Дело № 2а-10310/2019 06 сентября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Шлуневой А.А.,
с участием прокурора Кинда А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократической партии России к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка № 16 от 21.06.2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 101).
Данное решение опубликовано в газете «Черная речка», выпуск № 5, 21 июня 2019 года (л.д. 106-108).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка № 131 от 18 июля 2018 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 98 с оборотом).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 10.04.2019 года № 10 председателем комиссии избран Доброхотов М.А. (л.д. 100).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка № 17 от 21 июня 2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва - № 1, № 2, № 3, № 4 (л.д. 103 с оборотом).
Санкт-Петербургского региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократическая партия России 04.09.2019 года (л.д. 65) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным бездействие избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка, выразившееся в необеспечении кандидатам, выдвинутым административным истцом, права на подачу документов;
- обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу с 14 до 18 часов принять документы о выдвижении и регистрации у кандидатов, выдвинутых административным истцом в качестве кандидатов в депутаты в муниципальный совет.
В обоснование заявленных требований указано, что 25.06.2019 г. Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократическая партия России выдвинуты кандидаты в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по избирательному округу № 1 - Зарезин Сергей Петрович, Черкасов Виталий Сергеевич, Ермоленко Максим Александрович, Братчиков Станислав Вячеславович, Столяров Сергей Викторович, по избирательному округу № 2 - Ермоленко Лидия Александровна, Селеверстов Илья Валерьевич, Ермоленко Артем Александрович, Субботин Никита Сергеевич, Потетинова Наталия Александровна, по избирательному округу № 3 - Жукова Наталья Викторовна, Постнов Роман Евгеньевич, Панарин Игорь Юрьевич, Сушенцев Данил Михайлович, Черных Эдуард Николаевич, по избирательному округу № 4 - Арчибасов Тимофей Викторович, Смирнова Екатерина Игоревна, Луковский Дмитрий Юрьевич, Бирюкова Виктория Олеговна.
26.06.2019 г. кандидаты осуществляли попытки подачи документов для уведомления о выдвижении. Попытки подать документы в ИКМО предпринимались кандидатами ежедневно, были составлены акты 26.06.2019 г., 27.06.2019 г., 10.07.2019 г.
Кандидаты не имели возможности подать документы в ИКМО, так как ежедневно обнаруживалась очередь из граждан, которые, не имея ни документов, ни намерения подать их в ИКМО, эту очередь искусственно создавали, препятствуя кандидатам подать документы.
При этом ИКМО игнорировало решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 103-14 от 22.06.2019 г., которым решено обязать ИКМО, а также территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, на которые возложены полномочия ИКМО, осуществлять прием документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, с 9 часов до 18 часов, в том числе, в выходные дни, при этом обеспечить возможность всем лицам, явившимся в ИКМО для представления указанных документов, подать их в тот же день, для чего, в случае необходимости, организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня.
05.07.2019 г. Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение № 109-9, которым работу ИКМО признали ненадлежащим образом организованной и указали на необходимость обеспечить всем явившимся кандидатам возможность предоставления документов, что не было сделано.
Факты ненадлежащей организации работы ИКМО широко освещались в средствах массовой информации, что на основании ст. 64 КАС РФ можно расценить как общеизвестные сведения, не требующие доказывания.
Создание искусственных очередей, сокращение срока приема документов свидетельствуют о нарушении прав кандидатов на подачу документов в срок. Поскольку кандидаты прибыли по адресу места нахождения ИКМО, но не смогли представить документы по причине бездействия комиссии, то отказ в приеме документов за истечением времени нарушает принцип равноправия участников выборного процесса и необоснованно ограничивает пассивное избирательное право, поскольку невозможность в срок подать документы вызвана не тем, что кандидаты прибыли в неустановленное время, а тем, что административным ответчиком не был эффективно организован прием документов.
Административный истец считает, что из-за ненадлежащей организации работы ИКМО его права были нарушены, так как административный истец как избирательное объединение желал принять участие в назначенных выборах в муниципальный совет МО Черная речка, выдвинул кандидатов, однако ни один из них не смог реализовать свое пассивное избирательное право.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 78), об отложении судебного заседания не просил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 88-89).
Представитель административного ответчика Стульба И.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что ИКМО Черная речка осуществляла работу по приему документов в соответствии с законодательством, всего были приняты документы от 66 кандидатов, срок приема документов закончился 11.07.2019 года, от ЛДПР документы подавала только Макарова Н.В., которой было отказано в регистрации, указанных в административном иске кандидатов не было в ИКМО Черная речка (л.д. 112).
Заинтересованные лица Зарезин С.П., Черкасов В.С., Ермоленко М.А., Ермоленко Л.А., Ермоленко А.А., Селеверстов И.В., Субботин Н.С., Жукова Н.В., Постнов Р.Е., Панарин И.Ю., Сушенцев Д.М., Черных Э.Н., Арчибасов Т.В., Смирнова Е.И., Луковский Д.Ю., Братчиков С.В., Столяров С.В., Потетинова Н.А., Бирюкова В.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д. 66-74, 81-87, 92-95), об отложении судебного заседания не просили.
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда настоящего административного искового заявления (л.д. 79).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Согласно п. 8 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии со статьей 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, необходимые документы, в том числе первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Как следует из материалов дела, согласно решению внеочередной конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-Демократическая партия России от 25.06.2019 г. кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва выдвинуты по избирательному округу № 1 - Зарезин Сергей Петрович, Черкасов Виталий Сергеевич, Ермоленко Максим Александрович, Братчиков Станислав Вячеславович, Столяров Сергей Викторович, по избирательному округу № 2 - Ермоленко Лидия Александровна, Селеверстов Илья Валерьевич, Ермоленко Артем Александрович, Субботин Никита Сергеевич, Потетинова Наталия Александровна, по избирательному округу № 3 - Жукова Наталья Викторовна, Постнов Роман Евгеньевич, Панарин Игорь Юрьевич, Сушенцев Данил Михайлович, Черных Эдуард Николаевич, по избирательному округу № 4 - Арчибасов Тимофей Викторович, Смирнова Екатерина Игоревна, Луковский Дмитрий Юрьевич, Макарова Юлия Владимировна, Бирюкова Виктория Олеговна (л.д. 26-28).
Административный истец в обоснование своих доводов ссылается на акты от 26.06.2019 г., 27.06.2019 г., 10.07.2019 г., согласно которым по месту нахождения ИКМО Черная речка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д. 7, лит. А, пом. 21-Н, каб. 11 была осуществлена попытка подать документы для выдвижения кандидатов в депутаты МС ВМО СПб МО Черная речка, на протяжении всего периода времени приема документов кандидаты не смогли подать документы для выдвижения и регистрации, поскольку была обнаружена очередь из кандидатов, которые эту очередь искусственно создавали, препятствуя кандидатам подать документы (л.д. 29-32).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка № 19 от 21 июня 2019 года установлен график приема документов в период выдвижения и регистрации кандидатов: 24 июня 2019 г. с 11 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, в остальные дни – понедельник – пятница с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 16 часов 00 минут до 18 часов 00 минут (л.д. 13-14).
В соответствии с решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22.06.2019 г. № 103-14 ИКМО, а также территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, на которые возложены полномочия ИКМО, обязаны осуществлять прием документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, с 9 часов до 18 часов, в том числе, в выходные дни, при этом обеспечить возможность всем лицам, явившимся в ИКМО для представления указанных документов, подать их в тот же день, для чего, в случае необходимости, организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня (л.д. 15-22).
В соответствии с решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 05.07.2019 г. № 109-9 признана неудовлетворительной работа ИКМО Черная речка по приему документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты МС МО Черная речка шестого созыва, 27 июня 2019 г. (л.д. 23-25).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в материалы дела не представлено доказательств, с достоверностью и достаточностью свидетельствующих о фактах нарушения административным ответчиком требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, а также Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, которые привели к невозможности подачи заинтересованными лицами документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты.
В частности, представленные административным истцом акты от 26.06.2019 г., 27.06.2019 г., 10.07.2019 г. не содержат сведений о том, какие конкретно лица пытались подать документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты.
В соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Последним днем приема административным ответчиком документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты является 11.07.2019 г.
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 04.09.2019 г., то есть с пропуском срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 240 КАС РФ.
При этом в силу части 7 статьи 240 КАС РФ срок, указанный в части 4 настоящей статьи, не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска.
В соответствии с частью 9 статьи 240 КАС РФ пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.
В силу части 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Системное толкование приведенного положения подпункта 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действия (бездействия) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Следовательно, в случае, когда на момент рассмотрения административного иска утрачена возможность восстановления прав административного истца, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действия (бездействия) или решения незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав.
При этом суд принимает во внимание, что решение суда об удовлетворении требований в условиях невозможности фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
Административный истец просит обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу с 14 до 18 часов принять документы о выдвижении и регистрации у кандидатов, выдвинутых административным истцом в качестве кандидатов в депутаты в муниципальный совет.
Вместе с тем, как указано выше, последним днем приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва, является 11.07.2019 г. Указанный период времени установлен законом и не может быть продлен решением суда.
Таким образом, заявленный административным истцом способ восстановления прав не может быть реализован.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░