РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 января 2021 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием прокурора Артемьева А.А.,
представителя административного истца Канцерова П.В.,
административного ответчика Зелепущенкова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия к Зелепущенкову Р.А. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК (далее – ИК-7) обратилось с иском об установлении административного надзора в отношении Зелепущенкова Р.А. по тем основаниям, что Зелепущенков Р.А., отбывающий в настоящее время наказание в виде лишения свободы по приговору Кондопожского городского суда РК от 31.01.2017, 16.03.2021 подлежит освобождению из мест лишения свободы. Данным приговором в действиях Зелепущенкова Р.А. был установлен опасный рецидив преступлений. Указывая на данные обстоятельства, а также ссылаясь на положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», администрация ИК-7 просит установить в отношении Зелепущенкова Р.А. административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и возложить на него административные ограничения в виде: явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания в период времени с 22 час. до 06 час..
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления.
Административный ответчик Зелепущенков Р.А. в судебном заседании исковые требования признал частично. Согласившись в целом с требованием об установлении административного надзора и его сроком, просил не устанавливать ограничение в виде запрета пребывания в ночное время вне места жительства, ссылаясь на необходимость осуществления трудовой деятельности.
Прокурор в своём заключении считал иск ФКУ ИК-7 подлежащим удовлетворению в полном объеме по доводам административного искового заявления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы применения административного надзора, регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 1, 2 ФЗ № 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ).
В судебном заседании установлено следующее.
В настоящее время Зелепущенков Р.А., являясь совершеннолетним лицом, отбывает наказание по приговору Кондопожского городского суда РК от 31.01.2017 за совершение преступления, предусмотренного <...> УК РФ, в виде реального лишения свободы.
Данным приговором в его действиях установлен опасный рецидив преступлений, совершенное преступление отнесено к категории тяжких.
В последующем уголовный закон в части установления в действиях опасного рецидива преступлений не изменялся.
Таким образом, в настоящее время Зелепущенков Р.А. имеет непогашенную судимость по приговору Кондопожского городского суда РК от 31.01.2017 за совершение тяжкого преступления при наличии в его действиях опасного рецидива преступлений. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается. Административный надзор должен быть установлен по данному обстоятельству.
При таких обстоятельствах суд находит ответчика объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых п. 2 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ, и нуждающимся в установлении административного надзора в силу требований закона.
Из характеристики ИК-7 следует, что Зелепущенков Р.А. за период отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно: не трудоустроен, мер к трудоустройству не предпринимал; принимает участие в работах в порядке ст. 106 УИК РФ, к труду относится удовлетворительно; взыскания погашены, поощрений не имеет; состоял на профилактическом учете <...> (снят 27.02.2020), состоит на учете как склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенности; мероприятии воспитательного и режимного характера посещает, старается делать должные выводы; социально-полезные связи не утрачены; вину по приговору признал частично.
При разрешении вопроса о сроке административного надзора и о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении ответчика в рамках административного надзора, суд учитывает данные о личности Зелепущенкова Р.А., обстоятельства совершения им преступления, характеризующие данные при отбытии наказания, положения ч.ч. 1, 2 ст. 4 ФЗ №-64, ч. 8 ст. 272 КАС РФ и иные значимые для дела обстоятельства.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции на дату совершения преступления) срок погашения судимости по приговору составляет 8 лет.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ, срок надзора, необходимый для установления Зелепущенкову Р.А., соответствует сроку погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 статьи 4 ФЗ № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, личность административного ответчика, суд полагает необходимым установить Зелепущенкову Р.А. две явки в орган внутренних дел для регистрации.
В судебном заседании установлено, что Зелепущенков Р.А. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ...
Одним из видов административных ограничений, является запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Учитывая, что Зелепущенков Р.А. имеет постоянное место жительства, а также то обстоятельство, что преступление совершено им вне его места жительства, в ночное время, данные о личности, его поведение во время отбытия наказания, суд усматривает наличие оснований для установления ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при изменении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия удовлетворить частично.
Установить в отношении Зелепущенкова Р.А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением следующих ограничений:
- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания, с 22 часов до 06 часов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Судья А.В. Тугорева
Мотивированное решение составлено 13.01.2021.