Решение по делу № 3а-508/2015 от 22.09.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2015 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

С участием прокурора Тихоновой Ю.В.

При секретаре судебного заседания Филатовой К.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-508/2015 по административному иску Акимочкиной И.В. о признании недействующим в части нормативно-правового акта,

    УСТАНОВИЛ:

    Акимочкина И.В. обратилась в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативно-правового акта, принятого собранием представителей муниципального образования с.п. Макарьевка, указав, что Решением собрания представителей сельского поселения Макарьевка муниципального района Безенчукский Самарской области № 25/10 от 30.08.2011 г. «Об утверждении Порядка предоставления российским немцам и членам их семей жилых домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2009-2012 годы» утвержден «Порядок предоставления гражданам жилых домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2009-2012 годы».

Указанное Решение и прилагаемый Порядок опубликованы в «Вестнике сельского поселения Макарьевка муниципального района Безенчукский Самарской области» 01.09.2011г.

Полагает, что пункт 7 указанного Порядка, которым установлено, что: «если ранее предоставленный жилой дом, построенный в рамках целевой программы, находится в собственности гражданина немецкой национальности и членов его семьи, при повторном предоставлении им жилого дома, построенного в рамках целевой программы, первый жилой дом должен быть передан в собственность сельского поселения Макарьевка», противоречит положениям глав 7 и 8 ЖК РФ, а также ч.3 ст.1, ст.14, п.3.ч.3 ст.11 ЖК РФ, поскольку федеральное законодательство не предусматривает передачу занимаемого гражданами жилого помещения и находящегося в их собственности в собственность сельского поселения, в случаи предоставления жилого помещения по договору социального найма большей площади.

Так же указали, что оспариваемые положения нормативно-правового акта применены судебными инстанциями при рассмотрения спора, возникшего между административным истцом и органами местного самоуправления Безенчукского района по вопросу права на занятие жилого помещения, предоставленного по договору социального найма и получения его в собственность в порядке приватизации.

Просила административный иск удовлетворить.

Административный истец Акимочкина И.В. в судебное заседание не явилась, извещалась по почте судебной повесткой, не просила об отложении слушания по делу, направила в суд своего представителя с надлежаще оформленной нотариально удостоверенной доверенностью.

Представитель административного истца Акимочкиной И.В. – адвокат Спиридонов Д.Г., действующий на основании доверенности от 26.08.2015г. заявленные требования поддержал, полагает, что именно пункт 7 оспариваемого Порядка нарушает права административного истца, поскольку при рассмотрении спора гражданского, суды, приняв во внимание данные положения, пришли к выводу о необходимости выселения семьи Акимочкиной И.В. из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

Представитель администрации муниципального района Безенчукский Самарской области и Собрания представителей с.п. Макарьевка, Варламова А.О., действующая на основании доверенности от 14.01.2015г. и от 01.09.2015г. требования не признала, указав, что оспариваемый Порядок принят собранием представителей сельского поселения Макарьевка с учетом передачи им полномочий по распоряжению жилым фондом, находящимся на территории сельского поселения. Жилые дома, предоставляемые в соответствии с указанным Порядком построены во исполнение федеральной и областной программ по обеспечению жильем российских немцев, проживающих на территории сельского поселения. Указанный жилой фонд предоставляется только лицам, имеющим принадлежность к немецкой национальности и подлежит перераспределению также только в пределах указанной категории граждан.

Представитель Собрания представителей с.п. Макарьевка и администрации с.п. Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области Калмыков Ю.П., дей    ствующий на основании доверенностей от 01.09.2015г. и от 01.11.2015г. суду пояснил, что в настоящее время с.п. Макарьевка реорганизовано путем присоединения к с.п. Ольгино. Порядок предоставления жилых домов семьям из числа граждан немецкой национальности не нарушает прав административного истца, поскольку только при получении жилого помещения большей площади, подлежит передачи ранее предоставленный в рамках такой же федеральной или областной программ жилой дом. Указанный жилой фонд перераспределяется только между оговоренной категорией граждан и не может быть использовал для целей обеспечения жилым помещением иных граждан, претендующих на улучшение жилищных условий.

Представители Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, согласно которому полагают, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт прекратил свое действие.

Представители Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, письменного отзыва суду не предоставили.

Прокурор Тихонова Ю.В. полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовой акт соответствует требованиям, в том числе жилищного законодательства, не ущемляет прав и свобод граждан, получающих жилые помещения в рамках целевой областной программы, поскольку ее финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в отношении отдельной категории граждан, а не в рамках общих положений, урегулированных жилищным законодательством.

Суд в соответствии с положениями п.5 ст. 213 КАС РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч.6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Судом установлено, что распоряжением Правительства РФ от 29.08.2007г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы». Положения данной федеральной программы основываются на нормах Конституции РФ, Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», ФЗ «О национально-культурной автономии» и «О государственном языке Российской Федерации», а также на решениях Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев. Нормы Жилищного кодекса РФ не являлись основанием для принятия указанной Программы.

Во исполнение указанной Концепции принято постановление Правительства РФ от 05.03.2008г. № 142 «О федеральной целевой программе «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».

Задачами Программы, в том числе, является обеспечение улучшения условий проживания российских немцев в местах компактных поселений. Ожидаемые результаты предполагают, в том числе ввод в действие индивидуальных жилых и многоквартирных домов для 687 семей российских немцев.

Финансирование программы осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В целях исполнения выше указанной программы, на территории Самарской области принята областная целевая программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев в Самарской области на 2009-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2008г. № 378.

В рамках данной областной целевой программы определены цели и задачи, аналогичные федеральной программе. Исполнение расходных обязательств Самарской области, возникающих на основании данного Постановления, осуществляется Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий финансовый год в установленном порядке министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Из приложения № 3 к Областной целевой программе следует, что строительство объектов предполагается в с. Макарьевка, с. Иоганнесфельд, с. Соловьево.

Порядок предоставления жилых помещений сами Программы не предусматривали.

Как следует из Устава муниципального района Безенчукский Самарской области, в состав сельского поселения Макарьевка входили села Макарьевка и Иоганнесфельд, которые относятся к местам компактного проживания российских немцев.

В настоящее время в соответствии с Законом Самарской области «О преобразовании отдельных сельских поселений муниципальных районом Безенчукский, Исаклинский, Клявлинский, Шенталинский Самарской области путем их объединения и установления границ вновь образуемых сельских поселений соответствующих муниципальных районов Самарской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» от 30.04.2015г. с.п. Макарьевка объединено в с.п. Ольгино Безенчукского района.

В соответствии с областной целевой программой в период до 2012г. на территории с. Макарьевка и с. Иоганнесфельд выстроены одноквартирные трех и пятикомнатные жилые дома для предоставления семьям граждан немецкой национальности.

В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2010г. указанные дома введены в эксплуатацию и поступили в собственность сельского поселения Макарьевка.

Согласно протоколу заседания комиссии от 26.01.2011г. с участием заместителя министра минэкономразвития, инвестиции и торговли Самарской области ( как органа, ответственного за исполнение областной целевой программы) администрации сельского поселения Макарьевка муниципального района Безенчукский совместно с администрацией муниципального района Безенчукский поручено разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления гражданам жилых домов, построенных в с. Иоганнесфельд м.р. Безенчукский в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2009-2012 годы».

Во исполнение поручения органа исполнительной власти субъекта РФ, собранием представителей с.п. Макарьевка м.р. Безенчукский Самарской области принято решение от 30.08.2011г. № 25/10 «Об утверждении Порядка предоставления российским немцам и членам их семей жилых домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 года» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2009-2012 годы».

Данное решение опубликовано 01.09.2011г. в «Вестнике сельского поселения Макарьевка муниципального района Безенчукский Самарской области».

Как пояснил представитель сельского поселения, с предоставлением соответствующих решений собрания представителей сельского поселения Макарьевка, во исполнение полномочий, предусмотренных ст.35 Устава сельского поселения Макарьевка, собрание представителей принимает решения во вопросам управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности сельского поселения, в связи с чем до настоящего времени осуществляется передача жилых домов, выстроенных в рамках целевой программы семьям из числа граждан немецкой национальности, поскольку имелись свободные жилые помещения.

Таким образом, Порядок применяется до настоящего времени и является действующим.

Согласно пункту 7 выше указанного Порядка предусмотрено, что «если ранее предоставленный жилой дом, построенный в рамках целевой программы, находится в собственности гражданина немецкой национальности и членов его семьи, при повторном предоставлении им жилого дома, построенного в рамках целевой программы, первый жилой дом должен быть передан в собственность сельского поселения Макарьевка».

Обращаясь в суд, административный истец указал, что выше изложенные положения нормативно-правового акта противоречат жилищному законодательству, поскольку предоставление по договору социального найма жилого помещения в целях улучшения жилищных условий не предполагает передачу ранее занимаемого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, в собственность муниципалитета.

Оценивая заявленные требования, суд полагает, что они основаны на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в силу пунктов 3,4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, стимулируют жилищное строительство.

Определяя одним из критериев предоставление жилого помещения в целях улучшения жилищных условий граждан определенной категории – из числа лиц немецкой национальности, в местах их компактных проживаний на территории сельского поселения Макарьевка, собрание представителей своим решением, в целях наиболее полного и обоснованного исполнения целей и задач программы по социально-экономическому и этнокультурному развитию российских немцев, была вправе ввести и иные критерии как нуждаемости, при которой граждане вправе стать участниками данной программы, так и условий предоставления, если ранее данные граждане уже получали жилое помещение безвозмездно за счет целевой программы, регулирующей порядок предоставления жилого помещения также гражданам из числа лиц немецкой национальности.

В данном случае, жилой фонд, выстроенный в рамках целевой программы, имеет ограничения по кругу граждан, которым он может быть предоставлен, следовательно, органы местного самоуправления обоснованно включили в Порядок его предоставления нормы, позволяющие предоставить жилые помещения наибольшему числу лиц такой категории.

Суд полагает, что наличие положения жилищного законодательства, регулирующего предоставление жилых помещений на основании договора социального найма, не предусматривающих передачи ранее занимаемого жилого помещения при предоставлении иного, в собственность муниципалитета, не может служить запретом на введение указанного критерия при предоставлении жилого помещения, выстроенного в рамках определенной целевой программы, как дополнительного условия.

Суд учитывает, что передаче в собственность с.п. Макарьевка предполагается не любое жилое помещение, находящееся в собственности гражданина, претендующего на улучшение условий проживания, а только ранее предоставленное в рамках целевой программы по улучшению жилищных условий российских немцев, что позволяет обеспечить как нуждаемость граждан такой национальности в улучшении жилищных условий, так и баланс прав и законных интересов иных лиц, из числа указанной категории, на получение жилого помещения впервые.

Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя сельского поселения о том, что выстроенные дома состоят из 3 или 5 комнат, каждый значительной площади: 3х-комнатные – около 140 кв.м. общей площади, 5-тикомнатные -более 200 кв.м., что, при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий, не позволяет предоставить в рамках данной целевой программы жилое помещение в дополнение к уже имеющемуся, поскольку это будет значительным превышением нормы предоставления жилого помещения (более 18-25 кв.м., определенных Порядком предоставления), в связи с чем пункт 7 и был введен.

Сама областная целевая программа принималась не во исполнение требований Жилищного кодекса РФ, следовательно, порядок предоставления жилых помещений в рамках ее реализации может быть отличным от общих норм, указанных в положениях ст.ст. 49-60 ЖК РФ, определяющих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Ссылки на положения ч.3 ст.1 ЖК РФ, согласно которой жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, суд также полагает необоснованными, поскольку участие в указанной областной целевой программе носит заявительный характер, не исключает прав граждан на постановку в очереди на улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным кодексом, за счет жилого фонда, находящегося в собственности соответствующего органа местного самоуправления и не имеющего ограничения по категории граждан, которым оно может быть предоставлено.

Кроме того, суд полагает, что оспариваемый Акимочкиной И.В. пункт нормативно-правового акта не нарушает ее прав и законных интересов.

Из материалов гражданских дел , рассмотренных <данные изъяты> следует, что супругом административного истца –ФИО1. совместно с членами семьи в рамках федеральной программы 1992-1998г. по договору с государственно-общественным фондом «Российские немцы» получен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанное жилое помещение поступило в собственностью истицы, ее супруга и сына на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках областной целевой программы 2009-2012 г. Акимочкина И.В. вновь обратилась с заявлением о предоставлении жилого дома, указав, что имеется нуждаемость в жилом помещении в связи с недостаточностью площади в занимаемом семьей жилом доме. На основании решения собрания представителей с.п. Макарьевка ей предоставлен 5-ти комнатный жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ. В 2015 году ФИО2. – сын административной истицы обратился в <данные изъяты> с исковым заявлением, в том числе о признании за ним права собственности в порядке приватизации на 5-тикомнатный жилой дом, поскольку ранее в приватизации он участвовал в несовершеннолетнем возрасте. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении требований отказано, удовлетворены частично встречные требования администраций муниципального района Безенчукский и с.п. Макарьевка, семья Акимочкиной И.В. выселена из жилого дома, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии нуждаемости у семьи Акимочкиных в улучшении жилищных условий на момент принятии заявления о предоставлении дополнительной жилой площади и на момент предоставления жилого дома.

Таким образом, оспариваемые положения Порядка хотя и упоминаются в решение суда, однако не явились единственным основанием, по которому принято решение о выселении семьи административной истицы из жилого помещения, предоставленного в рамках областной целевой программы.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 180, ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного иска Акимочкиной И.В. о признании недействующим п.7 Порядка предоставления гражданам жилых домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российский немцев на 2009-2012 годы», утвержденного решением собрания представителей сельского поселения Макарьевка муниципального района Безенчукский Самарской области № 25/10 от 30.08.2011г. «Об утверждении Порядка предоставления российским немцам и членам их семей жилых домов, построенных в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 года» и областной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2009-2012 годы» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Самарский областной суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.12.2015г.

Председательствующий :подпись

Копия верна.

Судья

Секретарь

3а-508/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Акимочкина И.В.
прокурор
Ответчики
Собрание представителей с.п. Макарьевка м.р. Безенчукский Самарской области
Другие
Министерство строительства Самарской области
Администрация м.р. Безенчукский Самарской области
Администрация с.п. Ольгино м.р. Безенчукский Самарской области
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
22.09.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.09.2015[Адм.] Передача материалов судье
24.09.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2015[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.10.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.12.2015[Адм.] Судебное заседание
04.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее