2-9196 / 2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2015 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска УР
в составе:
председательствующего судьи В.М.Нуриевой
с участием адвоката Е.В. Черепановой
при секретаре А.В. Кабанове
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойцовой О.В. к Насоновой М.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Бойцова О.В. обратилась в суд с иском к Насоновой М.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик была зарегистрирована в доме, расположенном по адресу: УР, <адрес>, 7 км Як-Бодьинского тракта, 155, однако в указанном доме после его продажи ответчик не проживает. Между истцом и Насоновой Т.М. был заключен договор купли-продажи <данные изъяты> Насонова Т.М. при продажи дома приняла на себя обязательство снять с регистрационного учета, свою дочь Насонову М.Н., однако ответчик не снялись с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
За защитой своих интересов истец обратилась в суд.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик Насонова М.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была извещена по месту регистрации, однако по указанному адресу не проживает, о чем обслуживающей организацией сделана соответствующая отметка, место жительства ответчика неизвестно. В связи с неизвестностью места пребывания ответчика дело рассмотрено в соответствии со статьей 119 ГПК РФ в ее отсутствие.
Выслушав объяснения истца, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<дата> между Бойцовой О.В. и Насоновой Т.М. был заключен договор купли-продажи N01/014/2015– 1254 земельного участка (кадастровый номер <номер>), расположенного на землях населенных пунктов и предназначенный для ведения дачного хозяйства, общей площадью 614 кв.м., находящегося по адресу: УР, <адрес>, 7км Як-Бодьинского тракта, 154 и расположенную на нем дачу (кадастровый (или условный) <номер>), находящуюся по адресу: УР, <адрес>, 7 км Як-Бодьинского тракта, 19, <адрес>,
- земельного участка (кадастровый <номер>), расположенного на землях населенных пунктов и предназначенный для ведения дачного хозяйства, общей площадью 400 кв.м., находящегося по адресу: УР, <адрес>, 7 км Як-Бодьинского тракта, 155 и расположенную на нем жилой дом-дачу с постройками и пристройками (кадастровый (или условный) <номер>), находящийся по адресу: УР, <адрес>, 7 км Як-Бодьинского тракта, <адрес>.
Право собственности на указанные объекты недвижимости было зарегистрированы <дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
Истец пользуется и распоряжается указанными земельными участками, осуществляет строительство нового жилого дома, взамен непригодных для проживания.
Несмотря на продажу жилого дома, регистрацию права собственности истца на спорные жилые помещения, ответчик не снимается с регистрационного учета по месту жительства.
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном исследованными доказательствами, в том числе договором купли-продажи спорных домов, передаточным актом, а также пояснениями свидетелей <данные изъяты>
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в связи с чем, соответствующее право собственника может быть ограничено по требованию других проживающих, но лишь в том случае, если его реализация приводит к реальному нарушению их прав, свобод и законных интересов, и наоборот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из смысла ст. 209 ГК РФ следует, что с момента прекращения права собственности бывший собственник утрачивает право владения, пользования и распоряжения имуществом, право собственности, на которое у него прекратилось.
В соответствии со статьей 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права хотя бы эти нарушения и не были лишены с лишением владения.
Зарегистрировав сделку купли-продажи, истец стал собственником спорных жилых домов. Заключение данного договора и его государственная регистрация свидетельствуют о возникновении у истца прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а у ответчика - прекращение этих прав, что предполагает и утрату у нее права пользования жилым помещением.
Таким образом, требование истца о признании ответчика утратившим право пользования спорным жилым домом <номер> основано на законе.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Поскольку ответчик продав земельные участки с находящимися на нем жилыми домами и сменив место постоянного жительства, должна была совершить действия по снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пункт 12 договора купли-продажи), своей дочери Насоновой М.Н., которая уклоняются от исполнения данной обязанности, в связи с чем и в соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 713, действия по снятию ответчика с регистрационного учета по месту жительства должны быть осуществлены органами регистрационного учета на основании решения суда.
В силу пункта 1 статьи 558 ГК РФ существенным условием договора продажи квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование передаваемым жилым помещением.
Поскольку законом предусмотрены случаи, при которых переход права собственности на жилое помещение от одного лица к другому не прекращает право пользования определенной категории лиц, не являющихся собственниками этого жилого помещения (например, членов семьи собственника, бывших членов семьи собственника, арендаторов и т.п.), Гражданским кодексом, в частности, пунктом 1 статьи 558, определена необходимость указания этих лиц и их прав на пользование жилым помещением в договоре.
Таким образом, указанный в статье перечень относится только к лицам, которые не являются собственниками жилого помещения. Собственников жилого помещения, которые его продают, он не касается, т.к. прекращение права собственности на основании сделки, как было указано выше, прекращает у бывших собственников право пользования жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░