Дело № 2-1045/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Галько С.В.,
при секретаре судебного заседания Пауль Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбановой Олеси Габдулловны к Курбанову Игорю Габдулловичу, Курбановой Кристине Габдулловне о восстановлении срока для принятия наследства, признании права на долю в праве собственности на недвижимое имущество,
установил:
Курбанова О.Г. обратилась в Лабытнангский городской суд с иском, уточненным при производстве по делу, к Курбанову И.Г., Курбановой К.Г. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ее отца ФИО7, умершего 6 декабря 2017 года в г.Лабытнанги, в виде 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: ..., и признании за ней права собственности на 1/12 долю на указанное жилое помещение. Требования мотивировано тем, что она является не единственным наследником после смерти отца. Однако, о наличии наследственного имущества ей стало известно только 10 июля 2018 года, то есть после истечения установленного законом срока для принятия наследства.
Истец Курбанова О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель адвокат Литвинская Ж.В., действующая на основании ордера № 010 от 13 июля 2018 года, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Курбанов И.Г. исковые требования не признал по тем основаниям, что истица знала о том, что отец является собственником доли спорной квартиры задолго до смерти, так как общалась как с ними, была вхожа в их семью. Со слов матери и сестры ему известно, что после смерти отца Курбанова О.Г. высказывалась, что не будет обращаться по поводу принятия наследства, в том числе из-за большого долга на квартиру.
Ответчик Курбанова К.Г. в судебное заседание не явилась, извещена. Из направленных суду письменных возражений следует, что она исковые требования не признает, так как истице достоверно было известно задолго до истечения шестимесячного срока для принятия наследства, что после смерти отца открылось наследство.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, право наследования гарантируется.
Вещи, иное имущество, в том числе недвижимое, имущественные права выступают в качестве объектов гражданских прав в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
В силу статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Наследственную массу, в соответствии со статьей 1112 ГК РФ, составляют принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 декабря 2017 года умер ФИО7, ДД/ММ/ГГ года рождения, которому на праве собственности принадлежала 1/4 доля квартиры, расположенной по адресу: .... Собственниками по ? доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру являются ФИО8 (супруга), Курбанова К.Г. и ФИО9 (дети) (л.д. 8, 11-13).
Согласно материалам наследственного дела № 19/2018 21 марта 2015 года с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО7, к нотариусу обратилась его дочь Курбанова К.Г., являющаяся наследником по закону первой очереди (л.д. 51).
Из ответа нотариуса нотариальной палаты ЯНАО нотариального округа город Лабытнанги ФИО10 и представленных им материалам наследственного дела № 19/2018 следует, что с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО7, к нотариусу обратилась только его дочь Курбанова К.Г. 21 марта 2018 года, являющаяся наследником по закону первой очереди. Свидетельство о праве на наследство не выдавалось. Наследство состоит из ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ... (л.д.26, 51-60).
Также из ответа нотариуса нотариальной палаты ЯНАО нотариального округа город Лабытнанги ФИО10 следует, что в начале июля 2018 года к нему обращалась Курбанова О.Г. по вопросу открытия наследственного дела к имуществу ФИО7, в принятии заявлении которой было отказано в связи с пропуском установленного законом срока для принятия наследства (л.д.50).
Истец, согласно копии повторного свидетельства о рождении I-ПК № 764591, выданного отделом загс г. Лабытнанги службы загс ЯНАО 12 июля 2018 года, также является дочерью умершего ФИО7, соответственно, наследником первой очереди после его смерти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (с. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Из пояснений истца, изложенных в исковом заявлении, следует, что срок пропущен в связи с ее неосведомленностью о наличии какого-либо имущества, принадлежащего отцу, о наличии которого ей стало известно только 10 июля 2018 года, то есть по истечении срока для принятия наследства.
Между тем, как из пояснений ответчика ФИО9, данных суду, так и письменных возражений ответчика Курбановой К.Г. (л.д.19) следует, что истица задолго до смерти отца знала о наличии его доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру, так как общалась как с отцом, так и с ними. После смерти отца на поминальном обеде шла речь о наследстве и сестре сказали о наличии большого долга, который ей придется также платить при принятии наследства.
Таким образом суд находит установленным факт того, что о наличии недвижимого имущества у ФИО7 истице было известно еще до его смерти, о смерти наследодателя (ФИО7) Курбановой О.Г. стало известно непосредственно после его смерти. Однако, к нотариусу с заявлением по поводу принятия наследства она обратилась по истечении шестимесячного пресекательного срока, установленного пунктом 1 статьи 1155 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, при том, что истцом суду не представлено заслуживающих внимание доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска шестимесячного срока, суд находит необходимым иск Курбановой О.Г. о восстановлении срока для принятия наследства отказать.
В связи с отказом Курбановой О.Г. в восстановлении срока для принятия наследства, суд находит не подлежащим удовлетворению и требование истицы о признании права на долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: