Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-51/2022 ~ М-1/2022 от 10.01.2022

        Дело № 2-51/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 февраля 2022 года     село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Мучина Д.М.,

при секретаре судебного заседания Николаевой Е.И.,

с участием истца Дьячковской Н.Н.,

представителя ответчика – Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского района РС (Я) по доверенности Пинигина И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дьячковской Н.Н. к Администрации Муниципального образования «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании права на предоставление жилого помещения взамен признанного аварийным,

У С Т А Н О В И Л :

Дьячковская Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) о признании права на предоставление жилого помещения взамен аварийного жилого помещения. В обоснование иска истец Дьячковская Н.Н. указала, что она с 2018 года является собственником жилого помещения – <адрес>, с общей площадью 57,3 кв. м., кадастровым номером , расположенного на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>. Ранее, <ДАТА> данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, в 2019 году он был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» с планируемой датой окончания переселения – <ДАТА> Дьячковская Н.Н. <ДАТА> обратилась в Администрацию МО «Чурапчинский наслег» с заявлением о предоставлении ей другого жилого помещения взамен признанного аварийным, однако ответчик письмом с исх. сообщил ей, что она имеет право только на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения, в связи с приобретением ею своего жилого помещения после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Истец не согласна с данным решением, поскольку такие изменения в жилищное законодательство были включены после приобретения ею своего жилого помещения, при этом закон обратной силы не имеет, а право выбора одного из способов обеспечения жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу принадлежит только собственнику жилого помещения в таком доме. В связи с этим, истец полагает, что по её выбору ответчик обязан предоставить ей другое жилое помещение, и считает отказ Администрации МО «Чурапчинский наслег» в предоставлении ей другого жилого помещения взамен признанного аварийным незаконным, как существенно нарушающим её жилищные права. Учитывая изложенное, истец Дьячковская Н.Н. просит признать за ней право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности взамен жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>, в рамках реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от <ДАТА> .

Истец Дьячковская Н.Н. в судебном заседании иск поддержала полностью, просит его удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации МО «Чурапчинский наслег» по доверенности Пинигин И.М. в судебном заседании с иском не согласился, считает, что в данном случае истцу Дьячковской Н.Н. полагается только денежное вознаграждение, поскольку срок расселения её авариного многоквартирного жилого дома по региональной адресной программе ещё не наступил, просит в иске отказать.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явились, согласно отзыву с иском не согласны.

При данных обстоятельствах, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)».

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показал, что является сыном Дьячковской Н.Н., с 2016 года после заключения брака, со своей супругой проживали по адресу: РС (Я), <адрес> по договору аренды квартиры, после чего приобрели указанную квартиру на основании договора купли-продажи, в настоящее время также со своей семьей проживает в данном жилом помещении и несут расходы, связанные с ее содержанием, о том, что дом был признан аварийным в момент приобретения квартиры он не знал.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив имеющиеся материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

При этом, ст. 32 ЖК РФ предусмотрены права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от <ДАТА> истец Дьячковская Н.Н. является собственником жилого помещения – квартиры с площадью 57,3 кв. м., расположенного по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>.

Постановлением Администрации МО «Чурапчинский наслег» от <ДАТА> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта обследования многоквартирного жилого <адрес> от <ДАТА> и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <ДАТА>, принятых Межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «Чурапчинский наслег» от <ДАТА> .

Указанный аварийный многоквартирный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, вошедших в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства РС (Я) от <ДАТА> .

Согласно данной Республиканской адресной программе планируемая дата окончания переселения аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>, – <ДАТА>

Однако, ответчиком Администрацией МО «Чурапчинский наслег» истцу Дьячковской Н.Н. вручено требование от <ДАТА> с исх. о сносе (реконструкции) указанного аварийного многоквартирного жилого дома, как собственнику расположенного в нем жилого помещения – <адрес>.

Между тем, на основании ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1); Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

Исходя из содержания приведенных норм жилищного права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 указанного Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо на его выкуп. При этом собственник этого жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Учитывая, что многоквартирный жилой дом по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>, включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства РС (Я) от <ДАТА> , что сторонами дела не оспаривается, то истец Дьячковская Н.Н., как собственник жилого помещения в данном доме – <адрес>, вправе претендовать на предоставление ей в счет компенсации за жилое помещение либо денежной суммы, либо равнозначного жилого помещения в собственность.

Истец Дьячковская Н.Н., обратившись с заявлением от <ДАТА> в адрес ответчика Администрации МО «Чурапчинский наслег», отказалась от возмещения ей денежной компенсации за жилое помещение, тем самым воспользовалась своим правом на предоставление другого жилого помещения, что подтверждено в судебном заседании.

Доводы ответчика Администрации МО «Чурапчинский наслег» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» о том, что оснований для предоставления истцу Дьячковской Н.Н. другого жилого помещения не имеется, подлежат отклонению в силу следующего.

Части 8.1 и 8.2 ст. 32 ЖК РФ введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». Между тем, в соответствии со ст. 3 данного Федерального закона он вступил в законную силу со дня официального опубликования – то есть 28 декабря 2019 г.

В то же время, как установлено ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, учитывая, что все юридически значимые действия (признание многоквартирного жилого дома по адресу: РС (Я) Чурапчинский улус (район) <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, включение данного многоквартирного дома в Республиканскую адресную программу, отказ истца Дьячковской Н.Н. от возмещения за жилое помещение в виде денежной компенсации с правом предоставления ей другого жилого помещения) произошли до введения в действие частей 8.1 и 8.2 ст. 32 ЖК РФ, а Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении его действия на ранее возникшие правоотношения, то положения частей 8.1 и 8.2 ст. 32 ЖК РФ в данном случае применению не подлежат.

Кроме того, исходя из заявленных Дьячковской Н.Н. исковых требований вопрос о возложении обязанности на государственные органы или органы местного самоуправления выполнить действия, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данных органов, по данному делу не рассматривается. Дьячковская Н.Н. только просит признать факт наличия у неё права на предоставление другого жилого помещения на праве собственности взамен жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, в рамках реализации региональной адресной программы.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы закона и представленные на рассмотрение суда доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Дьячковской Н.Н. исковых требований, в связи с чем, иск подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Дьячковской Н.Н. к Администрации Муниципального образования «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании права на предоставление жилого помещения взамен признанного аварийным – удовлетворить.

Признать за Дьячковской Н.Н., право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности взамен жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, в рамках реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <ДАТА> .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия).

        Судья        Д.М. Мучин

2-51/2022 ~ М-1/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дьячковская Надежда Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Чурапчинский наслег"
ГКУ РС (Я) "Дирекция жилищного строительства РС (Я)"
Суд
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Мучин Дмитрий Матвеевич
Дело на сайте суда
chur--jak.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее