается, представленными им товарными и кассовыми чеками на сумму <данные изъяты>
В части взыскания денежных средств, потраченных на приобретение лекарств, требования Иванченко Е.Е. являются обоснованными, но подлежат удовлетворению частично в сумме <данные изъяты> т.к. приобретенный им за указанный выше период Панангин на сумму <данные изъяты> не является лекарством.
Исковые требования Иванченко Е.Е. о взыскании процентов за несвоевременное исполнение денежного обязательства в сумме 11135 рублей удовлетворению не подлежат, т.к. не основаны на законе.
Также необоснованными, по мнению суда, являются требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
Нематериальными благами, указанными в ст. 150 ГК РФ являются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред- это причинение гражданину физических и нравственных страданий. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда, может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Доказательств причинения истцу морального вреда действиями ответчика, суду не представлено, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют. При таких обстоятельствах суд не может признать обоснованными исковые требования Иванченко Е.Е. о компенсации ему морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.03.2012░.