№ 2-3660/2021
26RS0002-01-2021-004825-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Кравец Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Писаренко Н. В. к Министерству здравоохранения Ставропольского края, третье лицо - ГБУЗ СК «Благодарненская районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит:
- возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края обязанность организовать бесплатное обеспечение Писаренко Н.В. <дата обезличена> года рождения лекарственными препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор КАФТРИО и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от <дата обезличена> ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов;
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на нормы международного права, Конституцию РФ, Федеральный закон от <дата обезличена> №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от <дата обезличена> №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Положение о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, в иске указано, что Писаренко Н.В. <дата обезличена> года рождения является инвалидом с детства, имеет заболевание - Муковисцидоз (<номер обезличен>), тяжелое течение. Хронический гнойно-обструктивный бронхит. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит. Хронический риносинусит без полипов носа, легкое течение.
<дата обезличена> в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого истцу по жизненным показаниям назначены препараты ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор КАФТРИО и ивакафтор (КАЛИДЕКО) не подлежащие замене.
На основании заключения консилиума <дата обезличена> истец обратился в Министерство здравоохранения Ставропольского края с просьбой об организации обеспечения ее названными лекарственными препаратами. Обращение истца зарегистрировано под номером 2584-п, но ответа от Министерства здравоохранения СК не получено, назначенными препаратами не обеспечена.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в срок, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и пояснениям к нему. Указала, что по результатам рассмотрения дела достоверно установлена необходимость постоянного обеспечения истца препаратами, указанным в консилиуме от <дата обезличена>. Указанные в консилиуме назначения актуальны и безальтернативны, в которых истец нуждается в полном объеме на постоянной основе.
Представители ответчика требование иска не признали, просили отказать в его удовлетворении в полном объеме, считая неустановленной необходимость обеспечения истца лекарственными препаратами, указанными в заключении консилиуме, поскольку истец поставлена в очередь на трансплантацию легких, а ответа на запрос Минздрава СК об актуальности применения истцом назначенных препаратов не поступило.
Представитель третьего лица в суд не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, ходатайств в порядке ст.167 ГПК РФ не поступало.
Суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом и в срок извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона, охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 06.04.2004 № 7-П и от 29.03.2011 № 2-П).
Согласно п.1 постановления Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 №564 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Ставропольского края» Министерство здравоохранения Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края, включая вопросы развития здравоохранения, профилактики заболеваний, лекарственного обеспечения, фармацевтической деятельности, санитарно-гигиенического просвещения населения Ставропольского края, обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия, а также отдельные полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.
В соответствии с п.10.7 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В судебном заседании установлено, что Писаренко Н.В. является инвалидом с детства. Имеет заболевание - Муковисцидоз (F508del/3272-16T>A), тяжелое течение. Хронический гнойно-обструктивный бронхит. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит. Хронический риносинусит без полипов носа, легкое течение.
<дата обезличена> консилиумом врачей ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России истице назначены по жизненным показаниям препараты ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор КАФТРИО и ивакафтор (КАЛИДЕКО) не подлежащие замене (л.д.12-13).
<дата обезличена> истец обратилась в Министерство здравоохранения Ставропольского края по вопросу льготного обеспечения лекарственными препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор КАФТРИО и ивакафтор (КАЛИДЕКО).
Обращения истца в Минздрав СК материалы дела не содержат, направление истцом указанного обращения ответчиком не оспаривается.
С <дата обезличена> Писаренко М.В. находилась на стационарном лечении в ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России.
<дата обезличена> ответом министерства здравоохранения СК (л.д.26-27) истцу сообщено, что с целью решения вопроса по организации лекарственного обеспечения истца, министерство обратилось в министерство финансов СК с вопросом о возможности дополнительного выделения финансовых средств для обеспечения препаратами согласно консилиуму от <дата обезличена> ФГБУ «Научно- исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России. После выделения финансирования министерство в кратчайшие сроки организует закупку лекарственных препаратов за счет денежных средств краевого бюджета.
Кроме того, в ответе указано на обеспечение истца лекарственными препаратами по решению Ленинского районного суда г.Ставрополя от <дата обезличена>, а также на основания и обстоятельства дальнейшего обеспечения.
Дополнительно рекомендовано на время отсутствия препаратов «Трикафта» или «Кафтрио» в сочетании с «Калидеко» обратиться к ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России и инициировать вопрос применения вышеуказанных препаратов на базе федеральной клиники.
С <дата обезличена> по <дата обезличена> истец находилась на лечении и обследовании в ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова» Минздрава России с диагнозом кистозный фиброз с легочными проявлениями (л.д.45).
Согласно выписному эпикризу (<номер обезличен>) по результатам комплексного клинико-лабораторно-инструментального обследования подтверждены показания для выполнения трансплантации легких. Учитывая необратимость основанного заболевания, бесперспективность консервативной терапии и результаты комплексного обследования, пациенту Писаренко М.В. показана трансплантация легких, в связи с чем, она включена в лист ожидания трансплантации легких (л.д.126-130).
В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке.
В целях реализации положений ст. 44 ФЗ №323, Постановлением Правительства РФ №1416 утверждены:
- Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
- Правила ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Пунктом 3 Постановления определено, что право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей. Дата включения больного в региональный сегмент фиксируется лечащим врачом в медицинской карте больного или истории развития ребенка.
Источником финансирования обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Минздраву РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В данном перечне отсутствуют назначенные истице лекарственных препаратов.
Согласно п.3 ст. 47 Федерального закона от №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.
Аналогичные положения содержит постановление Правительства РФ от 29.09.2010 №771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации»).
В соответствии с п. 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 №494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Нуждаемость Писаренко Н.В. в применении лекарственных препаратов по жизненным показаниям подтверждается материалами дела, в том числе дополнительными разъяснениями ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, истребованными судом и пояснениями к консилиуму, представленными стороной истца.
Согласно ответу и.о. директора ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от <дата обезличена> <номер обезличен> протокол консилиума врачей от <дата обезличена> в отношении пациентки Писаренко Н.В. <дата обезличена> года рождения актуален по состоянию на <дата обезличена>. Лекарственные препараты, назначенные согласно протоколу консилиума врачей от <дата обезличена>, необходимы Писаренко Н.В. по жизненным показаниям, на постоянной основе, бессрочно (л.д.44, 113).
Из пояснений к протоколу консилиума ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России в отношении пациентки Писаренко М.В. от <дата обезличена> следует, что Писаренко М.В. в настоящее время нуждается в лекарственных препаратах, назначенных консилиумом от <дата обезличена> и дополнительным консилиумом от <дата обезличена>. Назначенные лекарственные средства замене не подлежат и не имеют взаимоисключающего значения. Таргетная терапия генными корректорами ТН Кафтрио и Калидеко не подразумевает отмены ингаляционной антибактериальной терапии ТН Кайстоном и внутривенной терапии Колистифлексом. Пациентка нуждается в наблюдении и назначениях в полном объеме (л,д.131-133).
Истица указанными лекарственными препаратами не обеспечена. Лекарственные препараты являются для Писаренко Н.В. жизненно важными, не обеспечение ими приводит к нарушению конституционных прав на получение медицинской помощи, необходимой для поддержания жизни и здоровья.
Доводы ответчика о не поступлении в Минздрав СК ответа из ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова» Минздрава России о возможности совмещения назначенных истцу препаратов во избежание нанесения вреда последней, судом отклоняются как несостоятельные.
Согласно ответу ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова» Минздрава России от <дата обезличена> на запрос суда, сообщено, что назначение и проведение таргетной терапии муковисцидоза не соответствует профилю и характеру оказываемой в ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова» Минздрава России медицинской помощи Н.В. Писаренко.
В то время как профильное медицинское учреждение ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России в пояснениях к консилиумам указало отсутствие взаимоисключающего значения назначенных пациентке Писаренко М.В. лекарственных препаратов.
Доказательств возможности причинения вреда истцу при исполнении назначений ФГБУ НИИ пульмонологии ФМБА России, ответчиком, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Указание ответчика на невостребованность закупленных истцу препаратов по решению Ленинского районного суда г.Ставрополя от <дата обезличена> не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Писаренко М.В., так как закупленные по решению суда от <дата обезличена> препараты не исключают необходимости обеспечения истца препаратами Калидеко и Кафтрио.
Необходимость обеспечения истца жизненно важными препаратами действительна на сегодняшний день, то есть, до проведения оперативного вмешательства по трансплантации легких, поскольку дата его проведения не установлена и зависит от очередности поставленных на учет пациентов и наличия донора.
Кроме того, в соответствии с заключениями Министерства здравоохранения (разрешительными документами) от <дата обезличена> (л.д.58-59, 69-70) разрешен ввоз лекарственных препаратов Калидеко (Ивакафтор) и Кафтрио (Ивакафтор 75мг/ Тезакафтор 75мг / Элексакафтор 100 мг) для оказания медицинской помощи пациентке Писаренко М.В.
Проанализировав изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что ответчиком до настоящего времени не предприняты действенные меры для надлежащей организации обеспечения истца лекарственными препаратами, назначенными по жизненным показаниям.
Поскольку Министерство здравоохранения Ставропольского края в соответствии с его полномочиями и компетенцией, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, осуществляет ведомственный контроль качества медицинской деятельности подведомственных медицинских организаций и фармацевтических организаций Ставропольского края, является главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство функций, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности надлежащим образом организовать обеспечение Писаренко Н.В. лекарственными препаратами в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая соответствующую просьбу истца, с учетом характера ее заболевания и принимая во внимание, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее здоровья, суд приходит к выводу об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Министерство здравоохранения, является государственным учреждением, созданным в целях осуществления государственных задач в сфере охраны здоровья граждан для обеспечения оперативного и качественного снабжения медицинских и аптечных учреждений лекарственными средствами и осуществляет их закупку в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктами 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ Министерство здравоохранения СК самостоятельно выступает заказчиком при закупках для государственных нужд в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.
На основании ст. 525 ГК РФ и п. 3 ст. 3 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Обращение решения суда к немедленному исполнению предполагает совершение действий, направленных на его исполнение до даты его вступления в законную силу.
Учитывая, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрен необходимый алгоритм действий, направленный на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план график закупок до заключения контракта), требующий временных затрат, то в данном случае немедленное исполнение решения суда должно производиться в соответствии с названной нормой права.
Поскольку решением суда на ответчика возложена обязанность по обеспечению истца жизненно важным препаратом, следовательно, выполнение требований Федерального закона от <дата обезличена> №44-ФЗ по закупке препарата, должно быть произведено в кратчайшие сроки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Писаренко Н. В. к Министерству здравоохранения Ставропольского края – удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края обязанность организовать бесплатное обеспечение Писаренко Н. В. <дата обезличена> года рождения лекарственными препаратами ивакафтор/тезакафтор/элексакафтор КАФТРИО и ивакафтор (КАЛИДЕКО), назначенными по жизненным показаниям, указанными в Консилиуме от <дата обезличена> ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России на постоянной основе, до отмены препаратов.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 06.09.2021.
Судья И.Н.Маслова