Дело 2-40/2022
10RS 0006-01-2021-001068-93
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 11 марта 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Лахденпохского муниципального района к Кодырко Валентину Евстафиевичу о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Администрация Лахденпохского муниципального района (далее - АЛМР) обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск мотивирован тем, что на территории МО «Лахденпохское городское поселение», а именно возле многоквартирного дома № 13-А по ул. Ладожской флотилии находится разукомплектованное транспортное средство (автобус), государственный регистрационный знак отсутствует. Данное транспортное средство повреждено пожаром, отсутствуют стекла, имеется открытый доступ в салон, колеса спущены. Разукомплектованным транспортным средством признается транспортное средство, у которого отсутствует один из следующих конструктивных элементов: дверь, колесо, капот, крышка багажника, крыло, шасси или привод. 31.08.2021 при выезде к месту нахождения указанного транспортного средства АЛМР установила, что данное транспортное средство, по словам сотрудников и лиц, проживающих в вышеуказанном жилом доме, принадлежит ответчику. В связи с наличием потенциального собственника транспортного средства, АЛМР в отношении ответчика составила протокол об административном правонарушении по п. 21 ст. 2.14 Закона Республики Карелия об административных правонарушениях. Ответчик был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей. Ранее в отношении ответчика также составлялись протоколы об административных правонарушениях, однако спорное транспортное средство так не было убрано. Хранение спорного транспортного средства на территории общего пользования нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, кроме того нарушает требования безопасности, поскольку может быть использовано в целях совершения преступлений террористической направленности, сокрытия преступлений, а также в иных противоправных целях. Также, хранение спорного транспортного средства на территории объекта благоустройства вне специально отведенного для этого места не допускается в силу положений Республики Карелия об административных правонарушениях, является административным правонарушением. Ссылаясь на положения ст.ст. 210, 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), представитель истца указал, что из материалов, приложенных к иску, следует, что спорное транспортное средство принадлежит ответчику, что им также не оспаривается. От данного имущества ответчик не отказывается, следовательно, обязан совершить действия по его уборке и хранить в специально отведенном месте.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнения заявленных требований, истец просит обязать ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить уборку разукомплектованного транспортного средства, принадлежащего ответчику, с территории общего пользования относительно адресного ориентира: Республика Карелия г. Лахденпохья ул. Ладожской флотилии, у жилого дома №13А, в место, предназначенное для хранения транспортных средств.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Хлопкина О.А., заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в иске, пояснив, что АЛМР является исполнительно - распорядительным органом МО Лахденпохское городское поселение, к вопросам местного значения которого, согласно, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относится, в том числе, утверждение правил благоустройства и контроль за их соблюдением, обеспечение первичных мер противопожарной безопасности, участие в профилактике терроризма, участие в предупреждении ЧС. Специалистом АЛМР было установлено, что спорное разукомплектованное ТС находится в местах общего пользования, о чем в материалы дела приложен схема. Границы земельного участка под МКД № 13-а по ул. Ладожская Флотилия не определены в соответствии с действующим земельным законодательством. В соответствии с Правилами благоустройства, местами общего пользования признается территория муниципального образования, которая постоянно доступна для населения. Местом общего пользования могут пользоваться все жители города для различных целей. Раздел 6.1 Правил благоустройства ЛГП говорит о том, что объектами озеленения являются скверы, сады, парки и т.д., на таких участках запрещена стоянка ТС на газонах и других участках с насаждениями. В материалах дела имеется много обращений Кодырко В.Е. в правоохранительные органы по поводу данного автобуса, приложены документы по приобретению данного автобуса в собственность. Ответчик, действуя как собственник поврежденного ТС, обращался за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы. Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что ответчик является собственником спорного автобуса. Поскольку АЛМР обязана обеспечить безопасность для жителей города, а также осуществлять контроль над благоустройством на территории МО, хранение ответчиком автобуса на территории, не предназначенной для этого, нарушает права не только жителей дома № 13-а, но и других жителей города. Материалы дела подтверждают неоднократные пожары на данном объекте, и кроме того, неустановленные лица били там стекла, снимали предметы с автобуса. Данные действия могут привести к негативным последствиям, к возникновению следующих пожаров, поскольку данное ТС никаким образом не защищено от проникновения, могут пострадать дети, которые играют на придомовой территории. Полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, и невозможным заключение мирового соглашения с ответчиком.
Ответчик Кодырко В.Е. заявленные требования не признал, пояснив, что постановление о привлечении его к административной ответственности было отменено. АЛМР в добровольном порядке ему не предлагала убрать автобус. Между тем, для него не составляет труда это сделать, однако к АЛМР есть встречные требования об уборке снега, который мешает транспортировке автобуса. Ответчик в судебном заседании, не отрицая принадлежность ему разукомплектованного ТС, полагал, что его размещение в указанном месте не нарушает никаких норм права. Отметил, что спорный автобус является вещественным доказательством по уголовному делу.
Третье лицо Савиных Е.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что она является собственником квартиры в доме № 13-а по ул. Ладожская Флотилия. Окно ванной комнаты выходит прямо на сгоревший автобус. Она обращалась с заявлением, в котором просила АЛМР найти собственника и убрать автобус от ее дома. Данный автобус угрожает ее имуществу, так как имело место его возгорание. Кроме того, это разукомплектованное транспортное средство портит внешний облик, невозможно навести порядок около дома.
Представитель третьего лица, заместитель начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сортавальскому и Лахденпохскому району Карпенко К.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что согласно Правилам противопожарного режима РФ, утвержденным постановлением № 1479 от 16.09.2020, запрещено складировать различные материалы в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями. Автобус находится в непосредственной близости к жилому дому, окна выходят к автобусу, и при повторном возгорании возможно проникновение различных продуктов горения в жилые квартиры. Кроме того, в случае возникновения пожаров в рядом стоящем доме, нахождение разукомплектованного автобуса увеличит время подачи воды, время боевого развертывания и т.д. На данный момент рядом стоят другие ТС, однако они на ходу, и в случае возникновения пожара собственники могут отогнать свои ТС от места пожара. В данном месте автобус стоит уже много лет. Чтобы его подвинуть для организации разворотной площадки под пожарную технику уйдет много времени.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Лахденпохскому району при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ответчик Кодырко В.Е. на основании договора купли-продажи от 13.09.2018, заключенного с Семеновым С.А., приобрел транспортное средство - автобус марки «Икарус 255», государственный регистрационный знак Р 833 НТ 177, 1968 года выпуска, номер шасси 2557019742388, цвет белый (Т. 1 л.д. 219-220).
Факт принадлежности данного автобуса ответчику также подтверждается материалами уголовного дела (Т. 1 л.д. 195-241), многочисленными отказными материалами, которые, в том числе, содержат письменные объяснения Кодырко В.Е. о принадлежности ему указанного транспортного средства.
Вышеуказанное транспортное средство размещено ответчиком Кодырко В.Е. вблизи многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РК, г. Лахденпохья, ул. Ладожская флотилия, д.13-а.
Из представленного материала № 16 об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что 09.08.2019 в 16 часов 38 минут в ОНД и ПР Сортавальского и Лахденпохского районов от диспетчера ПЧ-26 поступило сообщение о пожаре, произошедшем в автомобиле марки «Икарус 255», расположенном по адресу: Лахденпохский район, г. Лахденпохья, ул. Ладожская флотилия, д. 15.
29.09.2021 Савиных Е.В., как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Ладожской флотилии, д. 13-а, обратилась в адрес АЛМР с заявлением, в котором указала, что несколько лет рядом с домом, в непосредственной близости от ее квартиры, стоит сломанный автобус, который неоднократно горел, и в связи с этим, представляет угрозу ее имуществу и имуществу остальных собственников. В связи с чем, Савиных Е.В. просила принять меры к поиску владельца автобуса и обязать убрать свое имущество, которое портит внешний облик не только дворовой территории, но и города в целом (Т. 1 л.д. 92).
В судебном заседании также установлено, что вышеуказанное транспортное средство в настоящее время находится в разукомплектованном состоянии (отсутствуют стекла, ходовые огни, спущены колеса, имеется неограниченный доступ в салон и присутствуют следы пожара), что подтверждается представленными в материалы дела фототаблицей (Т. 1 л.д. 12-13) и не оспаривается сторонами по делу.
В соответствии со схемой расположения (Т. 1 л.д. 125), спорное транспортное средство частично расположено на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Ладожская флотилия, д. 13-а, а также частично на территории общего пользования.
Истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, указал, что хранение спорного транспортного средства на территории общего пользования нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, требования безопасности, поскольку может быть использовано в целях совершения преступлений, в том числе террористической направленности, сокрытия преступлений, а также в иных противоправных целях.
Анализируя сложившуюся ситуацию, доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 устава МО «Лахденпохское городское поселение» и ст. 33 устава МО «Лахденпохский муниципальный район» администрация Лахденпохского городского поселения не образуется, а исполнение полномочий АЛГП в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на администрацию Лахденпохского муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 1, 3 ст. 209 ГК РФ следует, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям и к этим землям не могут быть отнесены земли, находящиеся в частной собственности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно положениям ст. 10 того же Федерального закона граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона при эксплуатации, в том числе транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В соответствии с Правилами благоустройства Лахденпохского городского поселения (далее - Правила благоустройства), благоустройство - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Общественные пространства - это территории муниципального образования, которые постоянно доступны для населения, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки.
Объекты благоустройства - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе площадки отдыха, открытые функционально-планировочные образования общественных центров, дворы, кварталы, территории населенных пунктов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия и т.п.
Содержание объекта благоустройства - поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
В соответствии с разделом 18 Правил благоустройства, контроль за соблюдением правил благоустройства осуществляется администрацией Лахденпохского городского поселения.
Физические и юридические лица, должностные лица обязаны обеспечить соблюдение требований по благоустройству территории города, установленных правилами благоустройства.
Нарушение Правил благоустройства влечет ответственность в соответствии с Законом Республики Карелия об административных правонарушениях.
Общественный контроль является одним из механизмов общественного участия в благоустройстве.
В соответствии с п. 2.1 Правил благоустройства «Санитарное содержание территорий общего пользования» запрещается накапливать мусор на придомовых территориях более 2-х суток, загромождать и засорять их металлическим хламом, строительным и бытовым мусором и другими материалам.
В судебном заседании, в соответствии со ст. 184 ГПК РФ, произведен осмотр спорного транспортного средства и места его размещения.
В ходе осмотра установлено, что автобус размещен в непосредственной близости от одной из центральных улиц города Ладожская флотилия, между магазином «Сампо» и многоквартирным домом № 13-а (л.д. 46-47). Указанное место с очевидностью является территорией общего пользования, так как оно доступно неограниченному кругу лиц. Более того, осмотром установлено, что существующий проезд от ул. Ладожская флотилия, рядом с которым размещено транспортное средство, с большой интенсивностью используется жителями города для прохода и (или) проезда к другим улицам города, в том числе, к центральному рынку. Спорное транспортное средство сильно повреждено пожаром, отсутствуют стекла, спущены колеса. В данное транспортное средство имеется свободный доступ. Окна из квартир многоквартирного дома № 13-а (в том числе из квартиры Савиных Е.В.), выходят на автобус, который расположен на расстоянии около 3-х метров.
Внешний вид спорного автобуса дает основания полагать, что без соответствующего, объемного ремонта, он не может выполнять функции транспортного средства. С очевидностью, местоположение данного автобуса позволяет прийти к выводу, что он размещен не в отведенном для его хранения месте.
Учитывая непосредственную близость расположения автобуса к многоквартирному жилому дому, наличие свободного доступа в салон, а также установленный факт его возгорания, суд находит доводы истца о том, что нахождение данного автобуса создает угрозу имуществу, жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном доме, заслуживающими внимания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Из положений п. 36 ч. указанного Закона следует, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Положениями п. 65 Правил противопожарного режима запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
Кроме того, несмотря на наличие собственника спорного автобуса, его внешний вид создает впечатление нахождения автобуса в бесхозяйном и аварийном состоянии, так как за ним не осуществляется эксплуатационный контроль, текущий ремонт и техническое обслуживание, что с очевидностью может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а также приводит к нарушению прав жителей города на благоустройство, благоприятную окружающую среду, среду обитания, охрану здоровья и жизни. При этом, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Также, частью 21 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, на озелененных территориях общего пользования, а также на иных территориях общего пользования вне установленных для такого размещения мест, за исключением размещения транспортных средств в целях осуществления работ по содержанию и благоустройству таких территорий.
Суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования, в том числе, направлены на пресечение дальнейшего совершения указанного нарушения.
Вопреки утверждениям ответчика, прекращение производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава, не может являться основаниям для отказа в заявленных исковых требованиях.
Суд приходит к выводу о том, что размещение разукомплектованного транспортного средства вблизи одной из центральных улиц города и рядом с многоквартирным домом нарушает как Правила благоустройства Лахденпохского городского поселения, требования пожарной безопасности, так и права жителей города Лахденпохья на благоустройство, благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Довод ответчика о том, что спорный автобус не может быть перемещен, так как он является вещественным доказательством по уголовному делу, суд находит несостоятельным, поскольку материалы уголовного дела, исследованные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют, что данное транспортное средство вещественным доказательством по уголовному делу не признавалось.
По мнению суда, требования истца верно адресованы к ответчику Кодырко В.Е., как собственнику разукомплектованного транспортного средства.
Для исполнения решения, по мнению суда, необходимо установить тридцатидневный срок с даты его вступления в законную силу. В данном случае, учитывая погодные условия и интенсивное таяние снега, суд не принимает во внимание доводы ответчика о невозможности исполнения решения суда без уборки снега вокруг спорного транспортного средства органом местного самоуправления. С очевидностью, к моменту вступления решения суда в законную силу, такие препятствия будут отсутствовать.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Кодырко Валентина Евстафиевича в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить транспортировку (уборку) принадлежащего ему транспортного средства (автобус в разукомплектованном виде) марки «Икарус 255», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 1968 года выпуска, номер шасси <данные изъяты>, цвет белый, с территории общего пользования относительно адресного ориентира: Республика Карелия г. Лахденпохья ул. Ладожской флотилии, у жилого дома № 13А, в место, предназначенное для хранения транспортных средств.
Взыскать с Кодырко Валентина Евстафиевича в доход бюджета Лахденпохского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022.