№2-1779/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Царёвой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибунова А. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Грибунов А.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, ссылаясь на то, (дата) он обратился в отдел Пенсионного фонда по Центральному округу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края за назначением страховой пенсии согласно ч.1 п.20 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) ему было отказано в выплате пенсии. Основанием для отказа послужило то, что в стаж работы, дающей ему право на назначение досрочной пенсии по стажу не включены периоды работы в должности фельдшера линейной бригады в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре с (дата) по (дата) – 2 года 11 месяцев 10 дней, с (дата) по (дата) - 1 год 1 месяц 3 дня. Считает отказ в назначении пенсии необоснованным и незаконным поскольку организационно-правовая форма деятельности Станции скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре неоднократно менялась: до (дата) наименовалась Станция скорой медицинской помощи (ССМП) г.Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным предприятием «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре; с (дата) по (дата) - Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре; с (дата) и по настоящее время Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Комсомольска-на- Амуре. На протяжении всего этого времени основным видом деятельности (иные данные), исходя из содержания ее Уставов, являлось оказание экстренной медицинской помощи больным, роженицам и пострадавшим жителям г.Комсомольска-на-Амуре и пригородов. Следовательно, и в оспариваемый период данная Станция, несмотря на изменения организационно-правовых норм и наименований, выполняла все те же функции Станции скорой медицинской помощи, что свидетельствует о тождественности указанных выше организаций. Просит отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) в части исключения из специального стажа работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, установить тождественность организационно-правовой формы собственности муниципального предприятия «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре и Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре за периоды с (дата) по (дата), включить данные периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, признать за ним право на досрочную пенсию по старости и выплачивать с (дата).
В ходе рассмотрения дела Грибунов А.С. уточнил исковые требования и просил установить тождественность функций, выполняемых им в муниципальном предприятия «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре и муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи» за периоды с (дата) по (дата) включить данные периоды в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в календарном исчислении, признать за ним право на досрочную пенсию по старости и выплачивать с (дата).
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края Винокурова Э.Р., действующая на основании доверенности (№) от (дата), исковые требования не признала по основания, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, в стаж работы, дающей право Грибунову А.С. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре: (дата) по (дата) - 2 года 11 месяцев 10 дней, с (дата) по (дата) - 1 год 1 месяц 3 дня, в должности фельдшера линейной бригады, так как «предприятие» не установлено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ право на установление досрочной страховой пенсии по старости предоставлено ранее достижения возраста, установленного ст.8 указанного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста. В соответствии с ч.4 ст.14 Закона №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Список №781, предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работу в определенных должностях и учреждениях здравоохранения. Назначение пенсии при условии работы на предприятии не предусмотрено ни Списком №781, ни ранее действующими списками. Список №781 является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Согласно записям в трудовой книжке истца и льготной уточняющей справке от (дата) (№), выданной КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольск-на-Амуре», истец работал с (дата) по (дата) в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», которое действовало как предприятие до получения свидетельства (№) от (дата) о регистрации Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи». Тождество «Муниципального предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» и «Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» Министерством Труда и социальной защиты РФ не установлено. Стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ составляет 26 лет 6 месяцев 13 дней при требуемом стаже 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Просила в исковых требованиях Грибунову А.С. отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Мартынова Н.Я., действующая на основании доверенности от (дата) полагала исковые требования Грибунова А.С. обоснованными и подтвердила изложенные им доводы.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Грибунов А.С. (дата) принят на работу на «Станцию скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре на должность фельдшера линейной бригады. На основании постановления Главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре переименован в МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», с (дата) на МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», с (дата) на МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», на основании постановления Администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) - МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», и на основании распоряжения Министерства здравоохранения Хабаровского края (№) от (дата) – в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре Министерства здравоохранения Хабаровского края, где Грибунов А.С. работает по настоящее время в должности фельдшера скорой медицинской помощи. (дата) Грибунов А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении страховой пенсии согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от (дата) №400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением (№) от (дата) в назначении страховой за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения Грибунову А.С. отказано, поскольку в стаж работы на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной и (или) иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ не включены периоды работы в должности фельдшера линейной бригады в Муниципальном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольск-на-Амуре в период с (дата) по (дата) - 2 года 11 месяцев 10 дней, с (дата) по (дата) - 1 год 1 месяц 3 дня.
Обстоятельства, как они установлены судом, подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: материалами отказного дела, светокопиями трудовой книжки, уставами МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре» Министерства здравоохранения Хабаровского края; должностной инструкцией фельдшера бригады МП ССиНМП г.Комсомольска-на-Амуре, должностной инструкцией фельдшера выездной бригады МУЗ ССМП.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.В силу п.4 ст.14 Закона №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями пп.«н» ч.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление №665) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Закона №400-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее - Список №781); для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (далее - Список № 1066); для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 года включительно - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 год №464 (далее - Список № 464).
Списки №781, №1066 и №464 предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работу в определенных должностях и в определенных учреждениях здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), которыми предусмотрен льготный порядок исчисления стажа лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно указанному Перечню.
В пункте 2 раздела «Наименование должностей» Перечня предусмотрены фельдшеры работающих в соответствующих п.2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии — реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.
Правом на льготное исчисление стажа работы могут пользоваться только те медицинские работники, которые непосредственно работают в должностях и в отделениях (структурных подразделениях), предусмотренных Перечнем в соответствующих разделах.
Анализируя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что само по себе указание на то, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, осуществляющие работу в медицинских учреждениях, не может ограничивать право граждан на пенсионное обеспечение, отработавших в различных по наименованию учреждениях, организациях, предприятиях при остальных равных условиях. Иное противоречило бы конституционным принципам равенства граждан в сфере пенсионного обеспечения, гарантирующим защиту от введения всякого рода различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории работников.
Из представленных Уставов МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» и МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» следует, что основной целью, этих предприятия и учреждения является обеспечение оказания в рамках бюджетных ассигнований экстренной медицинской помощи.
Предметом деятельности, как предприятия, так и учреждения является лечебно-профилактическая деятельность.
Уставами, как муниципального предприятия, так и муниципального учреждения предусматривался единый источник финансирования: бюджет и имущество муниципального образования. Обе организации являлись некоммерческими.
Согласно вышеуказанным Уставам, как муниципальное предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», так и Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» осуществляли одинаковые виды деятельности.
В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Установление судом тождественности организаций и тождественности должностей не противоречит выводам, сделанным Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года №81-О.
Из представленной суду должностной инструкции фельдшера выездной бригады МП ССиНМП г.Комсомольска-на-Амуре и должностной инструкцией фельдшера выездной бригады МУЗ ССМП, следует, что должностные обязанности фельдшера МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» г.Комсомольска-на-Амуре соответствуют должностным обязанностям фельдшера выездной бригады МУЗ ССМП
Исходя из анализа вышеизложенных доказательств, суд приходит к выводу о том, что функции, выполняемые Грибуновым А.С. в должности фельдшера МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» тождественны функциям фельдшера МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата), в связи с чем указанные периоды подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как 1 год за 1 год, то есть в календарном исчислении.
С учетом изложенных обстоятельств в связи с установлением судом тождественности выполняемых Грибуновым А.С. функций в МП «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» и МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» у Пенсионного фонда отсутствовали основания не включать периоды работы истца с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в специальный трудовой стаж, дающий Грибунову А.С. право на досрочное назначение страховой пенсии и исчисление периодов работы для включения в специальный трудовой стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) календарно.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения Грибунова А.С. с заявлением о назначении пенсии его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в льготном исчислении составляет более 30 лет, в связи с чем решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) в обжалуемой части не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грибунова А. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение страховой пенсии удовлетворить.
Установить тождественность функций, выполняемых Грибуновым А. С. в Муниципальном предприятии «Станция скорой медицинской и неотложной помощи» и Муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» в период времени:
с (дата) по (дата),
с (дата) по (дата).
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (№) от (дата) в части не включения в специальный стаж в соответствии со п.20 ч.1 ст.30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», дающий Грибунову А. С. право на досрочное назначение пенсии периодов работы: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края включить в специальный стаж в соответствии со п.20 ч.1 ст.30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Грибунову А. С. в календарном исчислении периоды работы:
с (дата) по (дата),
с (дата) по (дата).
Признать Грибуновым А. С., родившимся (дата) в (адрес) право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края назначить и выплачивать Грибунову А. С. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии со п.20 ч.1 ст.30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с (дата).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Фадеева